top of page
Вадим Курлат

Древние монстры Земли и Океана

Бегемот, он же гиппопотам, – животное, знакомое сегодня всем. Этакий грозный, нелепого вида гигант. Но сегодня мы поговорим не о реальном млекопитающем, которое, кажется, изучено зоологами вдоль и поперек, а о Бегемоте мифическом, образ которого издревле пугал и отталкивал.

Библейское толкование

Этот монстр довольно точно описан в десяти стихах ветхозаветной Книги Иова. Это чудовище, во-первых, первобытное, созданное Богом, наряду с человеком. Во-вторых, травоядное – «он ест траву, словно вол», имеет мощные мускулы, кости, «будто железные прутья», а ноги – «словно медные трубы». Существо живет на болоте, спит в тени ив, пьет из реки, а «горы приносят ему еду». В библейской традиции Бегемот является главным и непобедимым монстром на суше. Подобно Левиафану – основному водному чудовищу. Иногда его описывают как нечто похожее на дракона.

По другой легенде, никто не сможет истребить этого земного монстра, за исключением Бога – «Того, кто данное животное создал». Этимология слова «бегемот», как утверждают языковеды, восходит к множественному числу древнееврейского «бехема», что означает «скотина». Луис де Леон, испанский поэт, мистик, переводчик и толкователь библейских текстов в своем «Пояснении…» к Книге Иова говорит так: «Это древнееврейское название, как если сказать бы «скоты»; а по общему разумению оно именует слона, названного таким образом за его огромность, словно одно животное равно многим».

Любопытным фактом является то, что во множественном числе произносится в Библии также и Элохим – имя Бога, хотя и управляемый глагол употреблен в единственном (если дословно: «В начале сотворил Боги небо и землю»).

Есть свидетельства о данном существе и в других мифологиях и религиях. Еврейский монстр Бегемот, по мнению некоторых исследователей, ассоциируется с аналогичным существом у древних персов и считается Царем всех зверей. Немалое внимание уделяется данному персонажу и в христианской демонологии, но уже в другой ипостаси и с иными функциями и характеристиками.

Христианский вариант

Согласно новозаветным источникам и их трактовкам, Бегемот ассоциируется с демоном, что может принять форму любого крупного животного, даже не столь габаритного, как слон или гиппопотам. В топе воплощений: собака, волк, лиса, кот (так вот откуда у булгаковского героя кота Бегемота «ноги растут»). Этот адский персонаж, согласно небезызвестному «Молоту ведьм», провоцирует у людей звериные наклонности. А также нападает на человека, используя сладострастие, что может «ощущаться как зуд в районе чресл». Бегемот, по мнению европейских демонологов Средневековья и Раннего Возрождения, может принять и женский образ, чтоб искусить и ввести в соблазн мужчину.

Также он ответственен за богохульство и сквернословие, а как придворный Сатаны имеет должность хранителя кубка, руководя пирами, которые устраивает властитель ада. А еще, согласно средневековым «свидетельствам очевидцев», монстр – чуть ли не самый жестокий палач, а все грешники трепещут, заслышав его пение и трубу.

В христианской традиции его зачастую изображают чудищем с гиппопотамьей головой, с увесистым животом, слоновьими ногами и когтистыми руками. А по описаниям бестиариев, Бегемот может вызывать землетрясение и имеет еще одно лицо на своей груди. В христианской демонологии он также олицетворяет чревоугодие.

Реальное животное или динозавр?

Многие исследователи интерпретируют Бегемота как мифологическое существо. Однако некоторые пытаются идентифицировать его облик с земными животными.

Так, в Книге Иова Бегемот с Левиафаном перечислены в ряде с реальными представителями фауны: козой, орлом, ястребом, к примеру. Это позволяет ученым предполагать, что властители воды и земли могут быть вполне реальными существами. А на роль библейского Бегемота прочат и индийского буйвола, и носорога, и слона, и, собственно, гиппопотама. В противовес этому криптозоологи предполагают: Бегемот был динозавром. К примеру, зауроподом из группы четвероногих и растительноядных, обитавших вплоть до мелового периода, предположительно, на всех материках. У большого зауропода как раз и был массивный хвост («поворачивает хвостом, словно кедром»), а также некоторые другие схожие по описанию характеристики.

Кто такой Левиафан?

С идентификацией другого монстра – теперь уже морского – у ученых тоже имеются свои трудности. Это мифическое чудовище, яркий образ которого, по всей видимости, перешел из Вавилона и Ханаана – персонификация сил зла. Угаритский Латан, спутник морского бога, повергается верховным Баалом. Причем он был уничтожен еще в доисторическое время.

Его основные характеристики в этом эпосе – множество голов, огромные глаза, позволяющие видеть сквозь толщу вод, двойные ряды острейших зубов, которые сверкают. Длинные тонкие шеи, которые венчают громадные и вытянутые головы. Возможна и отдаленная связь чудовищного Левиафана с Тиамат из Древнего Вавилона. Та олицетворяла морскую стихию, а при делении вод на верхние и нижние была рассечена пополам самим Мардуком.

Нечто подобное в описании видим и в Ветхом Завете. Исследователи насчитали порядка 90 стихов, в которых упоминается Левиафан. Здесь данное морское животное описывается то как крокодил, то как гигантский змий или же чудовищный дракон. В Библии Левиафан упоминается (вместе с уже знакомым нам Бегемотом) как пример божественного творения, которое непостижимо для людей. Или выступает в роли враждебного высшим силам могущественного монстра, над которым Бог периодически одерживает победу.

В Книге Еноха а также и в других манускриптах говорится о первоначальном отделении друг от друга Бегемота и Левиафана как женского и мужского полов, которые в состоянии первобытного хаоса были слиты воедино.

Но наиболее объемное (и весьма поэтическое) описание этого «чудища морского» читаем в Книге Иова: «Не существует отважного смельчака, который бы потревожил Левиафана. Не умолчу и о членах его, и о силе, о прекрасной соразмерности пропорций. Кто сможет открыть верх одежд его, кто приблизится к двойным челюстям зверя? Кто сможет отворить дверь лица? Круг его зубов – ужас; крепкие щиты панциря – само великолепие; они скрепляются, как печатью – накрепко, и один с другим соприкасается столь близко, что воздух не пройдет меж ними; друг с другом сцеплены столь плотно, что не раздвигаются. От чиха зверя зажигается свет; глаза его, как зоряные ресницы; из пасти выходят языки пламени, выскакивают искры огненные; из ноздрей выходит дым, словно из кипящего котла. Дыханье его может раскалять угли, а из пасти вырывается пламя. В шее обитает огромная сила. Мясистые части его тела сплочены меж собой и не дрогнут. Сердце зверя твердо, словно каменное, жестко, как жернов. Когда же он поднимается, то любые силачи повергаются в страх и тотчас теряются от ужаса. Оружие, коснувшееся его, не устоит: меч, копье, дротик – все едино. Бесполезны и латы. Железо монстр считает соломой, медь – гнилым деревом. Стрела, дочь лука, не обратит Левиафана в бегство; а камни из пращи будут для него как плева. Булава считается соломиной для него; свисту дротика – зверь смеется. Он на острых камнях пребывает в грязи. И кипятит пучину, словно котел, а море превращает в кипящую массу, оставляя за собой светящийся путь; бездна тебе покажется сединою. Нет подобного ему; он сотворен бесстрашным, и на все высокое взирает со смелостью, являясь царем над всеми сынами гордости…».

Последняя битва в конце времен

В общем, Левиафан – образ многогранный, олицетворяющий всепроникающую мощь, которой в Писании к тому же придается демонический оттенок, воплощение сил зла и одновременно великолепия и непостижимости Божьего промысла. Но данное чудовище было и будет сокрушено Творцом: «В этот день сразит Господь мечом огромным, тяжелым и крепким, Левиафана, змея бегущего и изгибающегося, и животное морское будет повержено».

В апокрифах Бегемот с Левиафаном упоминаются обычно в связи с мессианскими или апокалиптическими мотивами. Существует и древнее предание, что при наступлении конца света Левиафан с Бегемотом сойдутся в финальной битве и уничтожат друг друга. А мясо этих грозных чудовищ, окончательно поверженных Богом (как вариант, убивающих в последней схватке друг дружку), послужит пищей для праведников на пире в момент пришествия Мессии.

Как доказательство некоторые ученые приводят загадочные мессианские традиции из трактата Бава Батра Вавилонского Талмуда. Согласно этим преданиям, в конце времен праведники будут приглашены на мессианский пир, на котором Господь будет угощать их плотью Левиафана. Также, согласно Вавилонскому Талмуду, Господь создаст сияющую скинию из кожи морского монстра. Однако для исследователей по-прежнему остается непонятным смысл вкушения плоти Левиафана и создания скинии из кожи зверя.

Читаем: «Равви сказал во имя Иоханнана: В будущем Святой, да будет Он благословен, устроит пир для праведников из тела Левиафана... Остаток тела зверя будет продан на рынках Иерусалима».

И еще: «Раббан сказал во имя равви Иоханнана: В будущем Святой, да благословенно будет Имя Его, создаст Скинию для праведников из кожи Левиафана... И остаток кожи Левиафана, Святой, да будет Он благословен, расстелет на стенах Иерусалима, а ее свет воссияет с одного края земли до другого».

Любопытный факт: реальный Левиафан

На раскопках в Перу (пустыня Ика) археологи обнаружили останки ископаемого кашалота, который жил в водных пучинах примерно 12 миллионов лет тому назад. Размер его черепа составил целых 3 метра в длину. Отталкиваясь от таких габаритов, ученые предположили и длину всего тела монстра, которая составила более 15 метров. А зубы морского животного – 36 сантиметров в длину и 12 сантиметров в ширину. Кашалоту было дано официальное научное наименование Левиафан (Livyatan melvillei). Первая часть имени взята из Библии (Ветхий Завет), вторая была присвоена океанскому древнему монстру в честь Г. Мелвилла – автора произведения «Моби Дик», в котором повествуется о гигантском кашалоте.

bottom of page