Карта, составленная османцем Пири-реисом в 1513-м и найденная в 1929-м при создании музея в стамбульском султанском комплексе Топкапы, озадачила археологов и историков.
История создания
Под именем Пири-реиса западный мир знает Хаджи Мухиддина Пири ибн Хаджи Мехмеда, адмирала, мореплавателя и знатока картографии, верно служившего Османской империи. Его жизнь состояла из морских сражений и пиратских налетов, многочисленных осад вражеских городов и скрупулезного собирательства картографических данных. Он составил для мореходов множество подробных карт, сведенных в атлас и снабженных важными и точными описаниями.
Пири-реис дожил до почтенного возраста в 85 (по другим данным, 90) лет. Говорят, умер он на плахе после отказа поддержать османского наместника в очередном противостоянии с португальцами. Но, может быть, причина его смерти была и менее трагичной, все же девять десятилетий активной жизни – это много и по современным меркам.
Что касается легендарной карты, сам адмирал пояснял, что при ее составлении использовал множество различных источников, в том числе и старинные, времен Александра Македонского, и карты, которыми в плавании руководствовался Христофор Колумб. Исследователи допускают, что среди опорных материалов были и документы сгоревшей библиотеки в Александрии.
Загадка за загадкой
Большинство древних карт изобилуют «белыми» пятнами и уточнениями наподобие «здесь водятся чудовища». Однако карта османца предельно точна и включает в себя земли, о которых человечество на тот момент не знало. К примеру, на ней отображено русло Амазонки, Андский горный массив, Фолклендские острова. А этот архипелаг, между прочим, был открыт почти через сорок лет после смерти бравого адмирала.
Еще удивительнее изображение на карте Антарктиды. Официально о ее существовании люди узнали лишь в 1820-м, но Пири-реис о ней был осведомлен еще в начале XVI века. Причем нарисовал континент, не покрытый километровым ледяным панцирем. Если верить данным сейсмического сканирования, древний осман рельеф изобразил правильно. Остается признать, что картографирование произведено еще до оледенения Антарктиды. То есть – 10 тысяч лет назад. Еще одним доказательством этого предположения может быть объединение побережий Южной Америки и Антарктиды. Пролив в тысячу километров на карте отсутствует.
Еще один факт, который ученые объяснить не смогли: точность объектов по долготе. На старинных картах широты традиционно указываются довольно точно, поскольку для их вычисления достаточно угломерных приборов и звезд. Но с долготами куда сложнее, для их измерения требуется более современный прибор, известный как хронометр. А первый морской хронометр был изобретен Гаррисоном, британским часовщиком, лишь в 1731-м. Причем до практического применения прибор он доводил еще три года. Пири-реис к тому моменту уже почти две сотни лет покоился в земле – но на его карте и широты, и долготы указаны с одинаковой точностью.
Проверки и предположения
Загадки старинной карты вызвали интерес у Арлингтона X. Маллери, исследователя из Америки, хорошо разбиравшегося в древностях. Он соорудил сетку и совместил карту османа с современной картой мира. Они совпали почти идеально, с поправкой на естественные изменения рельефа, вызванные природным и человеческим воздействиями. Маллери заявил открытым текстом: для создания столь точной карты требуется съемка с воздуха, причем со значительной высоты. Лучше всего – с околоземной орбиты. Первые карты подобной точности были нарисованы тремя веками позже Пири-реиса, и картографы для получения данных использовали первые летательные аппараты.
Ученый считает также, что высокая степень соответствия карты требует от ее создателя понимания, что Земля представляет собой шар, и знания сферической геометрии. А ведь эта отрасль науки возникла не так уж давно, в XVIII веке, когда Пири-реис давно уже был мертв.
Арлингтон X. Маллери выдвинул смелую гипотезу: османская карта является не самостоятельным творением. Она скопирована с более древнего оригинала, который, скорее всего, не сохранился. А тот был создан цивилизацией, существовавшей 15 тысяч лет назад, достигшей высокого уровня развития, обзаведшейся летательной техникой, знавшей высшую математику, составлявшей предельно точные карты.
Благодаря этому народу картографы времен Средневековья и Возрождения могли использовать образцы, соответствовавшие действительности, с обрисовкой материков и архипелагов, до открытия которых было еще далеко. Таинственная цивилизация просуществовала достаточно долго и составила, вероятно, много карт, поскольку на «путеводителях» эпохи Возрождения Антарктида изображена в различных стадиях оледенения.
Исследования и выводы Маллери привлекли внимание другого американского ученого, историка с профессорской степенью Чарльза Хатчинса Хэпгуда, издавшего труд с длинным названием «Карты древних морских царей: свидетельства передовой цивилизации в ледниковый период». Он был согласен с высказыванием Маллери и считал, что для создания верной карты ее авторы должны принадлежать к цивилизации, которая успела изучить свой мир, как говорится, от полюса до полюса. При этом в распоряжении картографов должны быть развитые методики, основанные на глубоком знании математики, и продвинутые измерительные инструменты.
Хэпгуд пришел к такому заключению еще до изучения творения Пири-реиса, исследуя выбитую в камне китайскую карту, датированную 1137 годом. Профессор уверен, что она также опирается на труды предшественников, которые прекрасно знали географию, были опытными мореплавателями и открыли для себя воздухоплавание.
Что касается османской карты, как считает Хэпгуд, Пири-реис при копировании древних прототипов совершил несколько ошибок, вызванных отсутствием необходимых знаний и методик, использовавшихся создателями «атласа». Профессор вычислил способ устранения этих ошибок и был уверен, что его применение приводит карту к первоначальному уровню точности.
Сейчас загадочная и бесценная карта хранится в библиотеке того самого дворца, где и была найдена. Публике она демонстрируется крайне редко, но ученые без труда получают у властей разрешение на ее исследования.
Атлас Урбано Монте
Урбано Монте, живший между 1544 и 1613 годами, был малоизвестным, но увлеченным своим делом картографом. Старинный атлас его авторства ставит перед ученым не меньше вопросов, нежели карта Пири-реиса. Закончил работу Монте в 1587-м, и она заняла 18 лет. В атласе имеются изображения мифологических существ, но наибольший интерес вызывает входящая в его состав карта. Ее нельзя назвать единственной в своем роде, но она любопытна содержащейся в ней информацией и способом подачи.
Оригинал – рукописный, собирается из листов, рисунок имеет размеры 10х10 футов. Наша планета изображена в нестандартном ракурсе: с легкой руки Меркатора традиционной стала модель, ориентированная на экватор. Монте же точкой проекции почему-то выбрал Северный полюс. И при этом изобразил все географические объекты весьма подробно и точно. Это замечание касается и обеих Америк. А ведь на момент создания карты с их открытия не прошло и века, так что даже побережья материков были изучены фрагментарно.
Высокий уровень достоверности очертаний доказан совсем недавно: не прошло и года после оцифровки карты Монте. Ее проецирование на современный вариант показал очень высокий процент совпадений всех объектов. И снова встал вопрос: каким образом картографу, жившему в XVI столетии, удалось составить столь верную карту, имея лишь данные, получаемые от парусного флота? Причем на это изыскание, анализ и само рисование ушло меньше 20 лет. Ученые считают, что если бы в составлении карты участвовало, скажем, все население СССР или США, но без применения воздушного транспорта и фотосъемки, то только на обрисовку собственной территории понадобилось бы не меньше столетия. А ведь Монте оставил после себя карту всей планеты.
Самым логичным предположением является гипотеза, высказанная Маллери и Хэпгудом: Урбано имел древнейший прототип, с которого и срисовывал свою карту. Если допустить ее вероятность, получается, что неведомая развитая цивилизация существовала вовсе не 15 тысяч лет назад, а куда ближе к нашему времени. Потому что миланец явно использовал оригинал, выполненный не в камне или железе, а на органической основе: пергаменте, бумаге, ткани или папирусе. А такие материалы в течение тысячелетий просто распались бы на молекулы.
Необъяснимое противоречие
Но источник знаний – не единственная загадка атласа Монте. Анализ его карты показал, что Земля, изображенная на ней, сферой не является. Планета больше похожа на выпуклый диск, центр которого – все тот же Северный полюс. Кроме того, модель системы, скорее, геоцентрическая, то есть точка фокусировки – наша планета, а Солнце с Луной как бы вращаются вокруг нее.
Получается, загадочные источники информации миланского картографа великолепно разбирались в географии и имели возможность изучать ее в подробностях, скорее всего, при помощи воздухоплавания. Они отображали планету так, как будто над полюсом висел орбитальный спутник и передавал с этой точки изображение. Но при этом авторы карты не знали, что центром системы все же является Солнце, а не Земля. Правдоподобного объяснения этому парадоксу не найдено и даже не придумано. Такое положение вещей просто невозможно. Это равнозначно тому, что цивилизация, к примеру, уже начала осваивать космос, но огонь при этом хранит и поддерживает в горшке, поскольку зажигать его не научились.
Мы не можем пока даже предположить, как картографическое совершенство может сочетаться с астрономической безграмотностью. Но ученые любят вызов и ценят возможность поработать над загадками. Возможно, когда-нибудь историки предложат нам разумное толкование противоречий атласа Монте.