Glaub an dich! Das schaffst du! Такие мотивирующие плакаты можно встретить в разных уголках Украины. Верь в себя! Ты сможешь! Это обращается к молодым и активным украинцам немецкий культурный центр Goethe-Institut, который недавно отметил 25 лет деятельности в нашей стране. «Аргументы недели» встретились с директором Goethe-Institut в Украине г-жой Беате Кёлер, которая рассказала о своей работе, о Германии и о немцах – какие они, что читают, чем недовольны и что любят поесть.
– После того как рухнул «железный занавес», долгие годы разделявший наши страны, мы стали открывать представительства в странах Восточной Европы, – рассказывает г-жа Беате Кёлер. – Одним из самых значительных представительств Goethe-Institut стало киевское. За четверть века оно превратилось из маленького бюро в крупную институцию со штатом из 90 сотрудников. В Украине работает сеть, включающая 15 центров немецкого языка, 17 партнерских школ, 3 культурных общества, 4 читальных зала. Каждый год наши языковые курсы посещают пять тысяч слушателей. За четверть века мы обучили более 80 000 человек. Эта статистика выводит Украину на пятое место в мире по количеству людей, которые изучают немецкий язык. Всего же сегодня действует 159 отделений Goethe-Institut в 98 странах.
– Давайте вспомним 1951 год – время, когда Германия только поднималась из руин. Наверняка была масса других проблем. Но в Мюнхене открывается Goethe-Institut. Почему?
– Институт был создан с целью подготовки иностранных учителей немецкого, для содействия продвижению языка за рубежом. Для этого приглашали специалистов из других стран на языковые курсы. Спрос был большой, поэтому открывались все новые отделения в разных городах, в других странах. С 60-х годов важным направлением деятельности Goethe-Institut стало международное сотрудничество в сфере культуры. И это не только представление миру немецкой литературы, музыки, живописи. Это также активный диалог и обмен, встречи культурных деятелей и специалистов. Теперь отвечу на вопрос «почему». После того как эпоха немецкого национал-социализма и страшные годы террора ушли в прошлое, Германии важно было очиститься от того отрицательного образа, с которым у многих ассоциировалась наша страна. Немцам необходимо было представить миру новый облик Германии как страны интеллигенции, поэтов и мыслителей. Да, Германия – страна мощной экономики и эффективного госуправления. Вместо демонстрации силы и власти, для нас важны общение и диалог. И Goethe-Institut способствовал созданию нового положительного имиджа страны.
– Поскольку одной из целей Goethe-Institut является знакомство с культурой Германии, давайте в нашей беседе c этого и начнем. Посыл первый: немцы – читающая нация.
– Мне приятно сообщить о том, что Германия – страна с одним из самых мощных рынков книжной продукции с оборотом в 9 миллиардов евро. Каждый год издается 77 тыс. новых книг. Надеюсь, что все они читаются. Разумеется, есть цифры, которые дают повод для беспокойства. Среди читающих все меньше молодых людей. Похоже, они уже ориентированы на потребление в онлайне, на визуальную продукцию. Потому будущее печатной книги не так радужно, как хотелось бы.
– Украинский читатель знает немецкую литературу по произведениям Гейне, Гете, Канта, Ницше, Шопенгауэра. Почти каждый выпускник советской школы помнит какие-то их цитаты. Например, Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой». А ваша молодежь любит своих классиков?
– У меня такой уверенности нет. Скорее скепсис. Как я уже говорила, количество молодых читателей сокращается. Во всем мире литературное образование имеет все меньшее значение в жизни людей. Особенно в сравнении с важностью естествознания и компьютерных наук. Если же говорить о моем поколении, то на наших полках сохранились томики с произведениями классиков. Я сама изучала германистику. Недавно была в поездке по Италии и брала с собой именно Гете, «Итальянское путешествие». Для меня до сих пор его книга – лучший путеводитель по этой прекрасной стране.
– Все наслышаны об особенностях немецкого характера. Немецкая законопослушность, немецкая пунктуальность, любовь к порядку, немецкая бережливость, немецкое трудолюбие (англичане даже говорят о вас: They work like hel» – они работают как черти)… Почему вы такие?
– Не знаю, соответствовала ли я изначально такому традиционному представлению о нас... Но поскольку я долгое время работаю за границей и от меня все ожидают этих качеств, то я, кажется, стала пунктуальной, трудолюбивой и старательной (смеется). А если серьезно, то да, я росла в такой среде, где каждому ребенку прививают все перечисленные качества, объясняя их полезность и ценность. Правда, не могу сказать, в крови у нас эти черты или появляются в результате воспитания. Утверждать одно или другое – было бы неверно. Однако сегодняшние немцы уже немного другие. Это такие энтузиасты-европейцы. Они, кроме всего прочего, открыты миру, любят путешествовать и познавать новое.
– От себя добавлю: первое, на что обращаешь внимание по прибытии, например, в Берлин – это доброжелательность персонала и простых немцев. Дружелюбие, улыбчивость и готовность помочь очень подкупают.
– О, спасибо за комплимент! Я искренне ему рада. Да, над нашей пунктуальностью и обязательностью часто подтрунивают. Отмечают, что мы работоспособные и эффективные, но при этом не эмоциональные. И мне приятно слышать другое восприятие. Немцы на самом деле добросердечные и приветливые.
– Мне даже кажется, что вы похожи на украинцев.
– О да, мне тоже так кажется! У наших стран общее европейское прошлое. Мы находимся в общем культурном пространстве. Я имею все основания это утверждать, поскольку, пожив какое-то время за пределами Европы, а потом поработав в Испании, Румынии и в Украине, вижу, что существует общее европейское пространство, европейские ценности, историческое наследие, которые способствуют нашему взаимопониманию.
– Сколько лет вы работаете в Украине? Что вам нравится в нашей стране? Что не нравится?
– Три года я уже в Украине. И счастлива. Киев – красивый город, в котором есть все необходимое для жизни. Меня подкупает жизнеутверждающая энергия в молодых людях. Чувствую, что мне не нужно быть здесь «мотором», который подталкивает других к действию. Сама ощущаю силу, исходящую от других. Каждый день встречаюсь с людьми, которые предлагают массу идей. Эту силу, этот энтузиазм украинцев отмечают и другие мои партнеры. Думаю, эта энергия идет от Майдана и Революции Достоинства.
– Вы не назвали ничего, что бы вам не нравилось. Это проявление немецкой вежливости?
– Думаю, пока рано делать выводы. Такому наблюдателю как я требуется не менее 5-6 лет, чтобы высказывать критические суждения и мнения. Спросите меня об этом через три года. Со стороны кажется, что можно было бы более эффективно бороться с коррупцией и проводить реформы. Но мне сложно судить о том, насколько быстро Украина воплотит в жизнь те идеи, ради которых люди вышли на Майдан. Вы сейчас в процессе реформ, и ближайшие годы покажут, насколько вам все удалось.
– Знают ли простые немцы о том, что происходит в Украине?
– Мало знают. Обычные немцы получают информацию из телевизора и других СМИ. Да, они слышат о войне на востоке Украины, об аннексии Крыма, о Минских соглашениях – это то, о чем постоянно вспоминают в новостях. Но остальная Украина, ее будни, политические процессы освещаются мало. Слишком мало для того, чтобы у немцев и остальных западных европейцев сложилась четкая картина.
– Украинцы представляет Германию как страну с мощной экономикой и эффективным госуправлением. В нашем представлении, немецкое государство – идеально. Есть ли что-то, чем недовольны простые немцы?
– Самой большой проблемой являются беженцы – из Сирии, северной Африки. По этому поводу ведутся ожесточенные дебаты – закрывать границы или принимать беженцев. Также беспокоят другие темы – например, пенсионное страхование. Многие переживают, что с 2025 года невозможно буде удержать тот уровень, который существует, и пожилые люди будут становиться беднее. Также беспокоит падение качества услуг по медстраховкам. Недостаток жилой площади для аренды. Насущной проблемой являются школы. Качество образования, отчисления. Это вызывает беспокойство, и немцы хотели бы видеть изменения.
– Давайте вернемся к Украине. Нравится ли вам здешняя еда?
– Обратила внимание на то, что украинцы очень хорошо разбираются в качестве продуктов. И умеют вкусно готовить. В любом случае – будь то дорогой ресторан или простое домашнее застолье – еда отменная. Если сравнивать с Германией, то мы проигрываем Украине в качестве продуктов. Увы, у нас не так развиты поставки свежей продукции из близлежащих деревень и фермерских хозяйств. Овощи в основном импортируют из Испании, из стран Южной Америки и Африки.
– А полюбили ли вы украинский борщ?
– Украинский борщ особенный, и я его люблю. В Германии есть подобного рода блюдо. Оно называется айнтопф.
– Расскажите о немецкой кухне. Насколько она отличается от украинской?
– В последнее время наша кухня изменилась, стала более разнообразной. Причина в том, что начиная с 50-х годов в страну приезжает много рабочих из других стран. Они и внесли разнообразие в немецкую кулинарию. Традиционные немецкие блюда все еще играют важную роль в стране, но вместе с тем есть масса других предложений. Кстати, такую же тенденцию наблюдаю и в Украине. Открываются различные рестораны – итальянские, азиатские, китайские… И прекрасно. Для меня кухня – это международная культура. Очень надеюсь, что в Германии наконец-то откроются и настоящие украинские рестораны. Обращаюсь к рестораторам: кто имеет возможность – приезжайте, открывайте свое дело в Германии. И не забудьте, пожалуйста, про Мюнхен, мой родной город. Там большая украинская диаспора, но заведения с украинским колоритом не найти.
– Вот мы невольно и вернулись к вопросу необходимости изучения немецкого. Ведь без знания языка невозможно строить бизнес за рубежом.
– Верно. Для тех, кто хочет работать или учиться в Германии, знание языка является обязательным. Это повышает шансы профессионального роста. Языковые сертификаты Goethe-Institut признаются во всем мире, как работодателями, так и общественными организациями. И мы рады видеть у себя всех желающих изучать язык.
Фото с мероприятия, посвященного 25-летию деятельности культурного центра Goethe-Institut в Украине.
Директор Goethe-Institut в Украине Беата Кёлер
и Посол Федеративной республики Германия в Украине Эрнст Райхель