Мегалитические сооружения, кем-то расставленные по всей планете, по праву считаются одним из самых глобальных загадочных явлений в истории человечества. Кто? Когда? Для чего? Вопросы по ходу изучения этих могучих артефактов только множатся. Стоунхендж, конечно же, у всех на слуху. Но есть комплексы, о которых знают только местные жители, да немногочисленные исследователи древностей. К этой категории мегалитов можно отнести сейды, поэтически именуемые «каменными загадками Арктики». Они встречаются практически во всех Скандинавских странах, а также на Кольском полуострове и в Карелии.
Что это такое?
В общих чертах сейд можно описать как крупный валун неправильной формы, размещенный на значительно более мелких камнях, исполняющих роль подпорок. Однако есть и вариации: множество относительно небольших элементов, водруженных друг на друга. Основной признак: визуальная неустойчивость полученной конструкции.
Сейды в большинстве своем образуют целые комплексы, включающие в себя десятки, а то и сотни обособленных объектов. Встречаются также (и не являются редкостью) одиночные сооружения. Какой-то зональной локализации эти мегалиты не имеют. Их можно встретить и в тундре, и в таежной зоне. По габаритам тоже можно проследить значительное разнообразие. Существуют экземпляры в пару десятков сантиметров, весящие 30–40 килограммов, и мощные сооружения из валунов шестиметрового диаметра, которые тянут по своему весу на десятки тонн.
Здесь равновесие мира
Несмотря на различие форм и габаритов мегалитических элементов, к сейдам их относят по основной характеристике: все они внешне характеризуются крайней неустойчивостью. Создается впечатление, что достаточно случайного толчка – и сооружение рассыплется на составляющие. В реальности такого не происходит: конструкции сохраняют исходный вид не первое тысячелетие. Хотя проверять их на стойкость к механическим воздействиям, наверное, не стоит. Природный и культурный памятник все же.
Помимо «шаткости», сейды обладают еще целым рядом характерных особенностей. Так, большинство из них (если не все) размещены рядом с каким-нибудь водоемом. Более того, исследователи уверены, что так называемые сухие сейды находятся там, где когда-то был хотя бы ручеек.
Все камни размещены в геологически активных точках, которые принято называть местами силы. Может быть, этот факт объясняет необычные воздействия арктических мегалитов на психику тех, кто оказывается слишком близко от них. Отмечены галлюцинации вблизи сейдов и то, что психиатры называют «измененными состояниями сознания».
Да и чисто физически мегалиты инертными образованиями не являются. Есть зарегистрированные данные, говорящие о том, что рядом с горой Воттоваара в Карелии, где находится большой сейдский мегалитический комплекс, разные группы исследователей слышали неопознанные звуки, схожие по звучанию со щелчками. А по ночам, по описаниям свидетелей, гора негромко «гудела».
Есть факты, которые зафиксированы с помощью аппаратуры, но при этом не могут быть объяснены научно. Возле сейда, названного «Медведь» (основной валун и впрямь напоминает профиль этого животного) падает радиационный фон. Даже естественный, солнечный. Причем снижение излучения весьма существенно – на треть, не меньше. Диаметр зоны феномена составляет 12–15 метров, далее фон практически сразу возвращается к норме.
Загадки и странности
Необычны сейды и с ботанической точки зрения. Частый случай: мегалиты расположены на холмах, покрытых буйной растительностью. Однако в месте их расположения имеется один лишь мох. Он же в гордом одиночестве обитает и на самих элементах. Странно растет и трава, осмелившаяся появиться вокруг сейда: наклон ее роста идентичен углу наклона главного камня. Нередки случаи, когда основной валун на «ножках» размещен над трещинами и расколами горных образований. Как будто является крышкой над неким отверстием.
С местонахождением сейдов также связано много загадок. Некоторые вершины и холмы опоясаны такими мегалитическими комплексами – но только на высоте от 300 до 700 метров. Выше – ни одного сооружения, на макушке пусто. Ниже сейды встречаются (особенно их много на 100-метровой отметке), но на больших высотах – нет. Хотя метром ниже, метром выше – по условиям расположения разницы нет.
Требует ответа и вопрос, почему в «камнях на подставках» чаще всего используются только три «ножки» и почему очень часто они выполнены из абсолютно другой породы, нежели основной валун. Причем камни, из которых состоят подпорки, могут даже не встречаться в окрестностях мегалита. Но ведь откуда-то они должны были взяться? И если их принесли издалека, должен был существовать мотив для технического решения. Особенно если учитывать тяжелые северные условия, в которых любой поступок по определению должен был иметь серьезные обоснования – иначе не выжить.
Автора, автора!
Долгое время считалось, что творцами сейдов были саамы (или саами, или лопари – считающиеся коренным народом Северной Европы). Предпосылками для такого мнения послужило трепетное отношение саамов к мегалитам, в их эпосе сохранились легенды, связанные с этими сооружениями. Да, в конце концов, другие этносы в этих краях в древности просто не существовали! Во всяком случае, надолго здесь не задерживались.
При этом авторство лопарей подвергается сомнению долгие годы вполне уважаемыми исследователями. Практически доказано, что саамы этот район Арктики освоили примерно в середине I тыс. до н. э., когда прошло очередное похолодание, и Крайний Север снова обезлюдел. При этом многие изученные сейды датируются VII–V тыс. лет до н. э., когда саамы сюда еще не мигрировали. Есть и косвенные свидетельства: лопари называют сейдами все значимые природные объекты, от большого дерева до озера.
Можно привести и более практичные возражения. Саамы – немногочисленная народность, и таковой была всегда. При этом лопари во все времена занимались оленеводством. А значит, были в достаточной степени разобщены. И как бы оленеводы договаривались о водружении огромного камня на три (четыре или больше, что реже) «подножки»? Особенно если учесть практичность северян, не готовых заниматься абстрактными, не связанными с выживанием искусствами.
Более вероятной считается теория, согласно которой лопари обнаружили уже созданные мегалиты и приспособили их под собственные сакральные и ритуальные потребности. А в этих целях саамы сейды всегда использовали, о чем имеются многочисленные и убедительные свидетельства.
Природное образование? Вряд ли…
Некоторые исследователи склонны считать, что сейды сформировались в результате таяния ледника. В первом приближении процесс выглядел таким образом: находившийся на ледяной «шапке» валун после ее подтаивания опустился ниже и случайным образом попал на «стойки» из более мелких камней.
Оставим в стороне вопрос, как большой камень вознесся на верхушку ледяного образования, и рассмотрим все это с точки зрения статистики. Если бы сейд был один на всю Землю (ну или два, максимум – десяток), такое предположение можно было бы считать жизнеспособным. Но арктических мегалитов сотни, если не тысячи, и такая систематика естественными причинами объяснена быть не может.
Есть и еще одно сомнение. В свое время значительная часть Земли была покрыта ледниковым панцирем. Почему же сейды образовались исключительно в приарктической зоне? Теоретически, согласно данной гипотезе, такие мегалиты должны быть разбросаны по всей планете, где некогда властвовали низкие температуры.
Версии и предположения
В последнее время стала популярной теория о том, что в Арктике в давние времена существовала мегалитическая цивилизация, которая и соорудила такие комплексы, чье назначение для нас остается тайной. По крайней мере, пока. Согласно предлагаемой версии, гибель гипотетической цивилизации была обусловлена одним из резких похолоданий.
Затем была миграция выживших представителей высокой культуры в более гостеприимные районы планеты. Тогда условно их путь можно проследить по всплеску развития других цивилизаций. Остатки працивилизации также могли лечь в основу прославленной лапландской магии, отголоски которой дошли до нашего просвещенного и скептически настроенного века.
Есть предположение, что сейдские комплексы (и одиночные объекты) обладают мощной энергетикой. И она усиливается во время проведения определенных ритуалов. В частности – саамских. Согласно другой теории, все сейды объединены в общую сеть, благодаря которой энергия передается от одной точки к другой и может быть пущена на реализацию определенной задачи (осталось выяснить, какой именно).
Еще более глобальная идея гласит, что арктические мегалиты выставлены строго по силовым линиям, которые очерчивают и связывают геоактивные зоны нашей планеты. Каким-то неведомым образом эта «сеть» стабилизирует активность Земли. Может быть, снижает уровень ее сейсмичности, может быть, уменьшает скорость сближения тектонических плит – этот вопрос по-прежнему остается в зоне догадок и домыслов.В любом случае разгадка всех тайн и секретов сейдов еще впереди. Пока же остается рассматривать гипотезы и предположения.
Интерес «Аненербе»
У загадочного института Третьего рейха было множество интересов: от духовных практик до секретов Антарктики. Судя по всему, мимо сейдов нацисты тоже не прошли: не так давно появились данные о попытках разработки немцами так называемого сейд-оружия.
Странные камни, судя по всему, все свои тайны гитлеровским исследователям не открыли. Зато ученые рейха осознали силу мегалитов и попытались поставить ее «в ружье». По некоторым сведениям, энергия сейдов, расположенных на Кольском полуострове, должна была что-то сотворить с Великобританией.
То ли единовременно состарить всех жителей Туманного Альбиона, то ли вызвать локальное землетрясение – неизвестно. Важно, что мегалиты воспринимались гитлеровцами всерьез. Они действительно считали, что древнейшие камни «кое-что могут». Может быть, в «Аненербе» знали о сейдах гораздо больше, чем доступно современной науке?