Любопытство по поводу своего происхождения люди испытывают уже не первый век. Как только некоторых ученых перестала устраивать версия о божественном сотворении всего живого на планете и постулат о его видовом постоянстве, они начали искать другие возможные версии, которые могли бы объяснить возникновение и становление Homo sapiens.
Между прочим, идея о родстве с обезьянами, судя по всему, витала уже в воздухе. И первым ее высказал отнюдь не Дарвин: в 1783 году, еще до его рождения, гипотеза была изложена в труде «История животных», написанном Бюффоном. Правда, для тех времен столь смелое предположение было чересчур революционным. Оно вызвало такой взрыв негодования, что сама книга была прилюдно сожжена на костре.
С каждым годом археологические находки подкидывали нам все новые и новые материалы для раздумий. И уже к концу XIX столетия ученые пришли к выводу, что люди произошли все же не от обезьян. Было сочтено, что у нас и прочих приматов когда-то на заре эволюции был-таки общий предок, но на каком-то этапе пути развития человека и обезьяны кардинально разошлись.
Одним из самых интересных и животрепещущих вопросов по поводу происхождения человечества как вида является место его возможного зарождения. Знание не условной точки отсчета, с которой начали распространяться по Земле современные люди, может объяснить многое, как в развитии вида, так и в деталях древнейшей истории.
Пока что на суд общественности предлагаются несколько основных, довольно серьезно подкрепленных задокументированными фактами версий, а еще – целый набор менее аргументированных и вовсе непризнанных в официальном научном мире предположений.
Многочисленные «стартапы»
В 1984 году была выдвинута гипотеза, получившая наименование «мультирегиональная». Ее суть в кратком изложении сводится к тому, что непосредственные ближайшие первопредки людей, называемые архантропами, в плейстоцене мигрировали из Африки, расселяясь по нынешним Европе и Азии. Различные условия жизни сформировали из человеческих пращуров современные расы негроидов, европеоидов, австралоидов, монголоидов. Согласно этой теории, общий предок, ушедший в развитии в сторону от собратьев-приматов, существовал между 2,3 и 2,8 млн лет назад.
Главным аргументом сторонники мультирегиональной теории считают окаменелости, оставшиеся после эректусов, архантропов и прочих древних «перед-людей». Их останки были найдены практически во всех уголках Евразии; по мнению многих ученых, они убедительно свидетельствуют о региональной связи целого ряда характеристик человечества как вида. Таким образом, можно предположить, что человек в современном понимании слова формировался не единожды и в разных местах.
Возражения
Однако мультирегиональная версия устраивает далеко не всех ученых. Прежде всего, потому, что она противоречит устоявшимся и считающимся доказанными представлениям об эволюции в целом. Конечно, в науке имеется понятие параллелизма: исходя из него, разные виды животных, существующие в одинаковых условиях, приобретают сходные признаки и черты.
Так, и у акул, и у дельфинов наличествуют плавники, а форма тела имеет обтекаемые очертания. При этом первые относятся к рыбам, а вторые – к млекопитающим. Такие особенности делают животных более приспособленными к обитанию в водной среде, но родственниками, даже дальними, их назвать никак нельзя.
Однако к разумности существ данный параллелизм может быть применим в крайне ограниченном объеме. Трудно предположить, к примеру, какой фактор повторялся из раза в раз, при различных условиях обитания и стимулировал необходимость взять в руки ту самую пресловутую палку и использовать ее в качестве рычага или другого орудия труда. Причем этот фактор должен был регулярно влиять только на человеческого предка, оставляя равнодушными прочих приматов.
Шерше ля фам
Мультирегиональная версия стала еще более сомнительной после проведенного в 1987 году генетического анализа. Ему подверглась митохондриальная человеческая ДНК. Она передается по наследству исключительно от матери к ребенку. Результаты оказались неожиданными: согласно им, все люди происходят от гипотетической митохондриальной Евы, то есть имеют общие корни.
Название праматери человечества было дано генетиками – и очень быстро они пожалели о своем порыве. Идея была неправильно подана и не так понята. Церковь восприняла «Еву» как несомненное доказательство библейской истории создания человека. Журналисты муссировали образ со всех сторон, строя предположения о том, каким образом одной женщине удалось породить потомство в несколько миллиардов, пусть и спустя тысячелетия. Особенно любопытных интересовало, как человечество сумело не выродиться, вступая в столь близкородственные связи.
Между тем митохондриальная Ева – это всего лишь модель, предоставленная учеными. Генетики под этим названием подразумевали относительно небольшую группу наших предков, имевших общий геном и живших примерно 200 000 лет назад. Этой ДНК они и «поделились» со всем современным человечеством: она имеется у представителей всех существующих ныне рас.
Общий для людей предок перечеркнул теорию мультирегиональности, а заодно помог выявить место, откуда человечество начало распространяться по Земле.
Приходите, люди, в Африку гулять…
Точкой отсчета заселения людьми нашей планеты совершенно оправданно (во всяком случае, на текущий момент) можно считать Южную Африку. Палеонтологи из Университета Аризоны, руководимые Кертисом Марином, в 2010 году обнаружили в пещерах под Пиннэкл-Пойнтом старейшие следы пребывания людей. Причем этот народ существовал в достаточно большом для тех времен количестве.
Археологи датировали свою находку 195-м тысячелетием до наших дней, что вполне совпадает с возрастом вычисленной генетиками митохондриальной Евы. Марин, судя по всему, тоже является романтиком, как и его коллеги, поскольку назвал свою находку «Эдемский сад». Впрочем, если его предположения верны и человечество начало освоение Земли именно с этого места, название вполне справедливо.
Ученый считает, что именно переживаемый нашей планетой в тот исторический момент очередной ледниковый период послужил толчком к развитию разума. В частности, Марин утверждает, что как раз здесь и в то время люди научились не просто пользоваться огнем, а разводить и поддерживать его (ну или их кто-то этому научил).
Впрочем, не все исследователи вопроса согласны с ним в отношении места всеобщего исхода. Некоторые указывают в качестве точки отсчета расселения территории современных Марокко и Эфиопии. С другой стороны, все согласны с тем, что прародиной всего человечества все же стала Африка.
В принципе, африканскую гипотезу расселения человечества можно назвать мини-версией мультирегиональности. Но она гораздо больше соответствует всему, что мы сейчас знаем об этом процессе, и объясняет многие тонкости, которые в предыдущую теорию не вписывались.
Homo sapiens начал выходить за пределы материка-прародины примерно 70 тыс. лет назад. Ученые утверждают, что параллельно с новым видом существовали и другие, тупиковые ветви. Среди них – неандертальцы в Европе, денисовские люди на территории современного Алтая и карликовые примитивные люди, чьи останки в 2004 году были обнаружены на острове Флорес. Заселяли ли они другие земли, археологам пока установить не удалось.
Предполагается, что эти примитивные существа постепенно вымерли, не в состоянии конкурировать с развивающимся человечеством. Однако, возможно, они были ассимилированы скрещиванием с более «продвинутыми» гомо сапиенсами и внесли свою лепту в наш сегодняшний геном.
Наши предки – космонавты?
Абсолютно иначе рассматривает происхождение человечества (а значит, и исходную точку, с которой началось его расселение) американский эколог Эллис Сильвер. Он считает, что наш вид не сам зародился на планете, а был эвакуирован на нее откуда-то извне, к примеру, с другой звездной системы. В качестве доказательств он приводит физиологические особенности человека, делающие его самым неприспособленным для обитания на Земле существом.
Среди них – боли в спине, вызванные деформациями позвоночника и преследующие огромное количество наших соплеменников. Сюда же добавляются чрезмерно крупные головы младенцев, в результате которых еще не так давно (по историческим меркам, разумеется) смертность чад и их рожениц была очень высокой.
Официальная наука считает эти особенности последствием перехода Homo sapiens к прямохождению, но эколог с таким мнением не согласен. Он говорит, что проблемы со спиной обусловлены тем, что наш организм изначально был «заточен» под более низкую гравитацию. В список физиологических недостатков человечества Сильвер внес также склонность нашей кожи к получению солнечных ожогов, которая теоретически должна отсутствовать, если вид изначально развивался под лучами именно этого светила.
Ненормально высоким считает ученый количество и разнообразие хронических заболеваний. Получается, что самый высокоразвитый вид Земли наиболее плохо приспособлен к условиям существования на ней – ни одно живое существо на планете не имеет такого обильного букета жизненных проблем. К тому же многочисленные исследования биологического ритма человека и его режима сна позволяют сделать вывод: для людского организма естественными и оптимальными являются 25-часовые сутки.
Эллис Сильвер не берется предполагать, чем вызвано переселение человечества с родной планеты на «колониальные» территории. Причины он расплывчато называет этическими соображениями. Под этим термином может скрываться что угодно. Зато он готов сократить историю человечества до нескольких десятков тысячелетий.
Другой не менее известный автор, Захария Ситчин, и вовсе считает, что нас искусственно сотворили (в чем-то по своему образу и подобию) инопланетные существа. А местом высадки наших создателей-космонавтов называет экваториальные территории: Черный континент кажется всем более предпочтительным в этом плане.