Слава ЖЫЛА – молодой и перспективный режиссер, который, несмотря на возраст, занимает престижное кресло художественного руководителя театра «Актер». А еще он продюсирует спектакли и делает много интересных вещей, которые очень нравятся зрителю. Он верит в свое предназначение, а коллеги всегда с гордостью говорят: этот спектакль делал Слава Жыла! Он знает о театральной жизни всё и понимает, как это сегодня работает.
Мы встретились, чтобы поговорить о современном театре, о том, кому это все вообще надо в такое непростое время и есть ли будущее у затеи под названием «театр». Знакомьтесь – Слава Жыла, украинский театральный продюсер, режиссер, руководитель театра, специально для «Аргументов недели».
– Слава, сделаешь небольшую самопрезентацию?
– Я театральный продюсер, художественный руководитель и директор театра «Актер». Помимо этого я организовал две школы актерского мастерства (школа-студия актерского мастерства «Сверхзадача») и много других проектов, например различные антрепризы и концерты, а также «Сказки на ночь» совместно с библиотекой «Ботан» и много других.
– Сколько тебе лет?
– Тридцать один.
– У тебя солидный трудовой стаж и опыт для такого возраста.
– И три высших образования.
– Зачем тебе столько?
– Так получилось. Я хотел сначала два, потом понадобилось третье. Начинал с театрального института, специальность «продюсер театра». Я же родился в театре, поэтому вопрос не стоял, куда поступать.
– У нас в театральном институте учат продюсированию?
– Это называется «организация театрального дела», а кинопродюсирование называется «организация производства фильма». У нас думают, что учат «продюсерству», на самом деле это не так.
– То есть факультет есть, а толку нет?
– Продюсированию в театре, как и в кино, научить в институте невозможно. Нужна теория, а современное продюсирование ушагало куда-то далеко от нафталиновских преподавателей. К сожалению, театральный институт очень сильно пасет задних. Сейчас первый вуз, как ни странно, это Университет культуры, с которым моя альма-матер когда-то соревновалась. Университет культуры стал выпускать крутых режиссеров, крутых артистов. Я думаю, он будет выпускать крутых продюсеров, это вопрос времени.
– Какое второе и третье образование?
– Юридическое и МВА (master of business administration). С юридическим все просто, ведь мама всегда хотела, чтобы я был юристом, и в какой-то момент я решил попробовать другую сферу, не связанную с театром. Но нет, все равно потянуло в театр. А потом был конкурс в программу от Гарика Корогодского, и из тысячи заявок отобрали тридцать лучших, меня в том числе. Я прошел и получил этот грант на обучение – два с половинной года я учился МВА, то есть учился публичному администрированию.
– Четвертое планируешь?
– Да. Есть смысл думать о режиссуре, чтобы реализовать свои желания и цели, ну и в целом процесс учебы помогает реализовать себя. Я понял, что не всю энергию нужно вкладывать в место под названием театр. Можно еще и в учебу, в семью, в людей, в отношения.
– Ты сказал, что родился в театре, так?
– Мой папа – актер и режиссер, мама – замдиректора театра. Когда-то они начинали после института в Черниговском театре, собственно говоря, я там и родился. У нас настоящая театральная семья. Сам Семен Фарада нянчил меня на руках за кулисами, приезжая на гастроли.
– Думаю, ты про театр знаешь практически все. Ты можешь рассказать, что значит театр, подчиняющийся Министерству культуры и сильно от него зависящий, и театр независимый, как у тебя?
– Во-первых, «Актер» – театр коммунальный и подчиняется городу, а не министерству. Во-вторых, сегодня никто никому ничего не диктует. Сейчас главное – работать хорошо, чтобы залы были полными, чтобы хватало денег, которые выделяются. А там – творите, как считаете нужным. Заметьте, в последнее время не было никаких громких идеологических скандалов, и это не потому, что нет никаких спорных произведений, а потому, что нет цензуры. Все худруки чувствуют себя абсолютно спокойно и комфортно.
– То есть мы уже полностью ушли от такого, когда поставил что-то не то, а завтра к тебе пришли с проверкой?
– Полностью вряд ли можно от такого уйти, но брифов и темников как таковых нет. Наверное, я бы даже хотел услышать скандальчик на эту тему, но это вряд ли.
– Многие еще помнят, что в театрах смотрели только то, что разрешали смотреть.
– Так это когда было? Двадцать пять лет назад?
– За это время мы как зрители «воспитались», переориентировались на новое?
– Тут сложнее. Здесь очень много факторов вступает – начиная от стоимости билетов, заканчивая состоянием войны, в котором мы находимся. В связи с этим вкусы зрителя очень разнятся. Но я пришел к выводу, что на все есть своя аудитория.
– Быть актером сегодня – это престижно?
– Конечно. Особенно быть хорошим актером, ведь это сегодня конкурентно оплачиваемая работа. Это и съемки, и театры, и, если ты действительно хорош, популярность.
– Можно озвучить, что значит «конкурентно оплачиваемая»?
– Любой артист может начать с 250 гривен в день, хороший – до тысячи долларов. Если мы говорим о кино. В театре – от 250 гривен до десяти тысяч гривен в день.
– Каждый день?
– Это уже зависит от самого артиста.
– Слава, давай поговорим о твоих независимых проектах.
– В антрепризе сейчас у меня зимние каникулы, потому что я очень много всего выпустил за осень прошлого года: «Тестостерон», балет «Дон Кихот», «Ревизор». Это большие проекты с немаленькими бюджетами. А вот в театре «Актер» сейчас мы репетируем «Распад» по булгаковскому «Морфию» в постановке Аллы Рыбаковой и Валерия Величко. Еще Роза Саркисян ставит «Психоз в 4.48» автора Сары Кейн. Премьеры в феврале. В марте у нас спектакль «Восток-Запад» в постановке Влада Белозеренко, сценарий для которого написали дети. Они приехали с Донбасса и из Ровненской области, где добывают янтарь. Это такой ежегодный британский проект Class-act. Еще есть Лариса Семиразуменко, которая репетирует «Валентина и Валентину», и Ольга Гаврилюк, которая выпускает «Приятную неожиданность» с Вертинским и Емцовым. Это целая куча премьер, которые стоят у нас на зиму-весну этого года.
– Ты продюсируешь эти спектакли?
– Я художественный руководитель театра «Актер», где мы это ставим. Это наш репертуар. Помимо этого я еще антрепренер и импресарио других проектов.
– Ясно теперь, зачем тебе столько дипломов…
– По большому счету сейчас такое время, когда диплом не очень нужен, ну если это не вопрос медицины, конечно. Сейчас почти все – это вопрос практики и знаний, и диплом для этого не нужен. Образование – это самообразование.
– Я тебя слушаю, и мне кажется, что дело не только в двадцати пяти годах независимости, а еще и в том, что на место худруков пришли молодые люди со своим видением.
– Да, прошла жесткая смена поколений. Хотя в некоторых театрах проблема старого руководства сохранилась. Но не думаю, что я во всем прав и меня все поддерживают. Меня тоже критикуют.
– Кто играет в «Актере»?
– Ада Роговцева, Алексей Вертинский, Анатолий Гнатюк – народные артисты Украины; Владимир Кокотунов, Ахтем Сейтаблаев, Людмила Ардельян и при этом еще куча молодежи: Петр Русаненко, Виктория Муштей, Александр Жыла, Апполинария Василина и другие. Притом что мы очень маленький театр, я бы даже сказал – один из самых маленьких театров.
– Ты любишь свою работу? Театр ведь не всегда занятие благодарное.
– Конечно, неблагодарное. Я не то чтобы люблю, скорее – это моя миссия. Так получилось, что мне два раза предлагали возглавить этот театр. Первый раз я отказался, но второй раз все-таки пошел, поскольку подумал, что со всем этим должна случиться какая-то история. И вот я применяю на практике здесь все свои знания.
– Доволен результатами?
– Недоволен. И в этом смысл творчества – прекрасному нет предела. И совершенствоваться нужно бесконечно. Мы перевыполнили годовой план больше чем в два раза, и я все равно недоволен, потому что мы можем лучше.
– По поводу театра – это потрясающе, честно. И при этом успеваешь делать другие проекты?
– Да, мы выпускаем различные детские чтения со звездами. В прошлый раз это был Алексей Вертинский, в этот раз будет Диана Попова – директор Департамента культуры. И еще скажу о новой рубрике, которую мы открыли: Домашний театр. Это спектакли с непрофессиональными артистами, которые ставит профессиональная команда. У меня в театре вообще четыре рубрики: «Актер Кидс», о которой я уже говорил, «Актер Андеграунд» (современные постановки 18 +), «Актер Классика» (все классические произведения) и «Актер Домашний театр», в котором участвуют непрофессионалы. Дело в том, что профессиональный театр начался с домашнего. Я хочу этим проектом показать, что если в одном месте собираются талантливые люди с упорным желанием, то из этого стремления могут получаться очень хорошие, качественные спектакли.
– Это звучит интересно. А как талантливый человек может себя проявить, если он с театром никак не связан, но очень желает?
– Для этого у нас в Киеве есть своя школа-студия актерского мастерства – «Сверхзадача». Ею руководит народный артист Украины, звезда Молодого театра и театра «Актер» Алексей Сергеевич Вертинский.
– Это действительно миссия.
– Да, я стараюсь всем этим заниматься, но в театре мы начали только с мая, так что я бы сказал, что еще даже не начал.
– Интересно будет с тобой поговорить об этом через год, когда уже будет видней.
– Я профессионально занимаюсь театром лет двенадцать, и все мои стремления и желания направлены на развитие театра. Так что поживем – увидим, как мы усовершенствовались.
Фото - из личного архива режиссера.