Мегалитические сооружения, именуемые дольменами, обнаружены во многих странах мира. Сложены они из каменных блоков, грубо обработанных и зачастую имеющих огромные размеры.
По следам Мерлина
В британских хрониках XII столетия имеются упоминания о словах, якобы сказанных великим магом. Согласно цитате, камни для построек в древние времена были доставлены великанами из африканских земель. И среди них нет ни одного, который не обладал бы волшебными силами.
Современные ученые склонны в некоторых деталях согласиться с легендарным кудесником и признать точкой, из которой мегалитическая культура начала победный поход по миру, Испанию в тандеме с западными районами севера Африки. Практически в центре Андалусии, в предместье Антакеры (она же – «город сорока церквей») расположен самый большой европейский мегалитический комплекс. В него входят три дольмена: Менга, Вьера, Эль Ромераль.
Это сооружение является наиболее крупным не только в испанском комплексе, но и среди всех известных дольменов, находящихся в Европе. Менга также был первым из этой троицы, обнаруженным археологами. Человечество вновь открыло для себя эту конструкцию примерно в XVII веке. Но изучать его историки начали только в XIX столетии; первопроходцем в исследованиях стал ученый Менга, в честь которого курган и был наименован.
Каменное сооружение спрятано под насыпанным вручную курганом, имеющим диаметр в 50 метров. Оно сложено из 32 блоков внушительных размеров. Самый крупный валун весит 180 тонн. Крытая галерея длиной почти в 28 метров заканчивается своеобразным залом. Его ширина – 6 метров, а высота – 3,5.
В дальней части камеры находится вертикальная шахта-колодец колоссальных размеров, уходящая в глубину на 20 метров. Для чего она была выложена, неизвестно. Так же ученые не могут объяснить найденные при входе рисунки, среди которых различаются пятилучевая звезда, фигурка человека, воздевшего руки, и нечто, напоминающее купол церкви, увенчанный крестом.
Кто, когда и зачем вырезал изображения, даже предположить никто не может. Еще одна загадка Менги – сотни человеческих останков, обнаруженных при раскопках. Вряд ли дольмен служил могильником: при покойных не было «сопроводительных предметов», обязательно укладываемых в те времена в захоронения.
Изначально археологи датировали сооружение III–II тысячелетием до нашей эры. Однако дальнейшие исследования заставили их передвинуть время постройки на тысячу (а то и больше) лет назад. Возможно, в будущем дату снова придется пересматривать. Менга необычен еще и своей ориентацией по сторонам света.
В большинстве своем мегалиты возводились так, чтобы на их вход падали лучи нашего светила в осенний день равноденствия. Но этот дольмен «развернут», его вход обращен к Скале влюбленных (по-испански Эманорадос). Это горное образование очертаниями напоминает лицо человека, лежащего на спине.
С горой, кстати, связана трогательная легенда. Якобы в XV столетии полюбили друг друга юноша и девушка. Он был мусульманином, она – христианкой (или наоборот, в другой версии). Родители были против их отношений, и влюбленные решили бежать. Их догнали на Эманорадосе; предпочтя разлуке гибель, пара бросилась вниз.
Понятное дело, легенда о скале появилась тысячелетиями позже сооружения дольмена. Почему строители сориентировали его именно таким образом – очередная загадка.
Вьера
Совсем недалеко от Менги находится второе сооружение комплекса. Его в промежутке между 1903 и 1905 годом открыли два брата, по фамилии которых дольмен и назвали. Он заметно меньше первого мегалита, ориентирован «правильно», накрыт холмом всего в человеческий рост высотой. Но по возрасту Вьера примерно соответствует Менге и также относится к бронзовому веку. Впрочем, с последним постулатом согласны не все исследователи, некоторые из них считают Вьеру «младшим братом», построенными на тысячу лет позже.
В этом дольмене коридор тянется «всего» 20 метров, разгорожен двумя порталами и приводит к относительно скромной камере, за которой следует и вовсе крошечная комнатенка опять-таки непонятного назначения. Есть мнение, что в свое время она выполняла функции жертвенника.
Коридор выложен из 29 блоков (одна стена из 15, вторая – из 14) и имеет высоту в 2 метра. «Потолок» состоит из пяти массивных плит. Имеется версия, что Вьера как раз служила местом погребения: к найденным здесь костям прилагаются костяные инструменты и фрагменты керамики.
Чисто туристическая подробность: в самом дальнем камне проделано отверстие, по поводу которого экскурсанты выдвигают самые неожиданные предположения. Между тем оно не является изначальным элементом, его проделали черные археологи, пока комплекс не находился под государственной охраной.
Эль-Ромераль
Третий элемент мегалитического сооружения нашли все те же неугомонные братья Вьера, но позже. Эль-Ромераль – самая «молодая» конструкция; предположительно, она была возведена в промежутке между 1900 и 1800 г. до н. э. Этот дольмен находится на некотором отдалении от остальных, уже за городской чертой. Конструктивно он исполнен иначе: имеет округлое сечение и камеру пятиметровой высоты, куда ведет коридор длиной в 30 метров.
Сориентирован Эль-Ромераль тоже нестандартно: его выход повернут на запад, а центральная ось сооружения указывает на наиболее высокий пик в Торкале, национальном парке. Который, кстати, тоже по-своему уникален, поскольку изобилует необычными фигурами из камня. Правда, по мнению ученых, они не являются рукотворными. Камень приобрел причудливые формы под воздействием естественной эрозии, воздействовавшей на скалу многие тысячи лет.
К камере в Эль-Ромерале ведут целых два коридора. В большем археологами найдено множество человеческих останков. Но вот странность: кости принадлежат исключительно мужчинам, ни женских, ни детских скелетов среди них нет. Мало того, останки лежат в позе эмбрионов. И еще одна «неправильность»: в меньшей галерее обнаружены керамика и останки животных. Что это, запасы, укладываемые к мертвым в могилу? Но тогда они должны были бы находиться рядом с похороненными.
Эль-Ромераль поставил перед исследователями еще один вопрос, на который у них нет ответа (будем надеяться – только пока). В наиболее глубоком зале хранится плита из известняка неизвестного предназначения. Единственное имеющееся предположение – это жертвенный алтарь. Однако доказательств версии, хотя бы косвенных, не найдено. Основанием для выдвижения гипотезы послужила полная нецелесообразность нахождения плиты в дольмене – только обрядовые цели могут ее объяснить.
В чем смысл?
Несмотря на то, что андалузские и прочие дольмены изучаются историками и археологами далеко не первое столетие, ученые пока так и не пришли к общему мнению по поводу того, зачем возводились столь монументальные сооружения. Счесть их погребальными камерами с чистой совестью не получается: нет смысла затевать глобальное строительство для одноразового использования постройки. Даже если в дальнейшем предполагалось практиковать подзахоронения. Наиболее распространено официальное отношение к дольменам как к ритуальным местам, своего рода храмам. Хотя, если учесть, что в ходу было обожествление сил природы, опять-таки целесообразность возведения мегалитов становится сомнительной.
Привлекает внимание тот факт, что большинство таких сооружений находится вдоль побережий и имеет строгую астрономическую ориентацию. Это дает повод предположить, что толчок к развитию мегалитических комплексов и связанной с ними культуры дала цивилизация мореплавателей, обладавших большими познаниями не только в кораблестроении, но и в изучении звездного неба, и в географии, и в ряде сопутствующих наук вроде математики. Может быть, гипотетические путешественники находились в поиске залежей руд металлов; а культурная миссия могла быть вторичной целью неведомой цивилизации.
Есть и другие, порой очень смелые теории. Кто-то считает дольмены излучателями, испускающими ультразвуковые волны; кто-то допускает, что они были прообразами астрономических обсерваторий или лабораторий. Есть даже теория, согласно которой дольмены когда-то работали в качестве порталов, переправлявших «знающих» людей в параллельные миры. Какое из предположений ближе к истине, только предстоит узнать. А пока мегалитические сооружения являются объектами научного интереса и туристического любопытства.
Ничего сложного?
А вот технология строительного процесса, судя по всему, уже секретом не является. Не нужно ни тяжелой строительной техники, ни тысяч рабов. Достаточно вполне примитивного инструментария вроде кирки, катков – деревянных валиков для транспортировки блоков, крепких ремней и системы блоков.
Строительство выглядело следующим образом. Каменные блоки нужного размера вырубались и перекатывались на нужное место. Там предварительно рылись ямы и ставились блоки, предназначенные для удержания элементов в вертикальном положении. Фрагмент устанавливался одним концом в яму, временно фиксировался блоками и закреплялся подсыпным способом.
Если в планах было возведение менгира, то на этом труды заканчивались. Если же был задуман дольмен, то строительство продолжалось: вокруг установленных вертикальных блоков сооружалась насыпь, облегчающая затаскивание наверх плиты перекрытия. В этом помогала еще одна система блоков. Последним шагом становилась выемка грунта из внутренней части строения.
Описание, с одной стороны, выглядит элементарным, с другой же – вызывает определенные сомнения. Тем не менее принцип работал, в чем убедились несколько независимых исследовательских групп. Одной из них в 1979 году руководил Жан-Пьер Моэн. Его бригада сумела возвести монументальное сооружение, используя лишь перечисленную технику. Причем вес горизонтальной плиты достигал 32 тонн, а команда состояла всего лишь из 200 человек.