Охота на ведьм. Несколько веков назад это явление было страшной реальностью, которая для многих заканчивалась чудовищными пытками и костром. 19 августа 1692 года произошла самая масштабная казнь по делу салемских ведьм. Что это был за процесс и почему мы так много о нем знаем?
Пуританство
Салем мог бы оставаться тихим городом, с небольшими церквушками и приветливыми жителями, если бы не одно событие, сделавшее его знаменитым на весь мир. Чтобы рассказать о происшедшем подробно, начать, пожалуй, стоит с истории. Город был основан колонистами, прибывшими на одном из кораблей Англии, в 1626 году.
Сегодня Салем считается не только одним из самых старых городов Новой Англии, но и одним из самых религиозных. Да, до сих пор в этом городе вера крепка, как нигде. И с самого начала своего существования Салем славился своими строгими пуританскими взглядами. Так получилось, что именно в этом месте обосновалась одна из самых религиозных общин, трактовавшие библию по-своему.
Город, несмотря на удобное территориальное расположение, а именно удобный выход в море, имел не лучшие показатели по земледелию. Для того, чтобы получить больше плодородной земли, ее нужно было забирать у индейцев. В этом вопросе колонисты не церемонились, ведь дикарей считали безбожниками, и убивать их церковь не запрещала. А вот когда к побережью подступала засуха или наступали другие климатические проблемы, община не хотела учитывать фактор незнакомого континента и его условий, а ссылалась на гнев Божий.
Религия как единый закон
Нужно отметить, что в то время царствовал жесткий патриархат, замешанный на строгой религиозности. Проще говоря, женщина была никем. Итак, к 1692 году Салем представлял собой общину, жившую на грани выживания: постоянная война с индейцами, голод, болезни и единственное, на что эти люди могли уповать, – это на волю Бога. Церковь сплотила жителей и давала им единственное объяснение происходящему.
Поэтому, когда в январе 1692 года у дочери и племянницы пастора Сэмюэла Пэрриса, 9-летней Элизабет Пэррис и 12-летней Эбигейл Уильямс, были обнаружены симптомы неизвестной болезни, вердикт был прост и очевиден: проклятие. Дети жаловались на то, что их кто-то колол булавкой и ножом, а когда Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Охота на ведьм
Доктор Уильям Григгс решил, что причиной болезни девочек стало воздействие ведьмы. В своем рассуждении он опирался на авторитетную работу Коттона Мэзера «Памятные случаи вмешательства Провидения в дела о ведовстве и одержимости» 1689 года, где описывался подобный случай: в 1688 году в Бостоне ирландская прачка была обвинена в колдовском воздействии на детей хозяина и повешена.
Коттон Мэзер был выпускником Гарвардского колледжа и являлся священником Северной церкви Бостона. То есть, начитавшись трактатов об охоте на ведьм, доктор решил, что причины болезни – ведьмино проклятие.
Девочки под влиянием доктора указали на предполагаемую ведьму – служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим – индианкой. По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам. Оказывать медицинскую помощь пострадавшим никто не собирался, зато над несчастными круглосуточно читались молитвы.
Также девочки указали на жившую в деревне нищенку Сару Гуд и на пожилую ворчливую соседку Паррисов Сару Осборн, которая не была в церкви более года. Семья Путнам подала жалобы магистратам, и 29 февраля 1692 года обвиненные девочками особы были арестованы и вскоре осмотрены (на их теле искали «ведьмины сосцы» – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).
Рассказам девочек о нападениях духов и корчам, которые происходили с ними в присутствии обвиняемых, поверили, а их соседи-селяне тоже начали припоминать, как у кого-то протухали сыр и масло после визитов обвиняемых, приплод скотины оказывался больным… Допрос обвиняемых проводился в стандартной процедуре для того времени – одни и те же вопросы задавались снова и снова: является ли обвиняемая ведьмой, видела ли она сатану, и тому подобное.
Массовая истерия
Истерия, подогреваемая новыми случаями болезни, достигла невероятной формы – люди жаждали найти виновных и, как это бывает в таких случаях, их находили. Сработал и чисто психологический фактор – не дожидаясь, пока сосед укажет первым, люди сдавали друг друга властям. Вспоминались все случаи, даже самые пустяковые. В результате почти 200 человек были арестованы.
Самое печальное, что служанка Титуба просто ради того, чтобы развеселить девочек, показывала когда-то тем обыкновенные трюки – как гадать и как загадывать желания. Сестры охотно слушали Титубу, поскольку это было намного веселее, чем чтение Библии. Естественно, когда дети заболели, Пэррис в первую очередь отвел на допрос в магистратуру свою служанку. Именно с нее, несчастной девушки, начался знаменитый процесс, вошедший в историю.
Есть показания, что пастор Сэмюэл Пэррис сам виновен в странном поведении девочек. Он их запугивал, возможно, применял насилие. Поведение детей – это психоз, который мог быть вызван неадекватным поведением пастора.
Аресты и суд
1 марта 1692 года по показаниям детей было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Заступиться за бедных женщин было некому. Да и тот факт, что они все трое редко ходили в церковь, уже делал их «виновными» в пуританском Салеме.
Чуть позже, в марте, следствие нашло новых подозреваемых: четырехлетнюю дочку Сары Гуд, Марту Кори, Ребекку Нерс и Рэйчел Клинтон. Вина Марты Кори была в том, что она не поверила в слова девочек и относилась с большой иронией к самому процессу.
Церкви это не понравилось. Маленькая дочка Сары случайно сказала фразу, которую следствие восприняла как обвинение против ее матери – ребенок назвала себя ведьмой, чтобы ее пустили к маме. Далее аресты имели простую причину: кто что сказал и кто кому не нравился.
Абсурдное следствие дошло до того, что в мае губернатор Фипс объявил о начале суда, назначив в качестве судей друзей Коттона Мэзера, того самого охотника на ведьм, написавшего трактат. Весь суд строился на показаниях лжесвидетелей, которые видели самого дьявола.
Казнь
2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что ее посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нерс, Сара Гуд и еще несколько женщин.
Примечательно, что перед казнью, уже с петлей на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, активно участвующему в «светском» судебном процессе, со словами: «Ты лжец. Я не большая ведьма, чем ты колдун. Отбери у меня жизнь, и Господь напоит тебя кровью». Слова оказались пророческими: через 25 лет Ноес, пораженный кровоизлиянием в мозг, умер, захлебнувшись собственной кровью.
19 августа, в последний день суда, были повешены еще пять женщин. 150 человек оставались в тюрьме, 19 уже были повешены. Но и этого оказалось недостаточно. Аресты продолжались еще почти год, поскольку под дело салемских ведьм буквально «гребли» всех подряд. Особенно пользовались этим предлогом, чтобы свести счеты или отобрать землю. Досталось и жителям других городов, куда салемская истерия перекочевала с рассказами религиозных фанатиков.
Реабилитация
Поразителен тот факт, что, уверовав в свою правоту, следствие подробно фиксировала каждую деталь процесса. Так доподлинно известны все имена пострадавших, протоколы пыток, ведение дела, суд и казни. Все запротоколировано и сохранено для потомков.
И именно по этим материалам уже через несколько лет началась реабилитация – в 1697 году судьи признали свою чудовищную ошибку, а в 1702 году все решения были признаны незаконными. Как вели себя лжесвидетели? Они снова все списали на происки дьявола, который специально ввел их в заблуждение…
А что насчет странных симптомов? По одной из версий, дети были напуганы пастором, но есть и куда более весомая теория: все пострадавшие были поражены грибком спорыньи. Именно спорынья вызывает галлюцинации, судороги, неадекватное поведение, а распространялся он через обыкновенный ржаной хлеб.
В память о трагедии в Салеме установили памятник жертвам охоты на ведьм. Однако признание судебной ошибки вовсе не привело к отмене судебного органа, созданного специально по этому случаю. Верховный суд штата Массачусетс – институт, образовавшийся в мае 1692 года специально для казни бедных женщин, существует до сих пор. И именно этот орган лишь в 1957 отменил все приговоры по громкому делу.
Нравится это или нет, но нет никаких гарантий, что дело салемских ведьм не найдет свое продолжение. Город по-прежнему свято чтит церковь, и жители косо смотрят на тех, кто редко появляется под ее сводами. Свою веру они считают единственной защитой от призраков и старого проклятия, которое ведьмы Салема якобы наложили на город перед своей казнью. И, если верить теории, раз призраки по-прежнему бродят по тихим улицам города, то искреннего покаяния не было. А значит, все еще может повториться…