top of page
Анна Арсентьева

Жозефина де Богарне:  шальная императрица

Эту женщину Бонапарт боготворил до конца своих дней. Невзирая на то, что она была гораздо старше, несмотря на ее измены, на двоих детей от прошлого брака и на то, что самому Наполеону она так и не подарила наследника. Пылкая, интригующая и блистательная Жозефина де Богарне, оставив неизгладимый след в сердце великого императора, вошла в историю как одна из самых обольстительных женщин эпохи Великой французской революции.

Легкомысленная креолка

Детство Жозефины прошло на тропическом острове Мартиника в Карибском море. Ее отец, плантатор Жозеф-Гаспар Ташеде ла Пажери, происходил из обедневшего дворянского рода, а мать была коренной островитянкой. Юную креолку, выросшую под присмотром нянь-туземок, рано потянуло на любовные приключения. И отец, которого тревожило легкомыслие дочери, отправил ее в Париж, под опеку тетки, госпожи де Риноден.

Тетушка же, недолго думая, решила выдать 15-летнюю Жозефину замуж за 19-летнего красавца виконта Александра де Богарне, сына своего любовника. Так в 1779 году страстная креолка стала виконтессой де Богарне. Переехав с супругом в столицу королевства, она спустя пару лет родила сына Евгения, а еще через два года дочь Гортензию – своих единственных и любимых детей.

Выросшую в провинциальной глубинке красотку притягивали роскошь и великолепие высшего света. Супруг же, напротив, хоть и был наследником одного из древнейших семейств, являлся ярым противником праздного времяпрепровождения и ее общения с аристократами. Он так и не стал поклонником праздничных приемов в Лувре и Версале.

Скорее всего, это и стало причиной недолговечности их союза – в 1785 году супруги официально оформили развод. После расторжения брака Александр в скором времени женился на молодой возлюбленной, а восторженная провинциалка с головой окунулась в ту жизнь, к которой так долго стремилась: визиты на балы, посещение салонов и лавок известных модисток.

Между тем, довольно быстро израсходовав доставшееся ей состояние, молодая женщина была вынуждена вернуться на родину. Но революционные бесчинства 1789-го, достигнув острова в Вест-Индии, заставили Жозефину уехать во Францию, где ее бывший муж к тому времени сумел стать влиятельным человеком в революционном Национальном собрании.

Протеже скупого любовника

Мадам де Богарне недолго пришлось наслаждаться своим новым положением: ее бывший супруг, арестованный по ложному доносу как враг народа, 23 июня 1794 года, в день ее рождения, был казнен. А самой Жозефине не удалось избежать ареста. Правда, от гильотины ее уберег очередной революционный переворот, в ходе которого креолку, признав жертвой якобинцев, попросту отпустили.

Вскоре в новом обществе бывшая провинциалка появилась уже в качестве любовницы виконта де Барраса, одного из лидеров Термидорианского переворота и Директории, снявшего для нее и ее детей уютный особнячок на улице Шантерэн. При виде этой уверенной в себе светской львицы, похожей на экзотический цветок ее родины, мужчины теряли головы, а дамы, завидуя ее успеху, шили платья в стиле де Богарне.

Однако великосветский образ жизни требовал больших средств, а виконт оказался скупым любовником. Желая любой ценой избавиться от расточительной возлюбленной, он познакомил 32-летнюю Жозефину с молодым и амбициозным 26-летним генералом Бонапартом, умело подавившим мятеж роялистов. И хотя на первый взгляд элегантная вдовушка и талантливый генерал не имели ничего общего, их объединяло очень многое.

Их родиной были маленькие острова: у него – Корсика, у нее – Мартиника. Приехав во Францию и разговаривая с заметным акцентом, они в равной степени ощущали себя чужаками, вынужденными приспосабливаться к правилам парижского общества. И Наполеон, и Жозефина не понаслышке были знакомы с бедностью, а во время революции даже успели посидеть в тюрьме.

Да и в их характерах было много общего: оба мечтатели, весьма пылкие и умевшие покорять противоположный пол. А вот реальные имена у них были иными. Услышав девичье имя возлюбленной – Marie-Josephe-Rose – будущий император назвал ее Жозефиной, настояв на том, чтобы все окружающие называли ее исключительно так, а не иначе. Одновременно он изменил и корсиканское написание собственного имени Наполеоне Буонапарте.

Выгодный брак

Влюбленный, но бедный Наполеон в январе 1796 года сделал предложение. Дама его сердца довольно долго колебалась. И только после того, как корсиканец был назначен командующим Итальянской армией, Жозефина все-таки согласилась на модный в те времена гражданский союз, который и был заключен 9 марта 1796 года.

Чувства будущего монарха к избраннице были настолько сильны, что он, не колеблясь, усыновил детей Жозефины и в качестве свадебного презента подарил жене драгоценный медальон с надписью Au destine – «Это судьба». Правда, по утверждению биографов, позже он признавался, что до вступления в брак искренне считал свою невесту богатой и только потом выяснил, насколько она бедна.

Нельзя не признать, что данный союз был выгоден обеим сторонам. Бонапарт благодаря супруге получал свободный доступ в высшие коридоры власти Директории и связи во французском светском обществе. А для Жозефины союз с революционным генералом служил страховкой от претензий нового режима и гарантировал ей статус добропорядочной женщины.

Несмотря на это, брачный контракт новоиспеченных супругов пестрил намеренными неточностями. Например, ради жены, которая была старше генерала на шесть лет, возраст брачующихся был записан неправильно: будущий правитель умышленно добавил себе пару лет, а его супруга, наоборот, сбросила четыре, для того чтобы сгладить существующую разницу.

Как отмечают многочисленные биографы, на протяжении первых лет супружества Наполеон искренне и страстно обожал свою красавицу жену, блиставшую в парижских салонах. Об этом можно судить по переполненным нежностью и страстью многочисленным письмам, написанным им в ходе Итальянского и Египетского походов, на которые светская львица отвечала редко и наскоро.

Корона в подарок

Пока супруг покорял страны и народы, добиваясь всемирной славы, его любимая жена вела в Париже расточительную и легкомысленную жизнь и, не таясь, пускалась в любовные авантюры. И хотя до обманутого Бонапарта, тяжело переживавшего измену, доходили неоспоримые подтверждения ее неверности, он так и не смог своевременно решиться на разрыв.

Вероятно, здесь немаловажную роль сыграли не только глубокие чувства к супруге, но и корсиканское воспитание Наполеона, в соответствии с которым расторжение брака считалось непозволительным. Однако с течением времени их взаимоотношения стали меняться. Постепенное охлаждение к стареющей жене привело к тому, что Бонапарт стал заводить на стороне сначала временные интрижки, а затем и продолжительные романтические отношения.

Жозефина же, напротив, достигнув сорокалетнего возраста, все более привязывалась к блистательному супругу и страдала от его измен. Кроме того, ее беспокоило желание мужа взойти на монарший престол и основать во Франции новую правящую династию. В этом случае их бесплодному союзу наступил бы конец.

Тем не менее 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери Наполеон объявил себя императором Франции и собственноручно короновал себя и Жозефину. И что любопытно, всячески стараясь укрепить свой брачный союз, креолка в преддверии коронования якобы случайно созналась папе римскому в том, что не состоит в церковном браке с Бонапартом, и тот обвенчал их по всем правилам церкви.

Нельзя не отметить, что, по мнению современников, ранее распутная провинциалка вполне соответствовала роли императрицы, несмотря на то, что семья корсиканца в буквальном смысле слова ее ненавидела. Родственники новоявленного монарха считали ее распутной женщиной, старухой и при любом удобном случае уговаривали его развестись.

Развод на благо империи

Чувства Наполеона к Жозефине оказались все же слабее его амбиций. Великодушно раздавая европейские короны членам своей семьи и маршалам, французскую корону он рассчитывал вручить наследнику. Но, будучи к тому времени бесплодной, супруга уже не могла воплотить в жизнь его планы. Потеряв надежду дождаться сына, Бонапарт в 1809 году решился на развод.

И хотя поначалу императрица решительно возражала, после бурных сцен и настойчивой борьбы она все-таки вынуждена была дать согласие и покинуть супруга со словами: «Я это делаю только ради Франции». Развод вступил в силу 16 декабря 1809 года, после чего Бонапарт обвенчался с австрийской принцессой Марией-Луизой, родившей ему в 1811 году долгожданного наследника.

В соответствии с условиями развода за Жозефиной был сохранен титул императрицы, Елисейский дворец, Наваррский замок и замок Мальмезон. Практически не изменив своих привычек, она продолжила жить на широкую ногу. При этом между бывшими супругами сохранились теплые доверительные отношения.

Он регулярно писал ей, повествуя о собственных проектах и текущих делах, гостил у нее в резиденции, однако ни разу больше не оставался с ней тет-а-тет. Между тем после расставания с любовью всей своей жизни счастливая звезда императора Франции закатилась – впереди было разгромное поражение в России и пожизненная ссылка на Эльбу.

Сама же Жозефина не переставала наблюдать за жизнью любимого. И даже в 1814 году порывалась уехать за ним на остров, в чем ей было отказано. А спустя пару месяцев после свержения Наполеона она заболела и 29 мая умерла. Уроженка Мартиники, легкомысленная светская львица, шальная императрица была удостоена императорских похорон, на которых присутствовали представители царских фамилий русского, французского и прусского дворов.

Теги:

550 просмотров
bottom of page