top of page
Евгения Мережко

Церковь Сатаны Ла-Вея

Антон Ла-Вей в середине прошлого века создал церковь и выбрал символом для нее антагониста Бога – Сатану. «Верховный жрец» довольно долго продержался на волне популярности.

Странный человек

Антон Шандор Ла-Вей появился на свет 11 апреля 1930 года. Первым его местом жительства стал Чикаго, но вскоре родители с наследником переехали в Сан-Франциско – и этот город стал для будущего «верховного жреца» по-настоящему родным. В крови Антона было смешано множество национальностей: французы, немцы, румыны, русские, венгры и евреи.

Бабка, к примеру, была почти чистокровной венгеркой, знавшей массу страшных историй и легенд, которыми охотно пичкала внука. Так что, когда мальчик выучился читать, особое внимание он начал уделять литературе о черной магии. Впрочем, бульварное творчество он тоже скрупулезно изучал. Параллельно Ла-Вей интересовался и реальными мистическими личностями вроде Распутина и Калиостро.

В детские годы у Ла-Вея обнаружились неплохие музыкальные способности. Больше всего ему нравились клавишные, репетировать на них этюды он мог часами. Отличительной особенностью Антона была способность запомнить нотный текст чуть ли не с одного взгляда и подобрать любую мелодию на слух, единожды услышав ее. Музыкальные таланты часто в будущем спасали Ла-Вея, позволяя в трудные периоды жизни зарабатывать на кусок хлеба.

Кстати, они же позволили оккультисту изучить способы влияния на людей: он много экспериментировал с воздействием на слушателей разных нотных сочетаний.

Нестандартные наклонности Антона всегда делали его своего рода отщепенцем. В коллектив он не мог влиться по определению, дружить не умел, от общества дистанцировался. Впрочем, его такое положение дел вполне устраивало.

В 16 лет странный юноша бросил школу и отправился покорять большой мир.

Путь к Церкви Сатаны

Более комфортно, чем в прежнем мире, Ла-Вей чувствовал себя в цирках, куда устроился сначала разнорабочим, а позже дорос до музыканта. Там же Антон обучился работе с дикими зверями и способам «разводить» людей на деньги. Подрабатывал он и на карнавалах, а в несезон перебирался в ночные заведения Лос-Анжелеса, выполняя обязанности тапера. Поговаривают, что в этот переходный период у него случился короткий роман с самой Мэрилин Монро, которая звездой тогда еще не стала.

Позже Ла-Вей вернулся в Сан-Франциско, пошел в колледж на криминалистику (учеба была единственным легальным способом не попасть под призыв – Америка как раз завязла в войне с Кореей) и стал работать полицейским фотографом. Здесь он еще лучше познакомился с темными сторонами человеческой натуры. Позже Ла-Вей сказал, что именно этот период его жизни определил дальнейший путь и отказ от Бога.

В 50-х годах Антон переквалифицировался: он стал заниматься разбирательствами, связанными с паранормальными явлениями. Уже в начале этой деятельности он заметил, что многие люди склонны видеть мистику в самые рядовые события. И очень не любят попыток раскрыть им глаза. Скептицизм и рационализм «следователя» клиентам были сильно не по вкусу, поэтому Ла-Вей начал им подыгрывать, придумывая демоническую подоплеку любому происшествию.

А уже в 1956-м Антон купил особняк в викторианском стиле, расположенный в приличном районе Сан-Франциско, перекрасил его в черное и организовал мистическое общество «Магический круг», из которого впоследствии выросла Церковь Сатаны. Членами клуба стали сливки местного общества, впечатленные репутацией «охотника за приключениями». Для повышения психологического впечатления Ла-Вей завел себе ручного питона и рассказывал о том, что в купленном им доме некогда находился бордель под управлением мадам Мамми Плезант.

Постепенно из наблюдений Антона, его исследований оккультной литературы и собственных размышлений начала формироваться довольно четкая идеология. Она и стала основой нового религиозного течения под «командованием» Ла-Вея.

Церковно-сатанинская деятельность

Официальное открытие храма состоялось в Вальпургиеву ночь 1966-го, то есть 30 апреля. Верховный жрец ритуально побрил череп и объявил об основании Церкви Сатаны. За время существования этой религии членами «прихода» побывали и звезды Голливуда, и режиссеры, и бизнесмены, и мафиози.

Прихожане собирались исключительно по ночам. Много времени уделялось беседам на мистические темы. Обсуждались оборотничество и вызов духов, каббала и астрономия (с точки зрения ее влияния на проведение ритуалов), вампиризм и прочее.

Говорят, члены секты проводили разные «эксперименты» в духе сатанизма. Так, вроде бы приближенные Ла-Вея во главе с ним как-то раз устроили людоедскую трапезу, разделав бедро, взятое из морга. Есть данные и о сексуальных оргиях, проводимых в Черном доме, в числе которых были садомазохистские акты и групповой секс.

Основатель новой религии считал, что животная страсть способствует раскрепощению человека и его освобождению от стереотипов. Следствием должна была стать большая восприимчивость к сверхъестественному.

Практиковались черные мессы с применение черных же свечей, перевернутых распятий, пентаграмм, проклятий и даже жертвоприношений. Ла-Вей крестил, венчал и отпевал в соответствии с сатанинскими принципами. Кстати, ритуал дьявольского крещения он провел и для собственной дочери.

Много шума наделала открытая сатанинская свадьба, проведенная верховным жрецом 1 февраля 1967 года. Брачующимися были Джон Рэймонд, журналист радикального толка, и Джуди Кэйс. Не меньший ажиотаж вызвали и дьявольские похороны Эдварда Олсона, офицера военно-морского флота, удостоенного медали за храбрость.

Масла в огонь подлила гибель в дорожной аварии Джейн Мэнсфилд, которая приняла от Мэрилин Монро эстафету секс-символа тех лет. Популярная актриса, покорившая и Бродвей, и Голливуд, по утверждению Антона, была его любовницей и разделяла с ним в секте жреческие обязанности.

Эта информация позже была опровергнута, но своего верховный жрец добился: сатанисты из «кружка по интересам» Ла-Вея стали суперпопулярны. А Церковь Сатаны даже официально зарегистрировали в американском реестре организаций религиозного толка.

Статьи о Черном доме и его владельце печатались в уважаемых изданиях Newsweek, Playboy и TIME, Ла-Вея приглашали на ток-шоу звезды телевидения Фил Донахью, Джонни Карсон, Джо Пайн. Он сыграл в «Пробуждении моего демонического брата», давал технические консультации на съемках «Дьявольского дождя», выпустил быстро раскупленную на волне ажиотажа пластинку «Сатанинская месса».

Однако все когда-нибудь кончается. В 80-е прошлого столетия по Америке прокатилась очередная волна неприятия сатанизма и страха перед ним. Членам Церкви Сатаны пришлось давать объяснения и старательно оправдываться. Дела не то чтобы стали совсем плохи, но и хорошими их назвать уже было нельзя. Интерес к Черному дому и идеям Ла-Вея неуклонно падал.

В конце октября 1997 года верховный жрец Церкви Сатаны скончался от отека легких. По иронии судьбы его последним пристанищем стал католический госпиталь им. Св. Марии – ближе не нашлось другого медицинского учреждения. Тело сатаниста было кремировано, а пепел разделен между оставшимися его «прихожанами».

Жен у Ла-Вея было несколько, и они закатили после его смерти настолько безобразный скандал по поводу наследства, что Церковь Сатаны окончательно самоликвидировалась: от нее отшатнулись даже самые преданные и горячие сторонники идей верховного жреца.

Говорят, что…

Есть мнение, что черный пастор при рождении был наречен отнюдь не Антоном Шандором, и фамилию имел вовсе не Ла-Вей. В метрике младенца якобы было записано, что зовут мальчика Говард Стэнтон, а фамилия его родителей – Леви. Дочь верховного жреца Зина говорила, что общеизвестное имя ее отца на самом деле является псевдонимом – тому казалось, что «Антон Шандор Ла-Вей» звучит весомее и загадочнее.

Это высказывание опровергает вдова Ла-Вея Бланш Бартон, которая видела книги, подписанные детской рукой ее покойного мужа, где значились данные, знакомые всей Америке. А Зина, по заверениям Бланш, просто злословит, поскольку всю жизнь имела с отцом плохие отношения.

Также проскользнуло сообщение, что в то время, когда Ла-Вей исследовал паранормальные инциденты, он вел и другую, тайную деятельность. Якобы он был в тесной связи с подпольщиками-сионистами, помогавшими в поставках вооружения для организации «Иргун». В Израиле в то время как раз шла война за независимость. Ни подтверждения, ни опровержения этим сведениям любопытствующие не нашли.

Практичность верховного жреца

Точно известно, что до создания Церкви Сатаны в Сан-Франциско объявилось очень много желающих побывать на заседании «Магического круга». И Ла-Вей продавал им билеты по 2,5 доллара. А в действующие члены, кстати, принимали только успешных людей. Неудачников Ла-Вей отсеивал еще на входе.

Разоблачения

Одна из жен Антона, Диана, в интервью сказала, что никакой интрижки у Ла-Вея с Монро не было. Автограф актрисы, которым подтверждал правдивость своего рассказа ее бывший муж, был якобы собственноручно подделан самой Дианой. Эту версию поддерживал и агент Мэрилин, Гарри Липтое, категорически отрицавший интимные отношения между его подопечной и сатанистом.

А любопытные исследователи выяснили: в полицейском департаменте Сан-Франциско не существует никаких документальных подтверждений, что там когда-либо работал Антон Ла-Вей. Однако отсутствие записей доказательством очередной лжи признано далеко не всеми. Скептики указывают на то, что старый архив исчерпывающим считаться не может. Какие-то бумаги могут быть утеряны или уничтожены за ненадобностью; в конце концов, в те времена могли быть другие представления о документообороте, и некоторые сведения в архив не вносились.

Безусловно, Ла-Вей был неоднозначной личностью. И, судя по всему, неординарной. Недаром ему удалось увлечь за собой массу народа и удержать на плаву Церковь Сатаны целых 30 лет.

252 просмотра
bottom of page