Испанская конкиста: белые боги, покорившие индейцев

С XVI века, когда испанские колонизаторы отправились на недавно открытые земли за богатствами и новыми территориями, начал складываться образ конкистадора – практически варвара, безжалостного и хитрого. Благодаря литературным произведениям «воины Кортеса» практически слились в сознании людей с образом пиратов, столетиями наводивших ужас на прибрежные поселения.

Конкистадорам вменяется в вину чуть ли не геноцид – и это не единственный миф, прочно слившийся с представлениями о «жестоких испанцах». Однако так ли все было на самом деле? Современные историки далеко не во всем согласны с общепринятым мнением, хотя кое-какие мифы признают соответствующими действительности.

Главная причина доверия

Преклонение перед «белыми пришельцами» несколько преувеличено в легендах, однако в случае Кортеса оно действительно существовало. И виновато в это элементарное совпадение: год прибытия его экспедиции по летоисчислению ацтеков значился как первый год тростника и был началом нового цикла в 52 года. Ожидалось возвращение в Мексику Кетцалькоатля, который индейцами почитался больше прочих богов, поскольку, в отличие от остальных, был относительно добрым и жизнерадостным.

К тому же он символизировал плодородие и свет. Одно из воплощений этого бога изображалось как белый мужчина с бородой и в чем-то наподобие кирасы. К тому же прийти Кетцалькоатль должен был с океанских просторов. Неудивительно, что испанцы были приняты ацтеками тепло: такое количество «представителей бога» явно было воспринято как благой знак. И дольше всех в заблуждении по поводу божественной природы испанцев находился легендарный вождь Монтесума.

Миллионы жертв

А вот дальше историки готовы поспорить со ставшим традицией убеждением, что конкистадоры истребляли индейцев тысячами и миллионами. Испанцев было слишком мало для столь масштабных акций. Однако вымиранию коренного населения они все же поспособствовали. Европейцы принесли с собой заболевания, ранее неизвестные индейцам. Разумеется, у них не было к ним иммунитета.

Так что гибли местные в огромных количествах. К примеру, через два года после высадки Кортеса в Теночтитлане (Мехико) умерло от эпидемии оспы 2 млн человек. За следующие полвека численность ацтеков сократилась почти вдвое, и виноваты в этом были тиф и оспа. Инкам была уготована еще более печальная судьба: их сопротивляемость оспе оказалась более низкой, и за полтора десятка лет от исходных 30 млн осталось только 3.

Испанцы-разрушители

Не менее популярен миф о том, что конкистадоры без зазрения совести громили существовавшие на тот момент города. На самом деле испанцы собирались остаться на новых территориях надолго. Им было удобнее жить в том, что уже построено, чем отвлекаться на собственное строительство. Вот языческие храмы они действительно разрушали, поскольку одной из важнейших целей полагали внедрение в массы христианства. А разрушенные города, приводимые в пример недобросовестными исследователями, пришли в упадок задолго до конкисты, примерно в Х веке.

Насколько важны ружья

Преувеличена и значимость «огнестрела». Ужас перед плюющейся огнем палкой и блеском доспехов исчезла у аборигенов в первые месяцы. Тем более что индейцы были воспитаны на легендах о невообразимых возможностях имеющихся в их распоряжении богов. Так что сотни тысяч местных воинов без труда могли бы справиться с агрессорами, уступавшими им в количестве во много раз.

С исторической точки зрения первой причиной проигрыша ацтеков в боях с испанцами было полное отсутствие представлений о тактике, а тем более – о стратегии. А вторая заключается в особенностях их изначального вероисповедания.

Жестокость познается в сравнении

Традиционно считается, что католики настолько сильно «прессовали» наивных аборигенов, что те были просто шокированы их жестокостью и не могли ей ничего противопоставить.

Между тем кровожадность ацтеков так поразила самого Кортеса, что он счел их исчадиями ада. Человеческие жертвоприношения практиковались даже на относительно незначимых праздниках. В «особые» же дни могли быть убиты сотни людей. Объяснялось это явление тем, что ацтеки стремились персонифицировать силы природы: они считали, что так будет проще с ними договориться, а то и воздействовать на них.

И если поначалу жертвы приносились исключительно дабы задобрить разгневавшегося бога (например, когда на страну обрушивался природный катаклизм), то со временем жертвоприношения стали регулярными и многочисленными. Во время ритуальных праздников пытки предназначенных в жертву вызывали отвращение у испанцев: жрец помещал несчастного в огонь, извлекал еще живым, вырывал у жертвы сердце и возлагал к подножию всемогущего идола. С детьми и женщинами ритуалы были еще более изощренными.

Практиковался и каннибализм. Причем если поначалу он носил более-менее ритуальный характер, то к началу конкисты стал массовым. Один из соратников Кортеса писал, что ацтеки отправляются на войну лишь для того, чтобы «убить и съесть».

Своими соплеменниками ацтеки жертвовали неохотно. Так что «приношением богам» становились индейцы из более «низких» племен. Есть точные данные о том, что в 1487-м, когда был сооружен новый храм в столице, в жертву богу Уицлопочтли принесли 20 тысяч пленников. Обреченные тогда были выстроены в четыре шеренги, а очередь на жреческий нож растянулась на целых две мили.

Неудивительно, что индейские племена, не входившие в ацтекскую диаспору, сочли испанцев посланцами небес, призванными освободить их от кровавого ига. Так что незначительные по численности отряды бледнокожих сопровождали серьезные эскорты из коренного населения. Которые в основном и выступали карающим органом.

Немного о рабстве

Еще одно распространенное заблуждение касается принудительного труда. Многие наши современники твердо уверены в том, что индейцы до конкисты об этом слыхом не слыхивали. Дескать, именно испанцы превратили в рабов наивных аборигенов. Исторические данные говорят о том, что это не так. Каждое, даже самое мирное племя в определенной степени использовало рабский труд. Причем рабами становились ли