top of page

Четырехлапые матросы

На кораблях служат не только люди. С давних времен матросами становились и животные. Чаще всего – коты, которые особо ценились за свою способность беспощадно истреблять крыс. Но и другие представители фауны порой несли нелегкую морскую службу, становясь талисманами кораблей, а иногда спасая родное судно.

Пять раз вокруг света

Жизнь кошки по имени Чибли началась нерадостно и обещала быть недолгой: животное попало в приют с весьма неблагоприятными условиями и равнодушным персоналом. Но удача котенку все же улыбнулась: его забрали на борт парусника «Пиктон Касл». Вообще-то, корабль был учебным, и с его талисманом Чибли перезнакомилась масса народа. Многие из прошедших обучение яхтсменов даже писали кошке письма.

Чибли пять раз обогнула на паруснике наш Землю, преодолев почти 200 тысяч морских миль, и отошла в мир иной в 2011 году. Ее смерть оплакивали сотни людей по всему миру.

А ведь она предупреждала!

В 1914 году произошла катастрофа канадского лайнера «Эмпресс оф Айрленд». За пару лет до гибели палубы корабля начала обживать кошка Эмми, быстро ставшая любимицей не только экипажа, но и постоянно менявшихся пассажиров. Она стала настоящим «морским волком» и отказывалась даже на время покидать борт в портах. Своим привычкам Эмми изменила 28 мая, неожиданно для всех исчезнув с лайнера. Стюард «Эмпресс оф Айрленд» заметил животное на причале и принес его обратно, однако Эмми снова удрала. С борта отплывающего судна ее видели на пирсе – Эмми следила за уходящим лайнером и отчаянно мяукала.

На следующий день в густом тумане судно «Эмпресс оф Айрленд» столкнулось с углевозом «Сторстадт» и в течение четверти часа затонуло. Жертвами кораблекрушения стали тысяча с лишним человек.

Героический талисман

Весной 1948 года матрос Джордж Хикинботтом, служивший на английском шлюпе «Аметист», на гонконгских пристанях подобрал кота примитивной черно-белой окраски и принес его на судно. Животное было названо Саймоном и оказалось великолепным крысоловом, в связи с чем гармонично и крепко вписалось в команду.

Несколькими месяцами позже начались события, названные историками инцидентом на реке Янцзы. Китайские коммунисты накрыли шрапнельным огнем британское судно; во время обстрела погиб капитан «Аметиста», а Саймон получил серьезные ранения, поскольку очень любил отдыхать в его фуражке.

Кота матросы нашли вовремя и отнесли к корабельному доктору, который вытащил из Саймона целых четыре осколка. Врач был уверен, что животное не имеет шансов на выживание. Однако кот оправился быстро и снова приступил к выполнению своих обязанностей. В них стало входить и регулярное посещение лазарета: наверное, животное испытывало благодарность к спасшим его медикам. Такая стойкость духа поддерживала моряков в течение всего остального похода: если уж раненый кот не вешает нос, значит истинным британцам и вовсе унывать не подобает!

По прибытии шлюпа на родину героический усач получил целых три награды: Синий крест, медаль Марии Дикин и медаль, которой награждались все участники похода «Аметиста». А еще Саймон стал единственным котом – отличником морской службы. Причем это звание ему было присуждено официально.

7 жизней Непотопляемого Сэма

Еще один черно-белый пушистик стал матросом благодаря безвестному моряку, притащившему его на немецкий линкор «Бисмарк». Прослужил на его борту кот недолго: в конце весны 1941 года корабль был потоплен во время атаки английской эскадры. Из 2200 членов экипажа выжили только 115. А усатый зверь сумел залезть на один из обломков судна, просидел на нем несколько часов и дождался-таки помощи: его увидели с эсминца «Касак» и взяли к себе. Что примечательно, кроме кота из команды корабля не удалось спасти никого. Поскольку кличку животного выяснять было не у кого, его нарекли Оскаром и зачислили в экипаж.

Больше полугода черно-белый найденыш добросовестно радовал своей компанией матросов. Но в октябре того же года «Касак» получил в борт торпеду от германской подлодки. 159 моряков погибли, остальным удалось спастись: поскольку эсминец входил в состав конвоя, люди просто перебрались на другой корабль. Само же судно, получившее тяжелые повреждения, затонуло. А Оскар снова выжил и даже не получил травм.

Какое-то время кот провел на суше в Гибралтаре. Однако он уже стал известен среди британских моряков, переименовавших его в Непотопляемого Сэма. Так что вскоре кот стал членом экипажа авианосца «Арк Ройял». Ирония судьбы: как раз самолеты, взлетавшие с его палубы, стали виновниками гибели первого «места службы» Оскара-Сэма, «Бисмарка».

И опять судьба судна оказалась печальной: оно затонуло после торпедирования немецкой подводной лодкой. Правда, на этот раз все, кто находился на борту, выжили – и забрали с собой кота. Причем в спасении Непотопляемого Сэма вновь участвовал эсминец «Легион», принявший на борт кота после гибели «Касака». Еще одна улыбка фортуны: «Легион» прекратил свое существование через четыре месяца, «промежуточный» корабль «Лайтнинг», подбросивший животное к эсминцу, затонул еще через год – а кот остался жив.

В морские путешествия его больше не брали, сочтя, что бедный зверь и так предостаточно натерпелся. Сэм какое-то время обитал при генерал-губернаторской канцелярии Гибралтара, однако в конце концов его эвакуировали в Англию. Там кот тихо и мирно дожил до 1955 года. Его портрет, выполненный в пастели Джорджиной Шоу-Бейкер, стал экспонатом Гринвичского национального морского музея.

Собака-спасатель

Кота на судне содержать проще всего: свои «дела» он может делать и в ящик с пожарным песком, качка кошек не утомляет, а погулять животное может и в ограниченном пространстве, обследуя корабль снизу доверху и проникая даже в тесные трюмные помещения. Но и собак на судах держат. Порой это спасает жизни всей команде, как это произошло в 1919-м с экипажем парохода Ethie, который своим талисманом сделал ньюфаундленда Танга.

В декабре того года судно покинуло порт Кау-Хеда в Канаде, имея конечной целью бухту Бонни-Бэй. Однако вскоре начался сильнейший шторм, сопровождающийся метелью. Спрятаться кораблю было негде, в ближайшем будущем замаячила гибель парохода и смерть всего экипажа. Капитан принял решение посадить подведомственное транспортное средство на мель. Однако для этого нужно было перебросить на берег трос. А до земли – сотни метров ледяной воды, причем весьма неспокойной. Ни один человек не был бы в состоянии преодолеть это расстояние и остаться в живых. И капитан вспомнил о ньюфаундленде.

Танг выполнил задачу, дотащив веревку, закрепленную на ошейнике, до побережья. Там собаке помогли «болельщики», наблюдающие за сражением корабля со стихией. Канат закрепили, и по нему моряки с терпящего бедствие судна перебрались на сушу. Пес спас 92 членов экипажа – и стал истинным национальным героем всей Канады.

О Танге стало известно благодаря свидетелям, наблюдавшим его заплыв. Злопыхатели позже утверждали, что вовсе не собака доставила конец каната на сушу. А если и она, то другой породы. И вообще, может, и шторма тогда не было, а просто капитан был пьян… Однако канадцы предпочитают любить Танга и верить в то, что он таки выплыл и спас команду корабля.

Кстати, вполне возможно, он был не единственной собакой, пришедшей на помощь людям в безвыходной ситуации. Об этом свидетельствует скульптурная группа из бронзы, стоящая на кромке залива в Сент-Джонсе, еще одном канадском городке. В морскую даль смотрят лабрадор и ньюфаундленд – и каждый моряк, оказавшийся в этих местах, не забудет погладить металлических собак. Говорят, после этого жеста даже самый тяжелый рейс пройдет без малейших проблем.

Прочие персонажи

Кошки и в меньшей степени собаки, конечно, являются наиболее популярными корабельными животными. Однако отнюдь не единственными. К примеру, старпом ракетного крейсера «Адмирал Головко» некогда завел себе ручную крысу. В далеком 1965 году корабль был боевой единицей Северного флота, с 1968 года перешел в состав Черноморского.

Крыса с классическим именем Лариса появилась чуть позже. Она охотно выполняла команды второго лица на судне. Одной из любимых шалостей старпома и его любимицы был прыжок крысы на плечо моряка при его входе в каюту. Этот трюк и погубил флотскую карьеру зверька: на крейсер пожаловала контрольная комиссия, и Лариса спикировала на одного из ревизоров. Скандал получился нешуточный, крысу списали на берег. Но старпом не стал отправлять ее в свободное плавание, а поселил питомицу в своем жилище на суше.

На флоте Российской империи роль корабельных животных очень часто играли медведи. Традиция была унаследована и новорожденной советской властью: в первой трети ХХ столетия мишки регулярно выходили в плавание, причем преимущественно на судах, относящихся к военно-морским силам. От тех времен даже остались фотографии. На одной из них матрос, служивший на гвардейском крейсере «Красный Кавказ» общается с медвежонком возле спаренной морской зенитки.

Впрочем, это еще не самый уникальный судовой питомец. На английском броненосце Canopus плавал убедительный матерый козел, бодро стучавший копытами по пушкам и охотно подставлявший матросам бочок для почесывания. На подводной лодке USS S-31, впервые вышедшей в море в 1922 году, талисманом был лисенок.

Благополучие линейного крейсера Australia своим присутствием обеспечивали сразу два зверя – песик дворянского происхождения и маленький крокодильчик. А у австралийского корабля, бороздившего океан в 1920-м, палубным любимцем был кенгуру. Вероятно, отличавшийся повышенной смелостью: эти животные нестабильное положение опорной поверхности воспринимают плохо, а корабельный талисман не сделал ни одной попытки выпрыгнуть за борт.

bottom of page