Крещение Руси - одна из важных вех истории. Хотя это событие долгое время не было обозначено в календарях и никак не отмечалось. А пышными торжествами по поводу юбилеев эта дата вовсе не избалована. По сути, внимание к этому дню стало более постоянным после 1988 года – года тысячелетия крещения Руси. Хотя в том, что 1000 христианства на Руси падает именно на 1988 год, сомневаются многие историки.
Значение даты
Несмотря на солидную дату существования христианства на Руси, юбилеев Крещения было немного. Впервые юбилей события официально праздновался в 1888 году – отмечалось 900-летие Крещения Руси. Затем – столетнее молчание, которое прервалось в 1988 году, на праздновании 1000-летия. «Виновником» внимания к этой дате со стороны светского общества стала Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО, которая призвала отметить «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». Это заявление привлекло к Церкви внимание общественности не только Советского Союза, но и всего мира. Уже с начала 1988 года в преддверии торжеств советские газеты были наполнены религиозной тематикой, а священники получили возможность обращаться к широкой аудитории.
После празднования тысячелетия Крещения Руси в Советском Союзе началось массовое открытие храмов, был увеличен прием учащихся в духовные семинарии. Представители Церкви получили доступ к средствам массовой информации: в печать, на радио и телевидение. Они получили возможность выступать, как равноправные участники диалога верующих с неверующими. И в этом большую роль сыграло празднование Тысячелетия Крещения Руси. Даже атеисты не могли не отметить значение этого события для истории.
Был ли выбор?
Но действительно ли тысячелетие крещения пришлось на 1988 год? Говоря иначе – была ли крещена Русь в 988 году? Знакомая со школьной скамьи «Повесть временных лет» указывает именно на эту дату. Но…
Хотя сначала нужно разобраться в том, почему князь Владимир выбрал в качестве единой религии для своего народа православие. В «Повести» есть момент об испытании вер, когда доверенные лица князя отправляются в разные земли узнавать «у кого какая служба и кто как служит Богу». В результате их «отчета» греческая вера больше других понравилась Владимиру.
Но ряд историков иначе представляют себе ход тех событий. Учеными высказывались различные мнения по поводу правдоподобности легенды об «испытании вер». В большинстве своем они склонны находить в ней летописную «переработку обрывков воспоминаний о реальных исторических событиях».
Мнение
«Конечно, рассказ владимирских послов, внесенный в «Повесть временных лет»,- продукт творчества позднего летописца. Но нельзя отрицать сам поиск новой религии, непосредственные наблюдения и впечатления русских людей, возникавшие при соприкосновении с той или иной верой. Нет ничего странного, а тем более, противоестественного в том, Владимир обращал внимание именно на внешнюю, обрядовую сторону при выборе религии. Это вполне соответствовало стилю языческого мышления, придающего большое значение внешнему эффекту».
историк И.Я. Фроянов
Более жесткую трактовку предыстории крещения Руси дает историк А. Карташев. По его мнению, превращение Владимира-язычника во Владимира-христианина не могло произойти под влиянием только внешнего впечатления. Ведь это была разительная внутренняя перемена. А «Повесть…» не вскрывает сути явления.
Цитата
«Данный этой вставной повестью материал об обстоятельствах религиозного переворота y князя Владимира представляется совершенно неудовлетворительным, ни логически, ни психологически. Владимир - неистовый фанатик, вдруг становится каким-то апатичным, почти индифферентным искателем вер. И даже не сам лично торопится исследовать их, a посылает в разные страны своих послов наподобие коммерческих агентов или политических разведчиков. Это - ненатуральная сказка для детей»
А. Карташев.
Эту легенду можно объяснить, по мнению историка, только так. Обращение самого Владимира ко Христу поставило перед ним сложный вопрос: «как, после всего периода его языческого безумия, ему наиболее целесообразно перевести в эту, еще вчера гонимую им веру, весь свой народ? Тут получают смысл и сложные разведки, и переговоры, и посольства. Владимир как бы говорит своей дружине: «Я убежден, идите, посмотрите собственными глазами, расследуйте и убедитесь и вы». Еще такой смысл житийного рассказа может быть гипотетически принятым».
То есть Владимир был изначально «настроен» на христианство. А. Карташев анализирует многие источники, которые позволяют ему сделать вывод: обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним побуждениям, a не вследствие какой-то внешней и как бы случайной информации и предложения вер со стороны иностранных посольств.
Год Крещения
Но когда же Владимир крестил славян? В «Повести» это событие излагается так. В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь. «Но разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя». После крещения Владимир прозрел. Затем, вернувшись в Киев, крестил народ. «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом», - известные его слова.
Но духовным писателям 9 века было известно, что Владимир лично крестился раньше своего народа и чуть не за три года до корсунской войны. В частности, для монаха Иакова. Вот что он пишет:
«По святом же крещении поживе блаженный князь Володимер 28 лет. На другое лето по крещении к порогом ходи. На третье лето Корсунь город взя. На четвертое лето церковь камену Святыя Богородица заложи. A на пятое лето Переяславль заложи. Β девятое лето десятину блаженный и христолюбивый князь Володимер вда в церкви Святей Богородици и от имения своего».
Из этих дат Иакова вытекают хронологические выводы для исправления хронологии летописной «Повести». Вот какие выводы делает историк А. Карташев. Ο дате смерти князя Владимира нет споров. Она падает y всех согласно на 1015 г. По дате Иакова Владимир по крещении прожил 28 лет. Вычитая 28 из 1015 получаем 987. Это - год личного крещения Владимира по Иакову. A Корсунь он взял "на третье лето по крещении," т.е. минимально "через другой год в третий," в 989 г.
Следовательно, крещение киевлян не могло совершиться в 988 г., a лишь позже взятия Корсуня, т.е. или в 990 или 991 г.г.
А что было после?
Но какие бы даты ни называли историки, факт остается фактом – крещение Руси имело громадные последствия для молодого государства. О значении крещения замечательно написал академик Борис Раушенбах.
Цитата
«То, что произошло в конце X века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия. Я бы сравнил ее с реформой Петра I. Как и во времена Петра, тогда нужен был рывок в развитии страны, усвоение высших достижений передовых стран той эпохи. Владимир преследовал цель встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Для этого надо было решиться на энергичное проведение феодальной реформы и связанные с ней глубокие преобразования. Именно эту реформу «односторонне и ограниченно» называют нередко крещением Руси.
Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал - началось бурное, стремительное развитие страны, и это показывает, сколь своевременна была реформа».
Духовенство, которое прибывает в новокрещенное государство, не только служит в новых храмах, но и готовит «национальные кадры» для церкви, и, как следствие, распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые Владимир собирает детей высшего сословия (потом этим методом будет пользоваться и Петр), молодых людей посылает на учебу за рубежи родной страны. Вводится летописание. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету. Русь становится уважаемым государством.
«Во все времена человек хотел, чтобы сегодня было лучше, чем вчера, а завтра - лучше, чем сегодня, - писал Б. Раушенбах. - Чем выше темп непрерывного улучшения жизни, тем счастливее человек. В период реформ Владимира темп обновления всех сторон жизни древнерусского общества был поистине ошеломляющим. Еще вчера русич с удивлением взирал на чудеса Константинополя, а назавтра видел нечто близкое рядом. Это вселяло в его душу гордость за родную страну и уверенность в ее великом будущем».
Мнение
«Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы христианство насаждалось насильно. Не без насилий обошлось крещение и на Руси, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным. У нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича. Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Более того, Владимир даже отказывался казнить разбойников, заявлял: “...боюсь греха”.
Академик Д. С. Лихачев