top of page
Татьяна Жукова

Соперники гениев

Гении - будь они писателями или художниками - тоже люди. У каждого из них есть свой взгляд на творчество и его место в жизни. Но в отличие от нас, их споры друг с другом, неприязнь или даже зависть к коллегам становятся достоянием общественности. Причем на долгие и долгие годы...

Рафаэль и Микеланджело

Сын художника и поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного, Рафаэль Санти рано достиг высших почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописца наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом. Да, умер Рафаэль рано - в возрасте 38 лет. Но за это время он успел создать невероятное количество произведений, которые вошли в сокровищницу мирового искусства.

Факт

«Он (Рафаэль Урбинский - прим. авт) был от природы одарен той скромностью и той ласковостью, что можно иногда наблюдать у людей, которые более других умеют присоединять к естественному благорасположению прекраснейшее украшение чарующей любезности, проявляющей себя во всем и при всех обстоятельствах одинаково милой и приятной.

Он постоянно имел множество учеников, которым он помогал и которыми он руководил с чисто отеческой любовью. Поэтому, отправляясь ко двору, он и был всегда окружен полсотней художников, все людей добрых и смелых, составлявших ему свиту, чтобы воздать ему честь. В сущности, он прожил не как художник, а как князь».

Дж. Вазари, историк искусства

Рафаэль был молод, успешен, талантлив. Он интересовался живописью, в том числе и своих современников. И когда представилась возможность познакомиться с ними, не преминул ей воспользоваться. Во Флоренции он впервые встретился с Микеланджело. Но ни симпатии, ни тем более дружеского притяжения между ними не возникло. Отношения Рафаэля и Микеланджело всегда оставались натянутыми. Микеланджело по складу личности был бунтарь и одиночка, а Рафаэля вечно сопровождала восторженная толпа последователей и поклонников. Встретив однажды в его высоких галереях Рафаэля в окружении учеников, Микеланджело едко заметил: «Вечно вы ходите со свитой, как генерал». Рафаэль парировал: «А вы всегда один — как палач». После ссоры Микеланджело с папой Юлием II финансирование Сикстинской капеллы было приостановлено. Художник потребовал запереть капеллу до возобновления работ, чтобы Рафаэль не смог видеть его работы. Но однажды на глаза Микеланджело попалась работа Рафаэля «Афинская школа». В центральной фигуре Гераклита художник узнал себя. И не только по внешним чертам. Среди остальных пяти десятков персонажей грандиозной фрески только Микеланджело-Гераклит совершенно, прямо-таки тотально одинок. Но на правду — что ж обижаться? Обида была в другом. По резко возросшему мастерству соперника Микеланджело догадался: некто «по блату» всё-таки открывал для Рафаэля Сикстинскую капеллу…

Ван Гог и Гоген

Художник Ван Гог хотел создать в Арле художественную студию, которая объединяла бы художников со сходным пониманием искусства. Но его друг, Поль Гоген, смог пробыть в Арле всего два месяца. Он просто не смог ужиться с другим гением кисти и полотна.

Властного и категоричного Гогена приводили в бешенство частые перепады настроения Ван Гога.

Он писал в раздражении: «С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента. Рабочий шкаф был доверху набит тюбиками с красками: новыми и почти пустыми, причем все были открыты! Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик». В Арле ему не нравилось: «Самая дрянная дыра на Юге. Все здесь мелко, пошло – пейзаж и люди».

Последняя их ссора закончилась известным эпизодом – голландец лишился мочки уха. Относительно этого происшествия существует очень много версий. Традиционно считалось, что Ван Гог в приступе душевного расстройства бросился на друга с бритвой, но в результате сам себе отрезал нижнюю часть левого уха. После чего завернул ее в тряпку и отнес в бордель проститутке. Она упала в обморок от такого подарка, а художника после этого поместили в клинику для душевнобольных. Гоген уехал не простившись, хотя их переписка продолжалась и после этого инцидента.

В 2009 г. появились публикации, в которых гамбургские ученые утверждали, что на самом деле мочку уха Ван Гога в пылу ссоры отрезал Гоген. Якобы на основании переписки голландского художника с его братом Тео можно предположить, что это дело рук Гогена. Но на данный момент этот факт остается не доказанным – сложно делать выводы на основании писем человека, страдающего душевными расстройствами.

Факт

Ван Гог очень поздно начал заниматься живописью, зато очень интенсивно, и под присмотром знающих людей. В этом ему помогали лучшие учебники из всей Европы, художник Антон Мауве из Гааги, который был его родственником. Вдобавок, пригодился тот опыт, который он приобрел во время многолетней торговли картинами в разных городах Европы. Он поступал в две разные Академии художеств, но проходило несколько месяцев, и он без сожаления бросал обучение. Он писал брату, что академическая живопись больше не привлекает его, и знания старых мастеров не помогут в реализации его планов как художника. В тот период он был большим поклонником Жана-Франсуа Милле, и копировал огромное множество его полотен.

Тургенев и Толстой

В XIX веке на почве конфликтов отличился Лев Толстой, имевший характер далеко не сахарный. Молодой писатель нередко конфликтовал со своим окружением, поучая всех, как надо жить. Тургенев являл собой полную противоположность: типичный интеллигент, творчество — в расцвете, уже написаны «Записки охотника», «Дворянское гнездо».

27 мая 1861 года, когда оба мэтра гостили у Афанасия Фета, Толстой в запале оскорбил дочь Тургенева — Полину: дескать, ее благотворительность в отношении бедняков носит неискренний и даже театральный оттенок. Разозленный Тургенев покинул дом Фета. Между писателями начались письменные выяснения отношений, в которых они вызывали друг друга на дуэль. Но поскольку письма приходили с опозданиями, Толстой и Тургенев по очереди успевали уже остыть к моменту получения сообщений.

К счастью, дуэль так и не состоялась, иначе бы, возможно, до нас так и не дошли бы «Анна Каренина», «Война и мир» и другие литературные шедевры. Однако дружбу писатели возобновили только спустя 17 лет бойкота.

Это интересно!

Писатели зачастую знакомятся с творчеством друг друга. Но не всегда отзывы на произведения положительные. Даже если книга на тот момент стала классикой литературы. Вот как отзывался о некоторых романах Набоков.

«Преступление и наказание»

Федор Достоевский

«Не скрою, мне страстно хочется развенчать Достоевского», — говорит Набоков в начале своей лекции о писателе. Достоевский, на взгляд Набокова, — «дешевый любитель сенсаций, вульгарный и невоспитанный», который так и не смог избавиться от влияния сентиментальных романов и западных детективов. А «Преступление и наказание» — «ужасающая тягомотина».

«По ком звонит колокол»

Эрнест Хемингуэй

Несмотря на то, что Набоков высоко оценил «Старика и море» и некоторые рассказы Хэмингуэя, он называл его «писателем книг для мальчишек», «безнадежно незрелого». Особое пренебрежение писателя почему-то заслужил роман «По ком звонит колокол» .

«Доктор Живаго»

Борис Пастернак

«Жалкая вещь, топорная, тривиальная, мелодраматическая, с избитыми ситуациями и банальными совпадениями», — так отзывался недооцененный Нобелевским комитетом Набоков о романе, за который Пастернак получил премию. Зато он признавал поэтический дар соперника, отмечая, впрочем: «Синтаксис у него какой-то развратный».

bottom of page