top of page

Колонна от напастей

Во многих городах Европы можно увидеть необычный памятник - колонну, которую венчает статуя Девы Марии. В официальной литературе подобные сооружения называются Марианскими. Однако в народе распространено другое, более устрашающее название – чумные столбы.

Знак благодарности

Для нас, конечно, эти столбы - просто памятники культуры. Но для тех, кто их ставил, колонны были знаком победы, символом благодарности за окончание эпидемии чумы, массового мора, войны или за какую-то другую помощь. Чаще всего благодарили Деву Марию, но и другие святые не оставались в стороне.

Яркий пример — Святой Рох, который, согласно легенде, заболел, помогая больным во время эпидемии чумы, и исцелился благодаря силе своей веры. Святой Севастьян, мученик, чья статуя также часто украшает эти столбы, изначально был покровителем лучников. В Средние века Себастьян в религии и мифологии занял место лучника Аполлона, так как люди иногда метафорически сравнивали природу чумы со случайными выстрелами лучников, и поэтому он тоже стал ассоциироваться с чумой.

Еще одна символическая фигура, часто украшающая чумные колонны — святая Варвара, покровитель умирающих. Нередко столбы украшают статуи святого Франциска Ксавье, который, согласно легенде, воскрешал людей из мертвых, и святого Карла Борромео, известного своей работой среди больных и умирающих.

Факт

Итальянский священник Карло Борромео жил в середине 16 в. Он ратовал за очищение церкви, повышение требований к моральным качествам священнослужителей. Был кардиналом и архиепископом Милана. Во время эпидемии чумы, несмотря на свой высокий ранг, помогал больным и умирающим на улицах, за что впоследствии был канонизирован и считался у верующих избавителем от этой страшной болезни.

В Вене, сильно страдавшей от чумных эпидемий, святой был очень популярен, и после страшной эпидемии 1713 г. (седьмой по счёту за историю города) император Карл IV дал обет построить храм Карла Борромео – защитника от чумы и своего небесного покровителя. Церковь, которую считают одним из самых красивых барочных храмов в Вене, построили по проекту Иоганна Фишера фон Эрлаха за 24 года.

От Рима до Вены

Впервые такие сооружения появились в Риме. Чумной столб на площади Пьяцца Санта-Мария-Маджоре был одним из них. Сама колонна была древней — она поддерживала хранилище так называемой Базилики Константина в Риме, разрушенной землетрясением в IX веке. К XVII веку сохранилась только одна колонна, которая в 1614 году была доставлена на площадь Санта-Мария-Маджоре и увенчана бронзовой статуей Девы Марии с ребенком. В течение десятилетий этот столб служил образцом при возведении многих чумных колонн в Италии и других европейских странах.

Похожая колонна была возведена в Мюнхене в 1638 году, чтобы отпраздновать сразу два события — сохранение города после изгнания вторгшейся шведской армии и окончание страшной эпидемии чумы. Дева Мария стоит на вершине Мюнхенской колонны на полумесяце, как Королева Небес. Это вдохновило архитекторов и скульпторов, работающих над созданием чумных колонн в Праге и Вене.

Пражская колонна была построена на Староместской площади вскоре после окончания Тридцатилетней войны в благодарение Непорочной Деве за помощь в борьбе со шведами. В полдень тень столба указывала на так называемый Пражский Меридиан, который использовался для сверки точного солнечного времени. Но к сожалению, этот памятник не сохранился до наших дней. В 1918 году разгневанная толпа людей повалила его и уничтожила его в порыве революционного пыла.

Наиболее знаменитым чумным столбом стала колонна «Чума или колонна Святой Троицы» в Вене, построенная после окончания эпидемии чумы 1679 года. В этом памятнике колонна полностью утопает в уникальных статуях страждущих, святых мучеников и ангелов.

Знаки Чумной колонны

Когда в 1679-м чума добралась до Вены, императорская семья покинула город, а император Леопольд I пообещал возвести колону в благодарность за избавление от эпидемии. Обещание свое он сдержал.

Над возведением Венской Чумной колонны работало много скульпторов, в том числе таки знаменитые, как Штрудель и Раухмиллер. Строительство длилось долго, а дизайн памятника часто подвергался изменениям. Поэтому в результате вместо простой колонны памятник трансформировался до причудливой сцены, которая будто рассказывает историю в театрализованной форме. Другое новшество - посвящение столба не Деве Марии, не одному святому, а Святой Троице.

Что же символизируют разные фигуры на колонне? Легче всего истолковать верхнюю часть памятника – покрытое золотом изображение Святой Троицы. Здесь все понятно.

Под ней, среди облаков, расположены фигуры девяти ангелов, по числу ангельских чинов. На скульптурах, изображающих ангелов, золотом выделены некоторые элементы – корона, труба, орудия Страстей Христовых.

Еще ниже помещена фигура коленопреклоненного императора Леопольда I, в золоченой короне и с церемониальным имперским мечом. Глаза его возведены к небу в знак того, что он просит Бога о спасении венцев от чумы.

А под этой скульптурой находится еще одна выразительная группа: женщина с крестом в руках, повергающая безобразную иссохшую старуху. Это символизирует Веру, сбрасывающую с пьедестала Чуму.

Западное крыло посвящено Богу Отцу. В центре — большой императорский герб в виде двуглавого орла. По краям изображены другие австрийские гербы.

Народное средство

Но у горожан есть и другая версия победы над чумой. И это вовсе не молитвы святых.

Жил в Вене певец, любимец публики Августин, но был у него один недостаток — любил выпить. Случалось пел за стаканчик выпивки и считал свою жизнь вполне благополучной. С приходом чумы в ранее веселой и жизнерадостной Вене людей на улицах стало меньше, веселье сошло на нет и Августин коротал время в любимой таверне, опрокидывая стаканчик за стаканчиком и прощаясь с жизнью. Однажды, сильно напившись, по пути домой Августин не удержался на ногах, упал и заснул прямо на улице. Мимо проезжала повозка, собирающая трупы. Она и прихватила почти бездыханное от пьянства тело Августина и отвезла вместе с остальными в чумную яму. Очнувшись поутру, Августин не смог выбраться из ямы и затянул свою песню “Ах, мой милый Августин”. Кто-то из горожан услышал знакомый голос и поспешил за подмогой. Венцы не бросили в беде любимого певца и вытащили его из ямы. Ко всеобщему удивлению Августин был не только жив, но и здоров.

Тогда он понял, что провидение дало ему в руки средство от чумы. Правда, он не был уверен, что помогло ему справиться с чумой — то ли беспробудное пьянство, то ли сочиненная им песенка. Поэтому он поделился с венцами обоими своими открытиями. Благодарное население Вены тут же принялось пьянствовать и распевать: "Ах, мой милый Августин...". И чума в ужасе отступила.

Правда или вымысел?

Что ж, как ни странно, но большая часть этой истории правдива. Хотя Августин — вовсе не имя, а фамилия. А звали его Маркус. Маркус Августин. В разговоре - просто Маркс. Жил он действительно в Вене, в середине XVII века, причем жил довольно бедно. А «милым» его стали называть позже, с появлением той самой песни. И песня, и, главное, обстоятельства ее возникновения изменили всю жизнь Августина. Он стал одним из самых почитаемых горожан. Разбогател. И прославился на весь мир.

Это интересно!

О чем же поется в этой песне? Она проста, как и все гениальное! Вот ее текст.

«Ах, милый Августин, все пропало. Ни денег, ни девушки, ни одежды, ни трости. Августин валяется в грязи, и даже богатая Вена пропала вместе с Августином. Плачьте со мной: все пропало! Что ни день, то был праздник, а теперь одна чума. Горы трупов — это чума! Ложись-ка в могилу, Августин, все пропало».

Августин с его песенкой прочно вошел в европейскую культуру. На одном из ресторанов Вены висит табличка с надписью: «Здесь впервые спел свою песню милый Августин». Песня зажила самостоятельной жизнью, исполнялась множеством менестрелей. Ко времени первой нотной записи, в 1720 году, существовало несколько вариантов, один из которых создал, безусловно, сам милый Августин.

Эта песня где только не «всплывала». К примеру, в сказке Андерсена «Свинопас» ее мелодию играет волшебный горшочек. Милому Августину посвящено большое число музыкально-драматических и литературных произведений. Одна из площадей Вены названа в его честь. На ней стоит памятник-фонтан милому Августину. Ходят слухи, что по особым случаям фонтан заполняется не водой, а вином. Памятник установлен как раз на том месте, где находился чумной ров, в который сбросили горе-музыканта.

bottom of page