Без врача-анестезиолога сегодняшняя медицина не называлась бы современной. Она была бы средневековой или первобытной, но никак не сегодняшней. Потому что за многовековую историю человечество научилось обезболивать и обездвиживать так, что образовалось отдельное направление в медицине – наука о том, как облегчить участь больного, искусственно лишив его восприятия боли. Мы выяснили, как помогали при тяжелых случаях в прошлом и чем современная наука обезболивания отличается от древней.
Анестезия повсюду
Даже если вам, слава богу, не приходилось иметь дело с представителями этого направления в медицине, не спешите думать, что вас это не касается. Анестезия – вещь тонкая и всеобъемлющая, и абсолютно каждый человек, так или иначе, попадал под ее воздействие. Например, алкоголь. Спиртное – такое средство, что и обездвиживает, и обезболивает, но врачи никогда не спешили применять алкоголь в лечебных целях. Чудаки, право.
Но, а если серьезно, то к алкоголю прибегали в очень редких случаях, слишком уж побочных эффектов у него много. И речь не о том, что прооперированный пациент после третьей дозы «наркоза» пустится в пляс прямо на операционном столе. И не в том, что разбушевавшийся больной начнет выяснять отношения с доктором, не дождавшись окончания процедуры.
Несмотря на, казалось бы, чудесное действие алкоголя на человека, тот всегда был опасным веществом – после его воздействия кровь становится слишком «жидкой» и не останавливается, что чревато сильными кровотечениями.
Дубинка против алкоголя
Но вернемся к науке. Кроме алкоголя, у древних медиков были еще способы утихомирить несчастного – например, дубинка. Ее использовали по назначению – били и без того больного по затылку, чтобы тот потерял сознание. С клятвой Гиппократа этот метод совмещался плохо, но что было делать?
Дубинку, как успокоительное, применяли достаточно долго, хотя это было опасным – иногда процедура заканчивалась не потерей сознания, а потерей всего организма. Врачей за такие оплошности, мягко говоря, не хвалили. Поэтому им приходилось искать медикаментозные способы обездвижить и обезболить.
Кокаин и каннабис – средства древних
Наиболее известный способ, доподлинно известный современной науке – это использование листьев коки. Увы, такое счастье было доступно только там, где это растение росло – на американском континенте. Кокой активно пользовались для снятия болей индейцы и мексиканцы, хотя зелье с кокаином у них было в ходу почти всегда для разных случаев – с духами предков встретиться, взгрустнулось, теща приехала, да мало ли зачем еще.
Для медицины увеличивали дозу или шаман просто жевал коку и сплевывал смесь из слюны и листьев на раны. Из побочных эффектов – шаман увлекался и впадал в наркотический транс, забывая о пациенте. А так кока свое дело знала и работала неплохо.
Недалеко ушли китайцы, применяя вместо коки канабис, то есть коноплю. Жители Поднебесной давно умели лихо ее раскуривать, причем в чисто терапевтических целях, облегчая страдания больного и поднимая настроение врачу. Ну а если доктору хорошо, то и больному приятно, это всем известно.
Наркотики, яды и кровопускание
Как же обстояли дела в тех странах, где не было кокаина и марихуаны? Матушка-природа любит своих детей, поэтому насадила там мак. Опиаты – «наше все» после кокаина, и об их чудесных свойствах знали достаточно давно. Нравится нам это или нет, но наркотики в медицине использовали повсеместно, и никто не жаловался, более того – ими не брезговали и здоровые люди. Но это уже совсем другая история.
Кроме наркотиков существуют и другие растения, свойства которых позволяют парализовать человеческий организм. Наиболее смелые эскулапы решались варить зелье из корней мандрагоры. Есть упоминания, что врачи в Древней Греции не гнушались варить отвары из нее и применять их при сложных операциях. Все было хорошо, кроме малости – далеко не все пациенты доживали до самой операции.
Использование ядов для анестезии – явление в прошлом повсеместное. Если не убьет, то обезболит – вот главный девиз медицины прошлого и несчастные пациенты покорно соглашались на отвары из цикуты и мандрагоры, змеиного яда и пауков. Сегодня это кажется нелепым, но тогда это были единственные способы как-то отвлечься от боли.
Кроме ядов, дубинок, наркотиков и алкоголя, древние анестезиологи применяли кровопускание. В этом вопросе главное – скорость. Один врач быстро резал пациенту вены и спускал кровь, а второй, например хирург, ждал, пока больной потеряет сознание, и быстро резал. Тут главное опыт и ловкость рук.
Правда, от этого метода со временем отказались – как от весьма опасного.
Наркоз на войне
Ну а если серьезно, то главными изобретателями всевозможных способов обездвижить и обезболить были военные врачи. Полевой госпиталь – худшее место на земле, и каждый солдат предпочитал умереть быстро на поле боя, но не попадать в этот ад.
Двести лет назад военный хирург не мог лечить поврежденные конечности, поэтому попросту ампутировал их, причем без наркоза. И рядовой, и генерал были равны на операционном столе, каждый из них имел одинаковые шансы умереть от болевого шока.
Военная медицина практически всегда была генератором новых идей, однако в случае с наркозом пальма первенства принадлежит не им.
Терпеть боль за грехи
Возможно, вы будете удивлены, но практически до конца девятнадцатого века особо консервативные врачи придерживались мнения, что обезболивать пациента не нужно. В 1839 году известный французский хирург Вельпо публично заявил, что «устранение боли при операциях — химера, о которой непозволительно даже думать; режущий инструмент и боль — два понятия, не отделимые друг от друга. Сделать операцию безболезненной — это мечта, которая никогда не осуществится». И это утверждал врач, дававший клятву Гиппократа!
К счастью, существовали и другие доктора, постоянно искавшие новые способы обезболить пациента. Но страдать за грехи – это была очень популярная идея.
Веселящий газ
Одним из прогрессивных врачей, желающий облегчить участь больного, был Хорас Уэллс, врач, отдавший за свое убеждение жизнь. Уэллс был одним из пионеров, применивший во время операций так называемый веселящий газ, то есть закись азота, уже в 1844 году.
Подобные эксперименты проделывал еще молодой английский химик и физик Хемфри Дэви - примерно в 1799 году. Дэви страдал зубной болью и мечтал от нее избавиться. Газ он вдохнул совершенно случайно, но его действие было восхитительным – боль ушла. Он подробно описывал ощущения и дозировки, и даже решился опубликовать свой труд. Однако научное сообщество на него не обратило внимания. А вот простой люд взбодрился.
Действие газа случайно на себе попробовал военный врач Генри Гикмен и, несмотря на жесткое сопротивление «ортодоксальных» врачей, требовал подробного изучения и применения на практике закиси азота.
Эстафету подхватил химик Колтон, житель маленького североамериканского городка Хартфорда, который устраивал публичные лекции с демонстрацией действия закиси азота. На одном из публичных выступлений присутствовал стоматолог Хорас Уэллс. Он удивился, увидев, как один из зрителей, надышавшись газом, разбил себе ногу, но боли не почувствовал. Уэллс самостоятельно занялся опытами. У него были потрясающие открытия – он безболезненно удалял зубы себе, своим друзьям и коллегам.
Но не ему принадлежит первая удачная операция под наркозом. Уэллс слишком зациклился на закиси азота и слишком болезненно воспринимал конкуренцию. И, когда параллельно с его работой коллеги вели опыты с эфиром и хлороформом, для него это стало огромным ударом по самолюбию. В 1848 году Уэллс покончил жизнь самоубийством.
Эфир
А 16 октября 1846 года его молодой коллега Томас Мортон успешно удалил зуб под эфирным наркозом, и именно этот день стал точкой отсчета новой эры в медицине. Еще несколько десятков лет понадобилось, чтобы убедить научное сообщество, что обезболивать пациента необходимо и что тихий больной дает новые возможности для оперативного вмешательства и качественной хирургии. Время трав, наркотиков и дубинок закончилось!
Сегодня анестезия ушла далеко вперед. Врачи научились обезболивать целиком или локально, обездвиживать и успокаивать, проводить сложнейшие операции с пациентом в сознании.
Без анестезиологов ни одна больница не сможет оказывать качественные услуги, от их работы зависит ход операции и дальнейшее самочувствие пациента. Наверное, поэтому у врачей анестезиологов-реаниматологов существует даже собственный праздник, который они отмечают 16 октября.