top of page
Юлия ШЕМЯКОВА

Я календарь переверну…  Или Все, что нужно знать о Календарных революциях

4 октября 1582 года мир в очередной раз содрогнулся! Ватикан издал указ, по которому 5 октября 1582 года, впрочем как и 6-е, 7-е и… уже не важно какое, так никогда и не наступили. После 4-го сразу пришло 15-е октября, и все это называлось переходом на григорианский календарь. Юлианский, исправно отсчитывавший деньки до этого, признали негодным. Давайте узнаем почему.

И снова 15 октября

Нет ничего более привычного, чем банальный календарь. Однако с этой системой исчисления дней, недель, месяцев и лет не все так просто. Не лишним буде упомянуть, что немало крови пролилось, пока была принята хоть какая-то система учета прожитого, а за цикличный календарь сгорело на костре инквизиций приличное число ученных.

Однако, если за плоскость Земли еще можно было как-то поспорить и пострадать, сжечь пару-тройку неверующих, то тот факт, что за зимой приходит весна, потом лето, затем осень и в конце концов снова приходит зима, совершенно неоспорим. Поэтому, избавившись в очередной раз от особо умных, Церковь признала, что без цикличного календаря и без разделения на недели и месяцы никак не обойтись.

Это кажется нелепым, но каждая попытка систематизировать, учесть и объяснить всегда воспринималась в штыки, причем буквально. Единственное, на что Церковь согласилась безоговорочно, это на единую для всех дату начала исчисления – Рождество Христово. До этого что-либо учитывать просто не имело смысла с точки зрения религиозных догм.

Церковь – двигатель прогресса

В результате были подсчитаны дни и было определено, что в году 365 дней, в «критические» года – 366. Думаете, это было так просто? Человек, начинавший считать, мог просто не дожить до нового года, не говоря уже о том, что такого человека, умевшего считать и писать, еще нужно было найти. Грамотными были либо монахи, либо знать.

Аристократии было не до научных изысканий, они были заняты истреблением друг друга, а вот монахам, особенно пацифистам, нужно было как-то применять полученные знания и коротать долгие зимние вечера. Поэтому именно Церковь держала в своих руках практически весь научно-технический прогресс и беспощадно контролировала развитие науки в целом.

И именно монахи, которые были заняты определением дня Пасхи, с удивлением обнаружили, что с учетом дней что-то не то. А если без иронии, то основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало смещение дня весеннего равноденствия, от которого напрямую зависело определение даты празднования христианской Пасхи.

Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времен года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около 10 суток. В результате день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта.

Папа Григорий

Еще немного, и, согласно юлианскому календарю, день весеннего равноденствия мог оказаться в феврале, что как-то неправильно. Скрывать такой казус было сложно, и папа римский Григорий XIII принял решение о введении новой системы исчисления, названного скромно в его честь.

Но на самом деле ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы. Еще в XIV веке Никифор Григора, ученый из Византии, сообщил об этом императору Андронику II. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви.

В дальнейшем о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам.

К XVI веку проблема стала настолько актуальной, что необходимость ее решения уже не вызывала сомнений. В результате папа Григорий XIII собрал комиссию, которой было поручено произвести все необходимые исследования и создать новую календарную систему. Полученные результаты были отображены в булле «Среди важнейших». Именно она стала документом, с которой началось принятие новой календарной системы.

Новый учет

Юлианский календарь мог спокойно дожить до наших дней, если бы не особый учет високосных лет. В нем високосными считались все годы, которые делятся на сто без остатка. В результате с каждым годом разница с тропическим календарем возрастала. Примерно через каждые полтора столетия она увеличивалась на один день. Григорианский же календарь все эти недостатки учел и оказался куда более точным. В нем високосный – тот год, что кратен четыремстам. То есть каждый четвертый год считается високосным, и в нем 366 дней. Единственный недостаток – это потеря 10 суток в октябре 1582 году, что, впрочем, было спокойно пережито.

Календарные войны

Конечно же, не обошлось и без неприятностей. В ряде государств переход на новую календарную систему был сопряжен с народными волнениями. Наиболее серьезные из них имели место в Риге. Они продолжались целых пять лет – с 1584 по 1589 год. А в Голландии и Бельгии из-за официального принятия нового календаря после 21 декабря 1582 года наступило 1 января 1583-го. В результате жители этих стран остались в 1582 году без Рождества.

Не все прогрессивно человечество с радостью согласилось с новшествами. И дело оказалось снова в религиозном вопросе. Новый календарь был спущен из Ватикана, и его без разговоров подхватили католики. На тот момент это были Италия, Испания, Польша и другие страны, где основная вера – католицизм. Протестанты же заявили, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом».

Религиозные споры

Православные страны не меняли календарь до начала прошлого столетия. Юлианский календарь сохранился лишь в религиозных целях в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира. Спор о том, когда отмечать Рождество, продолжается до сих пор. Православный мир не согласен сидеть за одним праздничным столом с католиками, упорно доказывая, что только их Рождество истинное. Католики, уважающие науку, считают григорианское исчисление более верным и точным, поэтому спокойно готовятся к Рождеству 25 декабря.

Единое исчисление

Теперь несколько слов о мировом переходе на григорианский стиль. Понадобилось 346 лет, чтобы весь мир принял новые правила! Первый переход состоялся в октябре 1582 года в Ватикане, последний – в сентябре 1928 года в Египте.

Французский календарь революции

Но это еще не все, что мы хотели рассказать вам о календарных перипетиях. Был в мировой истории случай, когда все старые даты полетели в тартарары.

В XVIII веке в календарном вопросе отличились французы. Им вообще никто был не указ. Они взяли и устроили революцию. А потом 5 октября 1793 года Национальный конвент принял декрет, который отменил христианское летоисчисление и ввел революционный календарь, объявивший о начале новой эры. Вот так сразу масштабно и пафосно.

Началом года назначили 22 сентября 1792 года – день провозглашения Республики. Календарь знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой. Первый год революции, 1792-й, был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчет лет начинался с 22 сентября 1792-го, даты уничтожения королевской власти и провозглашения республики, которая в тот год совпала с днем осеннего равноденствия.

Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся пять или шесть дней года назывались санкюлотидами. Вместо недели была введена декада – этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы.

Названия месяцев были сконструированы из французских, латинских и греческих корней. Согласитесь, звучит поэтично: вандемьер – месяц сбора винограда, брюмер – месяц туманов, фример – месяц заморозков. Зимой (в наши 21 декабря – 19 января) наступал нивоз – месяц снега, затем следовали плювиоз – месяц дождя, и вантоз – месяц ветра. Весной становилось как-то веселее: жерминаль (21 марта – 19 апреля) – месяц прорастания, флореаль – месяц цветения, прериаль – месяц лугов. Летом наступал мессидор – месяц жатвы, его сменял термидор – месяц жары. А потом фрюктидор – месяц плодов.

Подобно тому, как в римско-католическом календаре многие дни были посвящены святым, каждый день республиканского календаря был связан с животным (дни, оканчивающиеся на 5), орудием труда (на 0), растением или минералом (остальные дни). Революционный календарь с экзотическими названиями действовал до 1 января 1806 года, после чего наполеоновская империя вернулась к григорианскому календарю.

* * * Сегодня весь мир пользуется календарем, введенным в эксплуатацию 436 лет назад, как наиболее точным и удобным. Хотя практически в каждой культуре сохраняется свой аутентичный отсчет времен, человечество в целом больше не спорит о календаре, точка отсчета которого связана с рождением Христа. Интересно, когда наука найдет еще что-нибудь феноменальное, мы будем снова переходить на новый стиль?

bottom of page