27 сентября 1917 года ушел из жизни Эдгар Дега – самый, пожалуй, классический из импрессионистов. Этот необычный чудак любил глазами и получал удовольствие от созерцания женского тела. Он, рожденный в роскоши, впоследствии продал все имущество, чтоб расплатиться с долгами отца. Вырос в огромной семье, а скончался в абсолютном одиночестве.
В поисках себя
Илеру Жермену Эдгару де Га, позднее поменявшему свое имя на менее аристократичное Дега, безмерно повезло: он появился на свет в состоятельной аристократической семье. Его отец, Огюст де Га, еще юношей приехавший в Париж, основал здесь филиал неаполитанского торгового дома и женился на американской креолке Селестине Мюссон, отец которой был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
В школьные годы Эдгар проявив себя способным ребенком, отдавал особое предпочтение истории, латыни и рисованию. И что интересно, отец будущего великого живописца, от всей души поддерживая увлеченность сына рисованием, и сам интересовался искусством гораздо больше, чем финансами.
Но, несмотря на это, будучи старшим среди пятерых детей банкира, юноша понимал, что именно он должен продолжить семейное дело и пойти по стопам отца. По этой причине он окончил лицей Людовика Великого, успешно сдал экзамены и стал студентом факультет права Парижского университета. Однако, проучившись три года, Эдгар все-таки уговорил отца дать ему разрешение на поступление в школу изящных искусств.
Следует отметить, что в то время, когда многие молодые художники героически противостояли голоду и холоду, Дега, имея финансовую поддержу со стороны отца, мог спокойно и основательно посвятить себя изучению живописи. Он часами засиживался в Лувре, рассматривая и делая копии с работ знаменитых мастеров.
А в 1856 году нежданно-негаданно для большинства знакомых начинающий живописец покинул французскую столицу и на пару лет уехал в Италию, где останавливаясь во Флоренции, Неаполе и Риме, знакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса. По возвращении домой Эдгар при поддержке отца арендовал просторную мастерскую на Рю де Лаваль, в 9-м округе Парижа, в которой ему суждено было прожить до конца своих дней.
Судьбоносная встреча
Поселившись в мастерской, молодой художник с головой уходит в любимое дело. Под влиянием итальянского путешествия и по настоянию отца, видевшего дальнейший заработок сына в портретной живописи состоятельных заказчиков, юноша начинает с овладения техники автопортретов, а впоследствии переходит к написанию портретов родных и друзей.
Любопытно, что, работая над изображением, Дега не пытался приукрашивать или облагораживать свою модель – всем его работам присущи естественность, непринужденность и психологизм. При этом, рисуя только хорошо знакомых ему людей, Эдгар, избегая театральности, пытался отразить то сокровенное, что скрыто в человеке. Следует отметить, что большая часть портретов, вышедших из-под кисти художника в то время, вошли в число высших достижений портретного искусства XIX столетия.
А в 1862 году судьба сводит молодого человека с Эдуардом Мане, возглавлявшем в тот момент Батиньольскую группу живописцев, значительная часть которых позже стала известна как импрессионисты. В их кругу Дега за короткий срок приобрел авторитет благодаря своей одаренности, тонкой культуре и необыкновенному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию.
И хотя ему импонировал интерес импрессионистов к современности и стремление к вечному движению, во многом он не принял их взгляды. Так, в отличие от представителей этого течения Эдгар не принимал размытость линий и предпочитал работать в студии, а не на воздухе. Как и его собратья по кисти, он обогатил свою палитру насыщенными красками, но к пейзажу – основному жанру импрессионистов – он остался безразличным, выбрав основным средством выражения движение человеческого тела.
Балет, модистки и… лошади
Необходимо заметить, что на протяжении всей жизни художник сберегал устойчивое пристрастие к конкретной тематике. Излюбленной темой для него стал балет и его переменчивая, динамичная стихия. Он одинаково ярко передавал и монотонную повседневную работу балерин над каждым движением, и эфемерную феерию спектаклей. При этом, будучи наблюдательным человеком и подмечая театральные мелочи, Дега в своих работах довольно натурально воспроизводил эффект реальности происходящего.
Любопытно, что большую часть посвященных балету произведений он создавал в своей студии либо по памяти, либо приглашая танцовщиц домой. И только спустя 15 лет мастер получил разрешение работать на сцене и за кулисами. В настоящее время одним из лучших балетных изображений автора по праву признана картина «Голубые танцовщицы», выделяющаяся не только необычным ракурсом, но и непостижимой передачей мельчайших деталей.
Не менее трепетно Дега относился и к теме работающих женщин. Своих героинь – прачек, продавщиц галантерейных лавок, гладильщиц и модисток – он изображал в интерьере вне бытовой среды, уделяя особое внимание изображению их профессиональных движений, характерности поз, открывая неожиданные декоративные эффекты в сравнении фигур и ритмическом взаимодействии силуэтов
При этом еще одной сюжетной страстью художника, возникшей после посещения им конного завода в Нормандии, стали лошади и непосредственно скачки. Любовью к величавым и изящным животным проникнуто множество посвященных им холстов, а произведения цикла порождают ощущение непосредственного, словно нечаянно увиденного кадра действительности.
Первый импрессионист ночи
1870-е годы принесли в жизнь мастера значительные изменения. В самом начале франко-прусской войны Эдгар, решив принять в ней активное участие, в числе первых пошел записываться в пехотный полк. Однако при прохождении медкомиссии у него было выявлено отслоение сетчатки глаза. В настоящее время это заболевание успешно лечится, а тогда этот недуг грозил полной слепотой, что и произошло с живописцем.
Теперь он очень берег себя – пытался не перетруждаться, крайне редко выходил днем на улицу, работая над полотнами в основном после захода солнца, за что и получил прозвище «первый импрессионист ночи». Изменился и стиль мастера – обострилось восприятие, динамизм, увеличилась роль цвета, упростился контур рисунка. Ярким примером работ мастера того времени является картина «Абсент».
Вынужденный творить ночью при газовом освещении, Дега открывает для себя новую главу – кафешантаны. Певички, танцовщицы, разгульные посетители, хмельная раскрепощенная обстановка – все это нашло невероятно эстетичное воплощение в картинах живописца. Сегодня вызывают восхищение такие работы мэтра, как «Концерт в кафе», «Певица с перчаткой», «Амбассадор».
Между тем с завершением войны для Дега наступил сложный период. Скончался отец, после которого остались масса запущенных дел и астрономические долги. Кроме того, братья, унаследовавшие дядину брокерскую контору в Новом Орлеане, не справились с делами и после ряда неудачных сделок обанкротились.
Пытаясь сберечь семейную репутацию, Эдгар был вынужден оплатить возникшую задолженность из средств, доставшихся ему в наследство от отца. Однако денег не хватило на погашение всего долга даже после того, как он продал дом и коллекцию картин старых мастеров, собранную отцом. И тогда, участвуя почти во всех выставках импрессионистов и имея репутацию одаренного мэтра, Дега, распродав часть своих работ, не только вышел из финансового кризиса, но и сумел материально поддержать братьев.
Одинокий гордец
Эдгар являлся почитателем горделивого одиночества и не выносил пристального внимания к своей персоне. Его личная жизнь и по сей день, прикрыта тайной завесой. Однако, как утверждают многочисленные биографы колориста, не нуждаясь в физической близости, любя глазами, Дега, получал удовольствие любованием красотой женского тела.
Интересно, но когда натурщицу Сюзанну Валадон, не один раз позировавшую мастеру, репортеры спросили, была ли она его любовницей, они услышали в ответ: «Никогда! Он слишком боялся! Никогда мужчина не делал мне столько комплиментов по поводу моей кожи, моих волос, моих мускулов акробатки. Его восхищение было исключительно духовным...»
И хотя на картинах живописца зачастую можно увидеть изображения обнаженных женщин, доподлинно известно, что у этого меланхоличного перфекциониста не было интимных отношений ни с одной из муз, он ни разу не был женат и не имел детей. А если верить утверждениям его друзей, то он вообще негативно относился к институту брака.
Жизнь на ощупь
Старея и постепенно теряя зрение, Эдгар оставляет живопись и еще какое-то время занимается скульптурой, называя ее ремеслом слепого. А затем, по мере того, как старость брала свое, его все чаще и чаще стали посещать мысли о смерти. Он превратился в сварливого старца, относящегося с антипатией к современной, уже малопонятной для него жизни.
Появившиеся на дорогах велосипеды он считал смешными, а телефон был для него всего лишь глупым изобретением. На протяжении четырех последних лет его жизни за великим колористом ухаживала любимая племянница. И хотя к тому моменту он практически полностью ослеп, его сухощавую сутулую фигуру, нащупывающую себе дорогу тростью, можно было часто увидеть на многолюдных парижских улицах.
Он умер 27 сентября 1917 года в возрасте 83 лет. Согласно его последней воле, похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде «Он, как и я, очень любил рисовать».