top of page
Оксана Хромова

Цемах Шабад: история доктора Айболита

На тихой улочке Месиню в старом еврейском квартале Вильнюса у небольшой скульптурной группы останавливаются и туристы, и местные жители. Невысокий старичок в старомодной шляпе и с палочкой, рядом девочка с кошкой на руках – так выглядит композиция, посвященная знаменитому доктору Шабаду, доброму Айболиту, известному нам по сказкам Корнея Чуковского. И если туристы просто снимают на память трогательную скульптурную пару, не всегда замечая небольшую надпись рядом на камне, то вильнюсцы хорошо знают историю еврейского доктора Цемаха. Кто же он, этот целитель, заслуживший добрую память тысяч горожан?

Врач, ученый, гуманист

Цемах Йоселевич родился в 1864 году в Вильно, на этой же улочке, где теперь установлен памятник. После медицинского факультета Московского университета учился в Вене и Берлине, служил военным врачом в Первую мировую войну. А после революции осел в Вильнюсе, занявшись частной практикой, и никуда уже не выезжал до самой смерти.

Тимофей Осипович, как называли его многие в городе, был не просто известным врачом – редактировал медицинский журнал, возглавлял еврейскую общину, открывал детские приюты, занимался просветительской работой и писал научные труды. Но главное – он никогда и никому не отказывал в помощи. К нему можно было обратиться в любое время дня и ночи, он готов был идти к больному в любую погоду. С бедных денег не брал, на собственные средства открыл столовую для малоимущих. И очень любил детей.

Маленькие пациенты платили ему тем же. Они совсем не боялись доктора, с удовольствием общались с ним, приходили в гости и приносили любимых питомцев – кошек, собак и голубей, которых приходилось лечить тоже.

Многие считали его чудаком. Мыслимое ли дело, лечить бродяг, жуликов и нищих, не отказывать хозяевам коров и лошадей и даже не брать за это денег? Но доктор молча делал свое дело.

Из жизни – в литературу

Корней Иванович Чуковский познакомился с Шабадом в 1912 году. Позже, бывая в Вильнюсе, он всегда останавливался в доме доктора. Писатель говорил о нем как о самом добром человеке, которого когда-либо знал. Он был настолько впечатлен личностью врача, что после одной из поездок в Вильнюс набросал несколько предложений по мотивам встречи. А в 1924 году появился литературный персонаж Доктор Айболит.

По поводу прототипа главного героя многие годы велись споры: одни считали, что образ его полностью списан с доктора Дулитла из книги Хью Лофтинга, другие настаивали на прообразе Цемаха Йоселевича. Сейчас уже сложно судить, кем и чем в большей степени руководствовался автор «Бармалея».

Однако в мемуарах он сам писал по этому поводу: «Эту сказку я написал очень, очень давно. А задумал ее написать еще до Октябрьской революции, потому что я познакомился с доктором Айболитом, который жил в Вильно. Звали его доктор Цемах Шабад. Был это самый добрый человек, которого я знал в жизни. Придёт, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей: «Ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко. Приходи ко мне каждое утро и получишь два стакана молока».

И по утрам, я замечал, выстраивалась к нему целая очередь. Дети не только сами приходили к нему, но и приносили больных животных…

Как-то утром пришли к доктору трое плачущих детей. Они принесли ему кошку, у которой язык был проткнут рыболовным крючком. Кошка ревела. Ее язык был весь в крови. Тимофей Осипович вооружился щипцами, вставил кошке в рот какую-то распорку и очень ловким движением вытащил крючок. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора. После этого у меня и написалось: «Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…». Это ли не самое главное подтверждение реальности сказочного доктора?

Память о добром Айболите

В 1935 году семидесятилетний врач оперировал в городской больнице Вильнюса, случайно порезался, произошло заражение крови, спасти его уже было невозможно. Через несколько дней весь город вышел на улицы, проводить в последний путь своего Доктора. В день прощания с ним в Вильнюсе не работали ни магазины, ни государственные учреждения.

Уже через год на территории той же больницы был установлен первый памятник. В начале войны сторож больницы спрятал бюст знаменитого горожанина и после победы вернул его коллегам доктора. Сейчас он находится в Еврейском музее Вильнюса.

Говорят, что идея установить скульптуру на месте дома Цемаха Шабада принадлежала его многочисленным потомкам. Кстати, в круг его дальних родственников входили балерины Анна Павлова и Майя Плисецкая, шахматист Михаил Ботвинник. Воплотить в жизнь эту идею помог международный «Фонд литваков» – евреев, живших когда-то на территории Литвы. В довоенном Вильнюсе еврейская община составляла треть жителей.

Автор памятника, скульптор Ромас Квинтас, решил, что лучшее место для памятника Айболиту – центр Старого города, среди людей, в круговороте жизни. Он специально установил бронзовую пару прямо на тротуаре – без возвышений и постаментов, подчеркивая тем самым, что доктор и сейчас находится рядом с нами. И каждый прохожий при встрече может пожать ему руку.

2 287 просмотров
bottom of page