Сэмюэль Морзе:  изобретатель или художник?

Когда Сэмюэль Морзе продемонстрировал свое изобретение – электромеханический телеграф, – телеграмма оказалась нечитаемой. Но автор разработок не собирался сдаваться. В течение нескольких месяцев он придумал код, который теперь мы знаем как знаменитую азбуку Морзе. Но не всем известно, что начинал карьеру юный Сэм как художник и скульптор, впоследствии довольно известный.

Путь в искусство

Сэмюэль Финли Бриз Морзе родился в 1791 году недалеко от Бостона в состоятельной семье священника. От образованного отца, автора «Американской географии», мальчик унаследовал живой ум и любознательность.

Родители не жалели средств на образование сына, определив его в Йельский колледж. Но студент был довольно равнодушен к наукам, кроме, разве что, лекций по электричеству. Зато парень с удовольствием делал наброски и зарисовки карандашом, а в 14 лет написал первый семейный портрет, к слову, довольно удачный.

Во время учебы Сэмюэль познакомился с уже известным в то время художником Вашингтоном Олсоном, названным современниками американским Тицианом, и вскоре стал его учеником. Это знакомство сыграло большую роль в жизни Морзе – служба клерком в Бостоне была оставлена без раздумий. Строгие родители сдались под натиском сына и уступили его желанию продолжить художественное образование в Лондоне.

В 1811 году в возрасте 20 лет способный юноша становится студентом Королевской академии художеств, а уже через год создает первую (и единственную) скульптуру «Умирающий Геракл». Через некоторое время он пишет одноименную картину, используя в ней тот же скульптурный образ. Работа молодого художника была представлена на академической выставке и имела большой успех. За это полотно Морзе получил золотую медаль. Еще одна значительная работа того периода – картина «Возвращение Юпитера».

Только живопись

Еще в годы обучения в Академии Сэмюэль прослыл неплохим портретистом. Признание в академических кругах подтверждало правильность выбора и придавало уверенности в себе. После окончания Академии художник возвращался на родину с мечтами и планами «сеять разумное, доброе, вечное» на ниве искусства, видел себя продолжателем традиций Рафаэля и Тициана. Но американцам исторические полотна и высокая живопись были неинтересны. Портреты – вот то немногое, что могло заинтересовать публику. И как ни сопротивлялся Морзе этому виду живописи, как ни боялся превратиться в простого портретиста, он все же стал писать портреты на заказ – нужно было чем-то зарабатывать на жизнь.

Именно в этот период он проявил свою коммуникабельность и талант располагать к себе любых собеседников. Благодаря своему ремеслу художник обзавелся кругом друзей и влиятельных знакомых, в число которых входили писатель Фенимор Купер, герой войны маркиз Лафайет, президент Джеймс Монро. Морзе за короткое время стал едва ли не самым высокооплачиваемым портретистом. Но попыток вернутся к просветительской деятельности все еще не оставлял.

В 1826 году художник основал в Нью-Йорке Национальную академию рисунка и стал ее президентом, параллельно продолжая совершенствовать мастерство и обучаться в Европе новым техникам рисования. Он также читал лекции по истории живописи в университете и спустя несколько лет стал профессором начертательных искусств.

В эти же годы он пишет две довольно значительные картины, которые впоследствии отмечали многие критики. Это «Здание палаты представителей в конгрессе» в 1822 году и спустя десять лет еще одно большое полотно – «Картинная галерея в Лувре». Второе было последней попыткой покорить американский рынок крупномасштабной сюжетной композицией и сыграло далеко не последнюю роль в смене деятельности художника.

«Картинная галерея» как точка поворота

Долгое время Морзе не оставлял надежд на привлечение широкой публики к своим полотнам. «Картинная галерея в Лувре» стала в этом смысле главной его работой, но цель, которую преследовал художник, была не единственной. Помимо надежд на финансовый успех затеи, Морзе по-прежнему хотел обратить внимание сограждан на европейское искусство, найти способ продемонстрировать ярчайшие примеры живописи. Так родилась мысль объединить великие полотна предшественников в одной картине.

На холсте размером 2 на 3 метра художник воспроизвел более 40 шедевров Леонардо, Рубенса, Рафаэля, Рембрандта и других мастеров. На воплощение идеи в жизнь ушло больше двух лет. Но реакция широкой общественности была довольно вялой: заинтересованных в покупке полотна не было, на платный просмотр «Коллекции» публика не спешила, да и критики были не в восторге ни от идей, ни от воплощения. «Картинная галерея в Лувре» стала последней серьезной попыткой Морзе добиться оглушительного успеха в любимой живописи, после чего он неожиданно для всех с головой ушел в науку.

От картин к телеграфу

Казалось бы, как художник может стать изобретателем? Без специального образования, глубоких знаний в науке, без оборудованной мастерской? Почему он вообще решил заниматься электричеством, если в последний раз он слышал о нем еще в колледже?

Морзе позже вспоминал, как во время возвращения из Парижа в Америку один из пассажиров парохода в беседе упомянул об электрических опытах: «Если ток можно сделать видимым, почему бы не передавать сообщения?» Так ху