top of page

Джесси Оуэнс:  Черная Молния против Гитлера

Его называли Черной пулей и гением беговой дорожки, он ставил рекорды – и бил их, его спортивные достижения удалось повторить только через десятки лет. 105 лет назад, 12 сентября 1913 года, родился Джесси Оуэнс – олимпиец, который публично дискредитировал идею превосходства арийской расы, так продвигаемую нацистами.

Путь к вершинам

Джеймс Кливленд Оуэнс, прозванный позже Джесси и прославившийся под этим именем, появился на свет в многодетной и бедной семье – он был младшим из десяти детей. Дед будущей звезды спорта был рабом, отец с матерью – батраками. Та же судьба грозила и Джесси, если бы не цепочка случайностей.

Первой из них было расстояние до школы; второй – возраст мальчика. Четыре с половиной мили – не шутка, а Джесси был слишком мал, чтобы спокойно идти вместе с братьями и сестрами. Поэтому ему приходилось за ними бежать. Впрочем, довольно скоро он бежал не за, а перед попутчиками, успевая свернуть куда-нибудь в сторону, посмотреть на что-то интересное, и все равно обгоняя старших.

Джесси так наработал себе мускулатуру, что в девять лет был замечен Чарли Рилеем, который стал его первым тренером. Как раз Рилей и посоветовал мальчику подумать о серьезных занятиях легкой атлетикой. Оуэнс прислушался к рекомендациям.

Тренировался он каждый день, причем настолько усиленно, что с беговой дорожки его приходилось выгонять. К 15 годам Джесси добился выдающихся результатов. Если бы он был белым, подростку посыпались бы предложения от тренеров разных спортивных школ. Но в те годы расовая сегрегация только начала понемногу стихать, и Оуэнс понял, что должен добиваться всего сам.

В школе Джесси сумел стать капитаном сразу четырех команд: легкоатлетической, баскетбольной, футбольной и бейсбольной. При этом он еще и работал, помогая родителям финансово. Оуэнс служил разносчиком в бакалейной лавке, поработал грузчиком, а позже открыл сапожную мастерскую. Понимая, что без образования в люди выбиться у него шансов нет, темнокожий юноша сумел стать студентом университета в Огайо – и попал в поле зрения Лэрри Снайдера, знаменитого тренера. Позже тот признался, что никогда не имел среди своих воспитанников более трудолюбивого и старательного спортсмена.

Первые победы

Первый громкий успех пришел к Джесси в конце мая 1935 года. Он принял участие в «Большой десятке» – чемпионате, проводимом в мичиганском Эн-Арборе среди университетских команд. За 45 минут Оуэнс четырежды выходил на старт и неизменно блистательно приходил к финишу. Он умудрился поставить пять мировых рекордов и еще один – повторить. Наиболее выдающиеся результаты спортсмен показал в прыжках в длину: Джесси преодолел дистанцию в 8,13 метра. И повторить этот рекорд легкоатлеты не могли более четверти века.

Именно после этого чемпионата бегуна начали называть Черной Молнией или Черной Пулей – за фантастическую скорость, с которой он мчался по беговой дорожке.

Еще один рекорд был установлен Оуэнсом в следующем году на чикагском стадионе. Стометровку он пробежал за 10,2 секунды. И обогнать Джесси никто не сумел в течение двух десятилетий. Оба рекорда бегуна до сих пор числятся в списке самых «долгоиграющих»: большинство спортивных достижений бьются другими рекордсменами через год-другой.

Многие современные исследователи склонны считать, что если бы Джесси бегал сейчас, по современному покрытию и в современных шиповках, нынешние спринтеры первой величины оказались бы далеко позади Черной Пули.

Политическая ситуация

Но наиболее выдающихся успехов Джесси добился на Олимпиаде в Берлине, которая состоялась в 1936 году. Вокруг Игр еще до их начала было много шума. В качестве проведения Олимпиады город был избран при Веймарской республике, а к моменту начала у власти уже был Гитлер. В спортивном мире всерьез рассматривался вопрос о перенесении игр в другую страну: тоталитарный режим с пропагандой расизма не соответствовал олимпийским принципам.

Гитлер рассчитывал при помощи Игр доказать миру преимущества арийской расы над «низшими», в первую очередь – неграми и евреями. Чтобы успокоить мировую общественность, германские власти прибегли к своего рода маскировке. С улиц убрали одиозные лозунги с расистским подтекстом, в общественных местах сняли таблички Juden sind unerw?nscht («Евреи нежелательны»), заключенных перестали использовать на работах поблизости от мест, где предполагалось наличие иностранцев.

Нацисты своего добились. Присланная МОК проверочная комиссия не нашла доказательств пропаганды расизма. Ее же глава, Эвери Брендедж, даже высказался в том духе, что евреям не нужно рассчитывать на использование Олимпиады в качестве оружия против нацистов. Кстати, за эту позицию и ошибочные действия перед берлинской Олимпиадой после войны Международный олимпийский комитет публично извинился.

XI Олимпийские игры

Стремясь доказать арийское превосходство, Германия выставила на соревнования максимальное количество участников – 406 спортсменов. В конечном итоге хитрость сработала: немцы действительно завоевали больше медалей, чем представители других стран. Однако добиться своего в полной мере Гитлеру не удалось.

Небольшой конфликт наметился еще в самом начале Игр. В первых соревнованиях побеждали белые спортсмены, и Гитлер каждому из них жал руку. Но среди участников было много претендентов на победу «низшего» происхождения, в том числе темнокожих и евреев. Представители МОК прямым текстом сообщили, что в случае победы «не того» человека фюреру придется и ему протянуть ладонь. В результате Гитлер вовсе отказался от рукопожатий.

На первых порах германский лидер искренне наслаждался соревнованиями. Его настроение стало портится, когда американский легкоатлет Джесси Оуэнс одержал свою первую победу, обогнав соперников на дистанции в сто метров. Говорят, фюрер пришел в настоящее бешенство. Настолько сильное, что он даже раньше времени покинул трибуны.

Однако главное было еще впереди. Назавтра, прямо с утра, Джесси в предварительном забеге на 200 метров и в прыжках, не особо напрягаясь, бьет два рекорда. Вечером проводили финал по прыжкам. Он опять-таки проходил в присутствии фюрера. В соперниках у чернокожего американца оказался очень талантливый легкоатлет германского происхождения Лутц Лонг – настоящее олицетворение истинного арийца: высокий, статный блондин с гранеными чертами лица.

Этот этап Олимпийских игр газетчиками был назван дуэлью. Сначала лидировал Джесси, однако в последнем подходе Лонг «перепрыгнул» противника на 4 сантиметра. Стадион взорвался восторженными криками, к которым присоединился и Гитлер. Но ликование было преждевременным. Пятая попытка Оуэнса оказалась разгромной: Черная Пуля пролетел целых 8 метров 6 сантиметров, опередив соперника на 19 см. Второе золото на Олимпиаде, второй удар по нацистской идеологии.

Немецким властям пришлось придержать свое негодование из-за позиции Лонга. Германский спортсмен при вручении наград поздравил победителя и совершил с ним под руку круг почета перед всеми зрителями вокруг стадиона.

И это все еще был не финал. Представитель «низшей» расы взял третье золото на дистанции в 200 метров и совершил контрольный выстрел в расистскую пропаганду, в команде с Ральфом Меткафом, Фрэнком Уайкофом и Фаем Дрэйпером победив в финальной эстафете. Их результат – 39,8 секунды – был превзойден ровно через два десятилетия, на Олимпиаде-1956.

Жизнь после триумфа

По возвращении в Штаты жизнь Джесси Оуэнса поначалу была нелегкой. Ему нужно было кормить семью: легкоатлет со своей будущей женой познакомился еще в школе, в 1932 году у них родилась дочь – за четыре года до берлинских Игр, а в 1939 и 1949 годах семья увеличилась еще на двух девочек. Расовая сегрегация перекрыла ему многие возможности, так что спортсмен зарабатывал на жизнь, соревнуясь в беге с лошадьми и собаками. А один раз – даже с кенгуру. Однако Оуэнс не падал духом и не продавал свои медали, за которые ему предлагали неплохие деньги.

Пока шла война, Джесси работал на заводах Форда, да и по окончании ее плотно сотрудничал с компанией. В 50-х о легкоатлете снова вспомнили. На мельбурнской Олимпиаде Джесси официально представлял президента своей страны, много раз выступал с рассказами о своей жизни в спорте, занимался тренерством и бизнесом (довольно успешно, к слову), считался весомой фигурой в олимпийском движении, работал в качестве комментатора на телевидении, в 1972 году стал почетным доктором наук университета в Огайо, который когда-то закончил.

Удар судьбы настиг бывшего бегуна в 1979 году. Он принимал участие в рекламных съемках и внезапно потерял сознание прямо в кадре. Обследование показало, что у Оуэнса неоперабельный рак легких – последние 35 лет он много курил. Скончался он 31 марта 1980 года. На момент смерти легенде США (так его назвал президент Джимми Картер) было 67 лет. Черную Пулю похоронили на чикагском кладбище «Оак Вуд», обернув тело олимпийским флагом.

Немного фактов

* Память легендарного легкоатлета увековечена и в месте, где он совершил свой спортивный и гражданский подвиг: в Берлине одна из улиц возле стадиона, где проходила Олимпиада-1936, называется Оуэнс-штрассе.

* Даже после смерти Оуэнс оставался кумиром для многих. Карл Льюис, считающийся королем спринта, одним из самых выдающихся моментов в своей жизни назвал вручение ему медали Черной Молнией. Спринтеру тогда было всего 12, и участвовал он в юношеских соревнованиях.

* В 1936 году Джесси Оуэнс стал четырехкратным золотым призером в четырех дисциплинах: в забегах на 100 и 200 метрах, в прыжках в длину и в эстафете 4*100 м (где заодно установил мировой рекорд). Это достижение почти полвека никто не мог повторить. Только в 1984 году подобный успех достался Карлу Льюису. Тому самому, для которого Оуэнс был кумиром и образцом для подражания.

151 просмотр
bottom of page