top of page

По следам конкистадоров

О конкисте многие из нас имеют довольно смутное и в общем-то негативное представление. Реки крови, насилие и тотальное уничтожение, несчастные обманутые индейцы и безжалостные коварные испанцы – вот, пожалуй, и все, что может сказать о покорении Нового Света тот, кто с историей сталкивался только на уроках в школе.

Не будем спорить, конкиста действительно сопровождалась и насилием, и обманом, и истреблением коренного населения. Как и любой другой завоевательный процесс. При этом исследователи считают ее уникальной страницей в истории человечества. Слишком уж сильно она отличалась от других примеров покорения чужих земель завоевателями.

Особенные условия

В принципе, основные постулаты любого завоевания емко изложил еще Юлий Цезарь. Помните его знаменитое «Пришел, увидел, победил»? Однако в случае конкистадоров сложности начинались еще с первого слова этого девиза. Прежние покорители точно знали, куда идти, примерно представляли себе, с чем могут столкнуться, могли при первом приближении оценить силы противника. Да и сам поход длился обычно не так уж долго.

Конкистадоры же уходили в неизвестность. Мало того, путешествие их затягивалось надолго. Первым его этапом было преодоление океана на судах, куда были битком набиты люди, домашний скот, оружие и утварь. Второй этап был еще тяжелее: переходы в сотни километров по незнакомой земле.

Согласно историческим хроникам, в этом пути гибло порой больше переселенцев, чем в сражениях с коренным населением. Кортесу в этом плане еще повезло: его путь протянулся «всего» на 600 км. Гонсало Хименес де Кесада до страны муисков преодолел полторы тысячи километров. Путешествие заняло у его команды полтора года.

А Диего де Альмагро «первооткрыватель» юго-запада Южного материка, проделал длинный путь в 5000 км, если считать и обратную дорогу. Любопытно, что конкистой назвали исключительно покорение Америки. И только колонизаторы Нового Света получили прозвище конкистадоров – в буквальном переводе «завоевателей».

«Завоевать и заселить»

Нестандартными были и цели, стоящие перед конкистадорами. В большинстве случаев завоевание подразумевало под собой захват территорий и использование их ресурсов. Однако испанцы были намерены именно колонизировать Новый Свет. Задача формулировалась как «завоевать и заселить». В планах значилось основание поселений, а в перспективе – городов. Исследователи считают, что если бы не предполагалось заселение, конкиста как таковая не состоялась бы.

Христианизация индейцев

И еще один важнейший аспект испанской колонизации: перед конкистадорами ставилась задача христианизации коренного населения. И эта цель сделала завоевание Америки еще более уникальным.

Очень часто проводится аналогия между конкистой и крестовыми походами. Иногда ей даже присваивают «титул» последнего выступления крестоносцев. Некоторые основания для такого сравнения есть. И то, и другое мероприятие носили одновременно завоевательный и религиозный характер. Но есть и коренное различие. Кроется оно в отношении к людям другого вероисповедания.

Крестоносцы были нацелены на изгнание мусульман со Святой земли, об их обращении в свою веру речи не шло. Конкистадоры же стремились сделать «дикарей» христианами, приоритетом для них было освобождение несчастных от «власти Сатаны». И к решению задачи испанцы отнеслись с большим энтузиазмом. Прошло чуть больше месяца после того, как Колумб вернулся из первого плавания в Новый Свет – и последовала реакция Ватикана.

Папа Александр VI обнародовал буллу, в которой признал коренных американцев людьми, которые способны воспринять католицизм.

Такой ход оказал сильное влияние на дальнейшее развитие событий. Испанцы настроились на разностороннее общение с индейцами. И если англичане просто вытесняли аборигенов с колонизируемых земель, то конкистадоры были готовы налаживать с ними контакты. В результате сложилась интересная этнографическая ситуация. Индейцы английской короной подданными не считались, браки между аборигенами и переселенцами были крайне редки.

В испанских же колониях коренное население было объявлено подданными Испании; король официально разрешил испанцам вступать в брак с индианками. Впрочем, к моменту выхода этого указа более трети колонистов с острова Эспаньола уже были женатыми на местных женщинах. Венчающий их священник, учитывая буллу папы, не видел никаких препятствий для проведения обряда.

Невероятные сроки

У людей, не слишком далеких от истории, в памяти отложилось, что конкиста происходила в XVI столетии. Складывается впечатление, что испанская колонизация длилась целый век. Однако на деле завоевание уложилось в гораздо более короткий промежуток времени.

Условно его можно разделить на два периода. Первый часто называется предконкистой. Ее началом можно считать 1493 год: именно тогда Колумб привел к острову Эспаньола 17 судов, на которых находилось полторы тысячи переселенцев. Второй значимый период начался в 1519 году, с экспансии Кортеса. В Центральной Америке она в принципе закончилась после падения городских поселений майя, что произошло в 1546 году. Дальнейшие события, тянувшиеся почти до конца XIX века, конкистой назвать уже трудно.

В Южной Америке испанское покорение началось ориентировочно в 1529 года, а закончилось в 50-х годах XVI века. Исследователи предлагают финальной точкой считать 1556 год. Тогда термин «конкиста» из официального лексического запаса и употребления был изъят – завоевывать и покорять уже было некого и нечего. Нет, конечно, на территориях еще оставались племена, сохранившие относительную свободу и независимость. Не все территории были исследованы, а тем более освоены. Но в целом всего за 35 лет конкиста была завершена: в основном достигнуты поставленные перед ней цели.

Контингент переселенцев

Если принимать во внимание результат конкисты, может сложиться впечатление, что «под ружье» была поставлена масса людей. Кажется, что в рядах конкистадоров состояли сотни тысяч воинов, готовых огнем и мечом воевать с местным населением. Однако исторические свидетельства – а о конкисте их осталось на удивление много – говорят о прямо противоположной ситуации.

Сохранились списки пассажиров, отправлявшихся в Новый Свет в это время. Да, скорее всего, они не полные, однако вполне дают представление о масштабах миграции. Так, с момента открытия Америки и вплоть до 1556 года на новые земли точно переехало 80 тысяч испанцев. А к концу XVII столетия число эмигрантов достигло 200 тысяч человек. При этом подавляющее большинство переселенцев было мирным населением: женщины, священнослужители, пекари, плотники, скотоводы – кто угодно, но не солдаты. Конкистадоры среди них составляли довольно-таки незначительную часть.

Хосе Дурана, историк из Мексики, в подробностях изучивший историю колонизации собственной страны, был уверен, что собственно завоевателей было максимум десять тысяч. Его аргентинский коллега, Руджьери Романо, склонен сократить численность конкистадоров вдвое, а может быть, и больше. Другие исследователи конкисты считают, что Центральной Америкой «занималось» примерно 4,5 тысячи испанских воинов, а на покорение Южной потребовались усилия около 6 тысяч. Довольно незначительная армия, учитывая масштабы территорий и силы противника. Пускай даже он был плохо вооружен и разобщен – зато прекрасно ориентировался на местности и был осведомлен о возможных опасностях. И этот факт делает конкисту еще более феноменальным событием.

Причины удачной конкисты

Теоретически такие малые силы не могли обеспечить успех в покорении новых американских земель. И помощь в виде индейских религиозных представлений тоже не стала бы весомым грузом на чашах весов. Однако конкистадоры все же добились своего. Испанцы во время конкисты не задавались вопросом ее успеха, они были точно уверены в том, что он неизбежен.

Колонисты воспринимали развитие событий как чудо, а среди прочих европейцев быстро распространилась фраза «Бог стал испанцем», которая объясняла быстроту и удачливость экспансии. Современные исследователи не готовы принять объяснения подобного типа. Они склонны списать успешность конкисты, скорее, на невероятную, фантастическую энергию конкистадоров.

И назвать целый ряд ее источников. Первый из них – переход к новым временам. «Старый порядок» отличался строгой иерархичностью, которая чуть ли не с рождения предписывала каждому сверчку знать отведенный ему шесток. Новый Свет дал возможность смелым духом поменять эти предписания. Второй момент – невообразимые для Европы пространства. Тот же Писарро, начавший свою карьеру сельским свинопасом, сумел стать маркизом и повелителем огромных территорий, которые по площади были больше Испании. Вдохновляющий пример, способствующий раскрытию внутренних способностей человека, не так ли?

Еще одним источником энергичности конкистадоров была сама форма организации испанского колонизаторства. На покорение Нового Света отправлялись автономные отряды, возглавляемые генерал-капитанами. Предводитель в обязательном порядке подписывал с королем соглашение, первым пунктом которого было то, что все издержки ложатся на плечи самих участников конкисты.

И корона не обязана их возмещать. Очень стимулирующая формулировка: хочешь – не хочешь, а сильно постараешься, чтобы предприятие таки завершилось успехом. Тем более что многие конкистадоры вкладывали в завоевание все, чем обладали в момент подписания договора. В целом в выигрыше оставались обе стороны.

Исполнители имели шанс сильно разбогатеть и избавиться от иерархических ограничений, существующих в Старом Свете. Король мог рассчитывать на наращивание подконтрольных Испании территорий и укрепление своего влияния через христианизацию «дикарей». Риски опять же существовали для обеих сторон, но какое стоящее дело обходится без рисков? Можно сказать, отряды конкистадоров стали прообразом сформировавшихся позже акционерных компаний.

Теги:

143 просмотра
bottom of page