top of page

Бородатая революция. Как Петр Первый рубил окно в Европу и бороды боярам

Петр Первый, как известно, был еще тем реформатором. Среди его новаторских начинаний, которые действительно помогли поднять страну с колен, были и весьма своеобразные. Но таковы были реалии – бояре, державшие основу власти в государстве, не давали прогрессу делать свое дело. И здесь нужна была сильная политическая воля, чтобы сдвинуть страну с накатанной колеи, ведущей в никуда. Петр Первый сумел стать той самой железной рукой, что повела Россию в сторону Запада, где тогда уже при дворах царила грамотность и экономика развивалась в положительном направлении.

Говоря о реформах Петра Первого, нужно отметить, что боярам досталось чуть ли не больше всех. Они попались под руку и первыми ощутили на себе все прелести реформирования. Процесс этот был болезненным, новое казалось страшным и чуждым. Вот, к примеру, борода. Она, как известно, украшает мужчину. Но только не при дворе Петра Первого. И именно с бородатостью он начал бороться решительно и беспощадно, начав резать бороды боярам прямо во время приемов, а 5 сентября 1698 года принял один из первых своих реформаторских указов – ввел налог на бороды, чтобы скупые бояре наконец-то их сбрили. И об этом историческом событии стоит рассказать подробно.

Украшает мужика борода

Представьте себе Русь конца XVII века – глушь, дорог нет, кругом бородатые мужики в платьях, писать-читать никто не умеет. А ведь это всего-то три века назад! Центральная Европа уже во всю щеголяла в камзолах и париках, а на Руси носили кокошники и немодные сарафаны. И если бы не Петр Великий, такая мода там держалась бы еще очень долго.

А все потому, что брить бороды мужчинам запрещала Церковь. Правилами шестого Вселенского Собора брадобритие считалась грехом, ибо не должен был мужчина выражать недовольство своим внешним обликом, а должен был принимать себя таким, каким его создал Господь.

Сложная штука, эти церковные правила, но если в двух словах, то у кого длиннее борода была на Руси, тот считался самым верующим. Поскольку делать в то время особо и нечего было, все ходили в церкви и выполняли все, что им там говорили. Очень набожные люди жили в конце XVII века на русских землях.

Ну и одевались тогда тоже своеобразно – так, будто внешность не главное. И даже самые богатые бояре боялись прославиться безбожниками, поэтому ходили косматые, с длинными спутавшимися бородами и в длинных кафтанах. Женщинам, похоже, это даже нравилось, поскольку сами выглядели не лучше – кокошники, небритые подмышки и сарафаны в пол. Кроме чисто эстетического ужаса, можно было еще испытать гигиенический шок от обилия вшей в волосах у знати, ну и вообще как-то неприятно это все было.

Реформатор Петр Великий

И продолжалось бы вот это все еще долго, если бы не юный реформатор, царь Петр Алексеевич. У него было трудное детство, стрельцы ему снились всю жизнь, перевороты государственные замучили. Да и маменька все принуждала к государственным делам, когда до власти дорывалась.

Вообще у Петра с семьей не все гладко было – отец помер рано, мама всю жизнь была занята интригами, воспитывали его два полуграмотных дьячка. А он корабли хотел строить и выглядеть по-человечески, на западный манер. А кругом дичь и серость, кровавые перевороты и бородатые люди. Вот и вырос он с некоторым предубеждением к окружающей среде.

А когда съездил в цивилизованную Европу, где больше года учился манерам, кораблестроению и прочим наукам, вернулся совсем злой и раздраженный. Там – культура, дамы в красивых платьях, мужчины в лосинах и сапогах и трава кругом подстрижена. В Москве – куры прямо по царскому двору ходят и народ не бреется.

И свою реформаторскую деятельность Петр начал с тех, кто ближе всех был под рукой, – с бояр. Первым делом приказал всем переодеться и побриться, написав такой указ: «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». И указ свой Петр Первый ярко проиллюстрировал – собрал придворный люд, зачитал бумагу, а потом схватил ножницы и прилюдно срезал собственноручно бороды самым знатным представителям древних родов.

Народ был в шоке! Такого от юного царя никто не ожидал. И что самое забавное, за время своего правления Петр Великий реформировал все государственные сферы, перевернул устрой страны с ног на голову, ввел обязательное образование, построил мощный флот, воевал и выигрывал, построил город на Неве и сделал еще много фундаментального и ценного для государства, но помнили как при его жизни, так и после кончины вот эти срезанные бороды!

Бородатая дремучесть и прогресс

Да, обрезанные бороды стали переломным моментом истории России. Ведь Петр Первый боролся не столько с растительностью, сколько с гремучей безграмотностью и излишней церковностью своего народа. Борода была символом устаревшего и закоренелого, на место которых новый русский царь-реформатор принес культуру и образование. Да, Петр хотел европеизировать Россию, но лишь из желания сделать ее лучше.

Нужно сказать, что молодое дворянство только и ждало, когда им наконец-то разрешат учиться, модно одеваться и ездить за рубеж. Они давно созрели к новшествам и первые сбрили то, что мешало двигаться дальше. Проблема была с ортодоксами. Пожилые бояре готовы были расстаться с жизнью, но не с лишней растительностью на лице. Пошла волна нелепых самоубийств, и тогда Петр придумал следующее – 5 сентября 1689 года он, понимая яростное сопротивление и не желая лишних жертв, ввел налог на ношение бороды. Налогом облагались все сословия, кроме крестьян и духовных лиц.

Налог на бороду

Новый указ был не шуткой. Ввели даже особый отряд, который ходил по городам и следил, чтобы каждый бородач имел при себе жетон, свидетельствующий об уплате пошлины. Нужно ли говорить, что бюджет страны неплохо наполнился неожиданной статьей дохода! Деньги так и текли рекой в казну.

Чтобы вы понимали серьезность ситуации, пошлина для бояр составляла 600 рублей в год, а это целое состояние! Купец за право не бриться в год уплачивал 100 рублей, простые люди – по 60 рублей. Крестьяне могли не брить растительность, но за право въехать в таком виде в город платили по копейке.

Вот так Петр Первый научил русского человека брить бороду. Но сколько было разговоров! Бояре по-прежнему считали бритье за грех, и все жаловались в церковь на реформатора-царя, однако духовники и сами вскоре подверглись реформированию. Так что боярские бороды были для них самой малой проблемой. А еще Петр Первый заставил всех дворянских детей получать обязательное начальное образование. Создал первые в России университеты, реформировал экономику, укрепил армию, построил новые города и прорубил окно в Европу. Но любить его за это начали только после смерти в 1725 году. А налог на бороду отменили только в 1772-м!

Плагиат в реформах

Откровенно говоря, идея с налогом на бороду, как и на многие другие допотопные вещи, не принадлежит Петру Первому. Заграница очень многому научила юного царя, и домой тот приехал с огромным багажом знаний. Брать пошлину на бороду умел, любил и практиковал английский король Генрих VIII еще в 1535 году. У него была та же проблема с местными – церковники считали, что борода есть суть человека мужского пола, и расти та должна вольно и свободно. Вообще церковь в Европе обладала огромной властью, и монархи периодически «подкручивали ей гайки».

А до старины Генриха с волосами боролись даже внутри самой церкви! Тулузский собор еще в 1119 году предписал всем бриться и коротко стричь волосы. Во-первых, это был вопрос гигиены – мыло еще толком не изобрели, с горячей водой проблемы были постоянные. Во-вторых, нигде в святых книгах не было сказано, что бриться нельзя. В-третьих, монахи всегда были самыми грамотными и образованными.

И именно им Европа во многом обязана тому уровню знаний, которые привели ее к процветанию. Именно они, грамотные монахи, несли искру просвещения в массы, рассказывали, как важно мыть головы, стричь усы и чистить зубы.

Монах – он же как солдат Господа, должен выглядеть опрятно и привлекательно, а для этого нужно было учиться и много знать. То есть обладать определенной культурой. Но большинство с систематическим упрямством брало вверх, и дремучесть побеждала, вдалбывая в головы народа совершенно бредовые идеи. Тогда особо прогрессивные монархи применяли политическую волю, чтобы не давать церкви слишком много власти и чтобы хоть как-то просвещать свой народ. Труд этот был тяжелый и неблагодарный.

Долгий путь к просвещению

Петру понадобились десятилетия, чтобы выбить дурь из голов своих подданных. Вопрос же был не в бороде, а в принятии новых реформ и идей. Да что там десятилетия! Еще сотню лет Россию будоражили мелкие бунты – появились раскольники, что подговаривали народ не слушать царя. Даже великий просветитель Михаил Ломоносов в 1757 году, уже после смерти Петра Первого, сидя в университете, написал «Гимн бороде», дразня Елизавету Петровну. Сам Ломоносов бороды не носил, но упоминал ее в качестве политической сатиры.

Окончательно налог на бороду отменили при Екатерине Великой в 1772 году за ненадобностью. Молодежь уже и сама не хотела отращивать лишнее на лице, поскольку Россия была уже частью Европы, а там было принято гладко бриться и увлажнять себя парфюмами. Но запрет на ношение бороды все еще сохранялся! Чиновники и военные, студенты и клерки должны были выглядеть опрятно и по форме. Чуть позже пришла мода у военных на лихие усы и элегантные бакенбарды, что очень быстро нашло свое отражение в народе.

Нужно сказать, что петровский запрет на бороду сохранился даже при большевиках. Нельзя было солдатам Красной армии носить бороду. Партизаны всех мастей могли, а красноармейцы – нет, почему в бою их можно было легко отличить. Да и сегодня солдаты срочной службы должны гладко бриться и выглядеть опрятно – а ведь это все отголоски петровских реформ!

Юлия Шемякова

523 просмотра
bottom of page