9 мая 1837 года в небольшом немецком городке Рюссельсхайме под Франкфуртом на свет появился будущий родоначальник автомобильного концерна Адам Опель, начавший свой бизнес с производства швейных машин и прославивший свое имя на всех континентах.
На пути к намеченной цели
Будучи старшим в семье и увлекаясь изготовлением технических поделок, Адам до 20 лет проработал подмастерьем у своего отца. Затем, решив пойти по его стопам, молодой человек покидает родину и отправляется сначала в Бельгию, где постигает азы ученика слесаря. Получив необходимые навыки, Адам перебирается в Англию, а потом в середине 1858 года переезжает в Париж. Именно во французской столице юноша впервые знакомится с инновационным на то время изделием – швейной машиной.
И для того, чтобы детально освоить технологию ее производства изнутри, он в 1859 году устраивается на производство. Через некоторое время к нему приезжает младший брат Джордж – также для изучения швейных машин. В 1862 году Адам Опель возвращается на родину после нескольких лет отсутствия и решает приступить к собственному производству швейных машин в родном городе.
Начинающий бизнесмен
Для этих целей его дядюшка предложил юноше в качестве мастерской и магазина использовать пустующий коровник. Результат превзошел все ожидания. Первый изготовленный им экземпляр швейной машины молниеносно нашел своего покупателя. Вдохновленный успехом молодой предприниматель начинает заниматься дальнейшим развитием и продвижением своего бизнеса.
Он помещает рекламные объявления в местной газете и сам рекламирует свои изделия среди ремесленников, живущих на другой стороне города. И уже в 1863 году новоиспеченный бизнесмен, получив значительное количество заказов, принимает на работу своего первого рабочего. Спустя год в штате предприятия уже 40 человек, а через каких-то шесть лет, в 1868 году, Опель становится собственником двухэтажной мастерской с жилыми пристройками по производству швейных машин.
А спустя 15 лет на предприятии Опеля работало уже более 300 человек. С мелкосерийного производства он перешел к массовому – до 18 тысяч машинок в год. На тот период времени большая часть немецкого рынка швейных машин принадлежала Опелю. Не останавливаясь на достигнутом, удачливый бизнесмен увеличивает и экспортные поставки: швейные машинки Opel можно было приобрести и в России, и в США, и даже в Индии.
Семейный бизнес
1868 год принес удачливому предпринимателю не только процветание в бизнесе, но и счастье в личной жизни. Адам женился на Софи Мари Шеллер, девушке из состоятельной семьи. Биографы семьи Опель признают, что София много сделала для успеха фирмы мужа. К слову, первое собственное фабричное здание было построено на ее приданое, которое, в свою очередь, было выиграно отцом невесты в лотерею.
Если верить современникам, то и многие коммерчески верные решения Опелю зачастую помогала принимать его супруга. При этом в знак благодарности новую швейную машину, выпущенную компанией в 1870 году, Адам с гордостью назвал «София». Однако, помогая Опелю решать производственные дела, София успела подарить мужу пятерых сыновей – Вильгельма, Карла, Генриха, Людвига и Фридриха.
Во многом благодаря им компания занялась выпуском велосипедов. К решению о начале производства двухколесного транспорта Адама подтолкнули два обстоятельства: с одной стороны – швейные машинки, перестав быть диковинкой, уже не приносили той прибыли, как в самом начале; с другой стороны – дети, страстные поклонники велосипедов, постоянно просили отца сделать собственную модель.
Чтобы разобраться в сути вопроса, Опель заказал себе велосипед. Будучи уже немолодым человеком, он попробовал прокатиться и упал. «Мы такие делать не будем!» – уверенно заявил он сыновьям. Хотя позже Опель сменил гнев на милость: возможно, его уговорила жена Софья. И на Рождество Адам купил пять велосипедов для сыновей. А в конце праздника оказалось, что у каждого из них есть повреждение: повязка на голове, рука в гипсе или что-то еще.
Прибыль превыше всего
Однако, несмотря на то, что Опель-старший, в отличие от собственных сыновей, скептически относился к велосипедам, производство все-таки было начато. В 1886 году Адам выпускает свой первый велосипед, а на следующий год отправляет в Англию сына Карла для освоения отрасли и приобретения образцов новой продукции.
Исследование привезенных образцов привело к немаловажным изменениям как в конструкции велосипеда, так и в производственном цикле. В результате Опель в числе первых стал выпускать велосипеды с одинаковыми колесами. Именно на них Адам сделал состояние и, производя более 2 тысяч велосипедов в год, стал крупнейшим производителем в мире.
Кроме того, постоянное усовершенствование продукции дало возможность компании создать в среде энтузиастов велоспорта имидж производителя, умеющего воплощать в жизнь самые лучшие и передовые идеи. Небезынтересен и тот факт, что все сыновья Адама Опеля были отличными спортсменами
Вслед за двухколесными средствами передвижения в 1901 году дело дошло и до производства мотоциклов. Последнее десятилетие позапрошлого века фирма встретила в процветающем виде. Стоит, наверное, отметить, что компания Опеля считалась в Германии основным производителем не только швейных машинок, но и велосипедов.
Компания без Адама Опеля
Правда, некоторое время спустя наступила истинно черная полоса. Во-первых, рынок двухколесного транспорта стал насыщаться, и бум на рынке велосипедов стал утихать. Хуже того, в 1895-м умер от тифа Адам Опель. И хотя компания переживала не самые лучшие времена, она смогла не только выстоять, но и удержать свои позиции на мировом рынке.
Несмотря на это, унаследовавшие бизнес вдова София и пятеро сыновей крепко задумались над тем, что же делать дальше. В результате на семейном совете было принято решение перепрофилировать предприятие на выпуск автомобилей, несмотря на то, что основатель компании, Опель-старший, в это не верил, называя новый вид транспорта «игрушкой для миллионеров».
Однако, имея производственные мощности, денежные средства и необходимые связи, у дружного семейства абсолютно отсутствовал соответствующий опыт в создании автомобилей как таковых. По этой причине Опели были вынуждены обратиться к довольно знаменитому в Германии на тот период времени инженеру и фабриканту Фридриху Лутцману.
Будучи поставщиком комплектующих деталей для заводов Daimler и Benz, он, что немаловажно, имел совершенно четкое представление о технологии создания самобеглых экипажей. На «велосипедные» деньги Опелей Лутцман довольно быстро спроектировал и наладил выпуск полуторалитровой модели Opel-Lutzmann мощностью от 3,5 до 8 лошадиных сил. Многие детали этой модели были выполнены из дерева, а тяговая сила передавалась через цепь прямо на колеса, так как коробки передач отсутствовала.
На протяжении 1899 года компании посчастливилось реализовать только 11 машин. И хотя в следующем году было продано уже 24 автомобиля, этого было, безусловно, мало для получения прибыли и выхода на мировой рынок. Поэтому, учитывая первый отрицательный опыт на ниве автомобилестроения, жена и сыновья покойного Опеля стали подумывать о другом, более выгодном приложении сил и капитала.
Сами с усами
Достаточно популярный на тот момент автомобильный бренд Darrak из Франции подыскивал солидного партнера в Германии, и братья Опели, решив еще раз пойти на риск, в 1900 году в Париже заключили с ним дистрибьюторское соглашение. В результате спустя пару лет был выпущен новый автомобиль Opel Darrak, полностью изготавливавшийся в Германии.
Авто получило маркировку 10/12PS. На нем был установлен двухцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1884 кубических сантиметров и водяным охлаждением. При этом машина могла развивать максимальную скорость до 45 километров в час. На решетке радиатора модели красовалась первая эмблема Opel.
Благодаря успешным продажам новой модели семье Опель удалось снова значительно улучшить свое финансовое положение и начать собственные разработки. И уже в 1906 году, приобретя бесценный опыт автомобилестроения, завод в Рюссельсхайме перешел на самостоятельное производство.
Уже один из первых самостоятельно разработанных автомобилей Opel – двухместный кабриолет 4/8, широко известный как «Докторваген», – стал настоящим хитом в Германии. Еще больший успех достался на долю модели 4/12 Laubfrosch, появившейся уже после Первой мировой войны. А подозрительно похожий на популярный в то время Citroentype A автомобиль «Древесная лягушка» стал одним из тех авто, которые в буквальном смысле поставили Веймарскую республику на колеса.
«Лаубфрош» вообще можно считать одним из основателей европейского автомобильного ширпотреба, причем ширпотреба в самом хорошем смысле этого слова. Выпуск недорогой модели наладили на современнейшем по тем временам предприятии, где применялись технологии и ноу-хау, подсмотренные у американского Ford. Логичным следствием высокоэффективного производства стала возможность снижать цены и захватывать рынок.
Невероятно, но благодаря рыночным успехам компания, созданная Адамом Опелем, в 1929 году утратила свою независимость. И не по причине банкротства. Наоборот, она вызвала интерес у могущественного General Motors, искавшего надежного партнера в Европе.
Наследники Опеля, жившие в соответствии с любимым принципом Адама «прибыль превыше всего», продали свою долю в компании американцам. При этом Опели стали одним из богатейших семейств в Европе, а GM получил на тот момент самую эффективную автомобильную компанию Старого Света.