Неделя с Аргументами. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции

© 2017 Еженедельники "Аргументы недели", "События недели"

Обратная связь:

Марсель Марсо:  Одинокий гений безмолвия

Он провел на сцене 60 лет – практически целую жизнь. Афиши того времени награждали его яркими эпитетами: «Чародей молчания», «Гений безмолвия», «Поэт тишины». Жители Франции и сейчас боготворят своего соотечественника – самого одаренного мима, грустного и одинокого Пьеро ХХ века Марселя Марсо.

 

Мальчик из хорошей семьи

 

Он родился 22 марта 1923 года в Страсбурге, в состоятельной семье Чарльза и Анны Мангель, еврейских эмигрантов из Польши. Отец, забивая скотину в соответствии с законами кашрута, мог не только безбедно содержать свою семью, но еще и оказывать материальную поддержку бедным художникам и музыкантам. Ко всему прочему он обладал еще и редким баритоном. 


Анна всячески поддерживала увлеченность главы семейства музыкой. И именно она, прививая сыну любовь к искусству, в первый раз привела пятилетнего Марселя на картину с участием Чарли Чаплина. Судьба маленького человечка с невеселыми глазами в интерпретации американского актера настолько поразила мальчика, что у него появилось жгучее желание научиться выражать различные эмоции без слов. Несколько десятков лет спустя кумиры миллионов по воле случая встретятся в аэропорту, а пока… 


Пока Марсель записался в школу декоративных искусств в Лиможе. Затем прошел курс обучения в парижском Театре Сары Бернар у великих мастеров – режиссера Шарля Дюллена и актера Этьена Декру. К слову, как раз Декру и выучил парня искусству пантомимы, прославившего Марсо на весь мир.

 

Многоликий член Сопротивления 

 

Однако безоблачное отрочество, наполненное увлекательными занятиями, было прервано Второй мировой войной. В тот момент, когда немецкие войска вступали в Страсбург, собравшаяся в течение двух часов семья Мангелей спешно покидала дом, направляясь в городок Дордонь. 


Марсель, которому едва исполнилось 20 лет, и его брат Алаин, довольно быстро осознав суть фашизма, вступили в ряды французского Сопротивления и за сравнительно короткий срок стали одними из самых заметных деятелей подполья. Поначалу Марсель при помощи ластика и чернил исправлял даты рождения в паспортах еврейских ребят, для того чтобы их не забирали в трудовые лагеря.


А затем, используя свой талант быстрого перевоплощения, стал переводить группы через Альпы в Швейцарию. В общей сложности им было переправлено с территории оккупированной Франции более 70 еврейских детей. По воспоминаниям однополчан, юноша ухитрялся изображать из себя то тренера отряда бойскаутов, проводящего через границу затерявшегося мальчика, то 15-летнего подростка, воспитывавшего маленьких братика и сестричку. 


Примечателен и тот факт, что Марсель сумел десять раз подряд пересечь границу мимо одного и того же пограничника, который так и не понял, что перед ним один и тот же человек. В тот период оба брата также приняли решение о смене фамилии Мангель на Марсо в честь прославленного героя французской революции – генерала Марсо.


Этим они спасли себя от трагедии, которой не сумел избежать их отец, погибший в 1944 году в одном из фашистских лагерей. «Для мира он один из миллионов безымянных, замученных нацистами в годы войны, – признавался Марсо, – а для меня он тот, кому я посвятил свою работу, он – мой отец».

 

Рождение Бипа

 

После завершения войны Марсель не задумываясь вернулся в актерскую школу Этьена Декруа, который, к слову, в числе первых предложил выделить пантомиму как самостоятельный жанр и даже набрал авторский курс для будущих актеров. Впоследствии Марсо неоднократно с любовью и юмором вспоминал эти годы.


Так, одним из обязательных требований Декруа к своим ученикам, решившим освоить мимическое искусство, было овладение ими 108 различными способами наклона головы и 250 жестами рук. Кроме того, его студентам на протяжении нескольких месяцев, для того чтобы выучиться изображать собственные эмоции только с помощью жестов, приходилось учиться передвигаться особым способом – с закрытым лицом.

 

 


Однако, в отличие от других студентов курса, находящихся в поиске собственного образа, Марсель, давным-давно определившись с обликом своего персонажа, только оттачивал его. Так возник Бип – бесхитростный, несуразный, одинокий и весьма печальный герой с движеньями Чарли Чаплина и гримом арлекина – выбеленным лицом, вздернутыми на лоб бровями, котелком и красным цветком, торчащим из шляпы.


Этот довольно грустный и одновременно весьма забавный персонаж не получил одобрения со стороны Декруа, посчитавшего, что Марсо стремится действовать на потребу публики. И это неудивительно, так как молодой человек, можно сказать, выросший на голливудских комедиях, в самом деле представлял свой образ не иначе как сочетание трогательной патетики и юмора.


И что интересно, рожденный Марселем Бип, в отличие от образов, предложенных учителем, проживал понятные всем жизненные истории: женился, путешествовал, ходил на коктейльные вечеринки, попадал во всевозможные смешные истории, оставаясь при этом немного рассеянным и невероятно трогательным. «Мы смеемся и плачем не по-английски или по-французски, – говорил Марсо. – Бип может отправиться куда угодно и мечтать о чем угодно. Ему не нужен язык»

 

Крах, оказавшийся победой

 

Получив соответствующее образование, начинающий мим создал свой так называемый карманный театр, существовавший в основном за счет выручки от спектаклей. И уже в первой половине 1950-х годов благодаря поставленному по повести Гоголя мини-спектаклю «Шинель» бывший участник Сопротивления становится европейской знаменитостью.


И хотя в послевоенный период трагедия маленького человека, боровшегося за собственные мечты, была близка довольно многим, первый триумф не оправдал коммерческих ожиданий. Полученной выручки едва лишь хватало на выплату заработной платы актерам и содержание театра. Грянувший же во второй половине 50-х финансовый кризис окончательно развалил театр. 


И тогда Марсель вышел на сцену в придуманном еще в актерской школе Декруа образе печального Бипа, зажившего обыкновенной и абсолютно ясной для всех жизнью. Скорее всего, по этой причине одинокий мим и полюбился зрителям всего мира. Что ни говори, но превосходство пантомимы в том и заключается, что публика, для того чтобы ощутить душевное состояние и эмоции лицедея, может не владеть английским, ивритом или итальянским – всё очевидно без слов.


На протяжении 20 лет, в 60–70-е годы прошлого столетия, «поэт тишины», выступая перед зрительской аудиторией почти 300 раз в год, неоднократно исколесив всю планету, создал более 15 тысяч постановок в 90 странах мира. И что интересно, не произнеся на сцене ни единого слова, Бип за ее пределами практически постоянно блистал красноречием и открытостью, с удовольствием общался с журналистами, давая им весьма эмоциональные интервью.

 


При этом Марсель, не в силах усидеть на месте, оживленно жестикулируя, носился по комнате, стремясь донести до собеседника свои размышления. И в зависимости от ситуации изъяснялся на пяти языках, совершенно не задумываясь о грамматических правилах. И, как вспоминали коллеги, любил пошутить над собой: «Никогда не предлагайте миму говорить – потом не остановите».
 
Семейные тайны
 
Как любой гений, творивший на сцене, Марсо очень переживал, что с его уходом исчезнет и его искусство, ведь созданный им Бип никогда не нуждался в партнерах. «Мое искусство эфемерно, – печально произносил он. – Оно существует, лишь пока существую я». Поэтому пытаясь сохранить свое детище, в конце 70-х годов прошлого века он сначала основал парижскую школу пантомимы, а затем в 1996-м уже в Штатах – Фонд поддержки мимов. 

 


Главное, чему пытался научить великий мим своих учеников, было наблюдение за тишиной, ведь именно в ней он слышал настоящую музыку. «Я принес тишину в мир театра, где звуки и слова были королями», – любил повторять он. Недаром прославленный Рудольф Нуреев признавался, что непосредственно у Марсо он научился превращать тишину в искусство.


А легендарный Майкл Джексон в одном из интервью отметил, что знакомство с «чародеем молчания» стало поворотным событием в его творческой карьере, и после увиденной им репризы Марселя «Идущий против ветра» и родилась знаменитая лунная походка поп-звезды.

 


Будучи публичным человеком, Пьеро ХХ века, как довольно часто артиста величала пресса, весьма основательно оберегал от посторонних глаз свою личную жизнь. Несмотря на это доподлинно известно, что он три раза вступал в брак и четырежды становился отцом. Его старший сын профессионально занимается музыкой, а второй – преподает йогу.


Кроме сыновей у мэтра пантомимы еще две дочери. Одна из них на юге Франции преподает в центре мимодрамы, владелицей которого является ее мать. Вторая же дочь также не далека от искусства – она работает в музее. Однако, несмотря на многочисленных близких родственников, Марсо частенько поговаривал: «Я человек, склонный к одиночеству, как молодой волк». А однажды даже признался, что клоун Бип – это его alter ego, другое я.


Прожив долгую и наполненную интересными событиями жизнь, безмолвный чародей сцены покинул этот мир 22 сентября 2007 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез под звуки концерта для фортепиано №21 Моцарта, часто использованного им в своих перформансах. С его уходом искусство пантомимы, перестав быть концертным, вышло из моды. Потомкам же достались несколько уникальных записей его выступлений, где одинокая хрупкая фигурка в очерченном круге света за пять минут проживает жизнь, описать которую не хватит и романа…

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Please reload

Также вам может быть интересно: