top of page
Анна Арсеньева

Триумф и трагедия Бобби Фишера

Скандального, парадоксального и загадочного Бобби Фишера, 11-го чемпиона мира по шахматам, называют самым феноменальным шахматистом ХХ столетия. Но национальный герой Америки печально знаменит и как непредсказуемый параноик, дезертир, предатель. Почему?

Гены решают все

Будущий гений, которому 9 марта могло бы исполниться 75 лет, родился в семье немецкого биофизика – идейного коммуниста Ганса Герхарда Фишера и швейцарской еврейки – полиглота Регины Вендер, познакомившихся в свое время в Московском медицинском университете.

Окончив учебу, молодая семья покинула Советский Союз и переехала в Америку, где в 1943 году и родился их сын. Спустя пару лет Ганс, оставив жену и ребенка, перебрался в Чили, а Регина с детьми поселилась в Бруклине.

То обстоятельство, что супруги длительный период времени проживали раздельно, вызвало среди биографов Роберта Джеймса ряд разногласий. Если верить одной из версий, его истинным отцом был Поль Немени – математик, сбежавший в военные годы из Германии в Соединенные Штаты. В качестве подтверждения, выдвигался тот факт, что именно он не только принимал активное участие в воспитании мальчика, но и финансировал его обучение и содержание.

Так или иначе, но от своих родителей Бобби унаследовал самые лучшие качества: он в совершенстве владел немецким, испанским, русским и сербохорватским языками, имел феноменальную память, а его IQ был равен 186. Однако судьбоносным в жизни мальчика стали шахматы – подарок матери и старшей сестры, преподнесенный ими на его шестилетие.

Шахматные фигуры и сама игра настолько увлекли юного Роберта, что он сократил до минимума общение со сверстниками, так как, по его словам, они не умели играть на его уровне. Школа же, а точнее, работавшие в ней учителя, по мнению будущего чемпиона мира, также «из-за своей тупости» не могли научить его ничему новому. Единственным неглупым человеком был учитель физкультуры, неплохо игравший в шахматы и поэтому удостоившийся чести быть другом будущего шахматного короля.

Уже в 10 лет выиграв первый в своей жизни турнир и поступив в Манхеттенский шахматный клуб, Роберт стал усердно изучать иностранную литературу, посвященную любимой игре. В конечном итоге он заявил: «Шахматы – это мое второе я», – бросил школу и целиком посвятил свою жизнь любимому виду спорта.

«Хладнокровный убийца»

Будучи еще совсем юным, Фишер в одном из первых своих интервью сумел озадачить журналистов: «Мне нравится не просто побеждать, а сокрушать эго своих соперников. По гороскопу я родился под созвездием Рыб. Я – большая рыба, я проглочу всех гроссмейстеров и стану чемпионом мира».

Эта необыкновенная страсть к шахматам и постоянное желание играть довольно быстро привели его на вершину славы. В 13 лет он становится лидером национального чемпионата среди юниоров, в 14 лет добивается звания самого молодого чемпиона Соединенных Штатов, а 15-летие отмечает с титулом международного гроссмейстера. И если в начале игры с бруклинским вундеркиндом большая часть шахматистов видела в нем всего лишь ребенка с необычным складом ума, то в ходе игры перед ними представал зрелый мастер, готовый на все ради победы.

О восходящей шахматной звезде в те годы не говорил только ленивый. Правда, юноша и сам любил давать пищу для обсуждений. Например, устраивая показательные сеансы одновременной игры против большого числа противников, обладавший исключительными способностями, он умудрялся просчитывать комбинации на 6–7 ходов вперед, тем самым не оставляя никаких шансов соперникам. Тем порой казалось, что перед ними не живой человек, а неимоверной силы робот.

А еще в ходе игры Бобби, перегибаясь через стол, нависал над неприятельскими фигурами с неистово горящими глазами. У многих возникало ощущение, словно перед ними колдующий шаман. Бруклинского вундеркинда за глаза многие величали «хладнокровным убийцей».

Завоевание шахматной короны

Звездный час эксцентричного американца настал во второй половине 60-х годов, после того как он ворвался в когорту сильнейших игроков планеты. На тот момент юноша, будучи восьмикратным чемпионом США, основательно закрепил за собой славу национального лидера, сыграв в общей сложности на протяжении 10 лет 65 партий, из которых в 40 вышел победителем.

Однако феерическим стартом для него все-таки стал претендентский матч с Марком Таймановым, состоявшийся в 1970 году. Впервые в истории сражение двух сильнейших игроков закончилось с неправдоподобным сухим счетом 6:0. По аналогичной схеме были повержены и следующие два соперника – Бент Ларсен и экс-чемпион мира Тигран Петросян.

Далее серьезность своих намерений по отношению к шахматной короне Фишер должен был доказать в очном поединке против Бориса Спасского, запланированном на 1972 год в Рейкьявике. Однако в преддверии матча Роберт категорически отказался ехать в Исландию, мотивируя свой отказ тем, что его не устраивают организационные и финансовые условия проведения решающего матча.

Строптивый гроссмейстер даже не посчитал нужным явиться на официальную церемонию открытия. И только вмешательство Госсекретаря США Генри Киссинджера повлияло на создавшуюся ситуацию. Но и в этом случае Бобби не преминул показать свой норов: выдвинув новый список требований, он отложил начало соревнований на двое суток.

На этом претензии скандального гения не завершились – он в категоричной форме потребовал устранить сторонние шумы в зале, создаваемые, по его мнению, многочисленными камерами фоторепортеров и близко расположенными к столику зрительскими местами. Для того чтобы не сорвать решающий матч, организаторы были вынуждены в определенной степени удовлетворить требования американского гроссмейстера.

В результате продлившееся более месяца противоборство закончилось победой Бобби. Так в возрасте 29 лет непредсказуемый шахматист стал 11-м чемпионом мира, признавшимся позднее журналистам о своем отношении к поединку со Спасским: «С ним было интересно играть, остальные же слишком легко сдавались».

Королевство без короля

В Соединенных Штатах завоевание Фишером чемпионского титула было распропагандировано как триумф независимого американца над советской системой, причем самого победителя называли не иначе как «идеальным образцом для подражания». Сам президент Ричард Никсон практически сразу после возвращения нового обладателя шахматной короны пригласил его на торжественный обед в Белый дом. «Терпеть не могу, чтобы смотрели в рот, когда я жую!» – ответил Бобби, отклонив президентское приглашение.

Одновременно с этим новоиспеченный чемпион определил и жесткую таксу за свое время. Так, разговор ним по телефону был оценен в 2,5 тысячи долларов, личная встреча – в 5 тысяч, интервью – в 25 тысяч. Кроме того, он заявил, что после завоевания короны согласится играть только за весьма солидные гонорары.

Однако, в отличие от предшественников, его чемпионство было самым бездейственным: после получения титула Фишер не выступил ни на одном турнире и не сыграл ни одной партии. Он, решительно ограничив свои контакты, выбрал жизнь затворника на калифорнийской вилле. А когда в 1975 году пришло время подтверждать чемпионский титул, непредсказуемым американцем были выдвинуты настолько беспрецедентные требования, что ФИДЕ попросту отказалась их выполнять.

Тогда Бобби, отказавшись сразиться с Анатолием Карповым и буквально отдав без игры чемпионский титул, исчез из поля зрения прессы и болельщиков. По слухам, он занялся изучением истории мировых заговоров и расистских теорий. Что интересно, забыв о своем еврейском происхождении, начал сетовать на то, что мировая власть захвачена евреями. И вдобавок предложил возвратить чернокожим Африку, а американским индейцам – их земли.

Печальный эндшпиль чемпиона

Лишь спустя 20 лет после покорения шахматного олимпа Роберт снова сел за одну доску с Борисом Спасским на глазах у всего мира. Правда, этот матч принес ему не только 5 миллионов долларов, но и значительные проблемы. За игру в Югославии, которой США на тот момент объявили бойкот, экс-чемпиону грозили 10 лет тюрьмы. Так что, одержав победу и забрав гонорар, он сбежал. Сначала в Венгрию, потом в Малайзию, Филиппины. В конечном итоге осел в Японии. А в 2003 году в одном из японских аэропортов по запросу спецслужб США опальный чемпион был арестован и помещен в тюрьму для нелегальных эмигрантов.

По рекомендации адвокатов он обратился в Исландию за получением гражданства. Получив положительный ответ, в марте 2005 года навсегда покинул Японию.

Спустя пару лет исландские СМИ рассказали о «серьезном заболевании» гроссмейстера, имеющем «все признаки паранойи». Его манией было полное неприятие фармацевтических препаратов из-за боязни быть отравленным медиками. Поэтому, страдая от почечной недостаточности, Бобби отказался от операции и современных методов лечения. Незадолго до смерти в январе 2008 года он скромно признался: «Моя партия в шахматы с Господом Богом завершилась бы вничью».

Борьба за наследство

И даже в могиле мятежный Фишер не обрел покой. Дело в том, что составить завещание гроссмейстер не потрудился. А наследство он оставил немалое – около 2 миллионов долларов. Естественно, что вокруг них развернулась острая борьба, в которую вступили племянники американца, его вдова, любовница и правительство США, которое горело желанием взыскать с бывшего гражданина неуплаченные налоги.

Из-за споров вокруг наследства Фишера даже извлекли из могилы в июле 2010 года, чтобы провести процедуру установления отцовства. На этом настояла его бывшая подруга, филиппинка Мэрилин Янг, которая утверждала, что отцом ее дочери был гроссмейстер. Правда, анализ ДНК этих претензий не подтвердил. В результате законной владелицей состояния 11-го чемпиона мира стала его супруга – японка Миоко Ватаи.

84 просмотра
bottom of page