Неделя с Аргументами. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции

© 2017 Еженедельники "Аргументы недели", "События недели"

Обратная связь:

Актерские суеверия и приметы

Самыми суеверными людьми, без сомнения, могут считаться актеры и персоны, причастные к театральной и кинематографической деятельности. Оно и неудивительно: душевная организация у творческих личностей тонкая, эмоции подобны вулкану, а удача зависит от очень многих капризов судьбы.

 

Посуда на счастье

 

Эта примета – главная для киношников. Она требует соблюдения целого ритуала. Берется тарелка, на ней пишутся фамилии всех работающих над лентой, включая третьего помощника младшего подметальщика, после чего посудина с размаха бьется о штатив камеры. Для всех огромное счастье, когда тарелка разлетается на осколки: значит, фильм будет пользоваться успехом. Обломки разбираются персоналом, и каждый ищет осколок со своим именем. Чем-то похоже на разбитие бутылки шампанского о борт спускаемого на воду корабля, не правда ли?

 

Святая святых

 

Гримерка – помещение, где актер настраивается на действо. Понятно, что с ней связано особенно большое количество примет. Заходить в нее можно только с левой – если вы не хотите лишиться удачи в своей профессии. Крайне аккуратны актеры и с гримом: если он рассыпался, жди беды.

 

Еще хуже будет обстоять дело, если во время наведения марафета кто-то смотрит в зеркало на наносящего грим актера – считается, он потеряет не только успешность, но и крепость здоровья.
На дверь гримерки нельзя цеплять ни картинки, ни надписи. Допустимы лишь ее номер (ни в коем случае не 13!) и паспортные данные владельца.


А еще мыло: его нельзя выносить из гримерки. И нельзя одалживать: тот, кому отдали кусочек моющего средства, перетянет на себя удачу жалостливого товарища.

 

Самый ужас

 

В актерском представлении самое страшное, что может случиться с артистом, – падение сценария или текста роли на землю. Таланты вообще стараются не выпускать из рук заветные листочки. Если же катастрофа все же приключилось, единственное спасение – сразу же сесть на бумаги. И неважно, что вокруг грязь или лужи. Не хочешь остаться без роли – садись.

 

Дальнейшие действия могут отличаться в зависимости от театра или съемочной группы. Чаще всего текст нужно вытащить из-под седалища после пары минут восседания на нем, зажать бумаги в кулаке, а после уж подниматься. Но могут быть и более экзотические варианты нивелирования последствий. К примеру, одного из облажавшихся актеров «Современника» коллеги заставили перечислять семерых приятелей, имеющих лысину.

 

Семечки под запретом

 

Присутствующие на театральных репетициях либо на съемочной площадке должны забыть о такой невинной забаве, как лузганье семечек. Говорят, оно влечет за собой позорный провал фильма или спектакля. Причем в эту примету верят даже самые успешные режиссеры.

 

Широко известен пример, показанный Георгием Данелия: он постоянно попрекал Софико Чиаурели за пристрастие к семенам подсолнуха. А она их грызла каждый божий съемочный день. Актриса поплатилась за свое увлечение. Больше Данелия ее в свои фильмы не брал. Не сдвинули его с позиций ни успех картины «Не горюй!», ни родственные связи – Софико приходилась Георгию кузиной.

 

Осторожнее со звуками

 

Свистеть в театре или в съемочном павильоне запрещено. Как и в квартире. Но если свист дома оставит жилье без денег, то свист на рабочем актерском месте оставит картину или постановку без успеха. Между прочем, и побить могут. А уж уволить постараются в любом случае.


Гайдай, специализировавшийся на комедиях, запрещал артистам во время съемок смеяться, если этого не требовалось по сценарию. Он был твердо убежден: веселье актерского состава повлечет за собой отсутствие смеха в зрительном зале. Судя по лентам, Шурик со товарищи на съемке перманентно находились в безысходной тоске.

Кто покусился на мой стул?

 

Режиссеры не намного прагматичнее актеров, как мы уже убедились на примере Гайдая. Свято соблюдаемая режиссерская примета – вечно свободный стул главного лица на площадке. Даже если режиссер за весь день в него ни разу не опустился, это не значит, что кресло может быть занято кем бы то ни было. Говорят, примета срабатывает всегда, без исключений. Чужой зад на режиссерском сиденье может спровоцировать обрушение декораций, повреждение оборудования, болезни актеров, сбои в работе аппаратуры – что угодно. А успех в прокате вообще становится весьма сомнительным.

 

О лежании в гробу

 

Играть смерть актеры не любят больше всего. Каждый первый уверен, что добром такая роль не обернется, каждый второй серьезно подумает, принимать ли предложение на роль покойника. Но самым страшным испытанием считаются съемки в гробу. Упрекнуть артистов в мракобесии язык не поворачивается. Действительно, многие из сыгравших мертвецов актеров вскоре покидали сей мир. Причем очень близко к сюжету постановки.

 


Однако и с этой напастью можно бороться. Если гроб стоит на театральной сцене, в него кладется бутылка водки, которая не вынимается до конца спектакля. После того, как аплодисменты отзвучат, а занавес опустится, бутылка немедленно распивается прямо в присутствии несостоявшегося покойника. Причем он не должен из нее употребить ни капли. Если же гроб с «начинкой» является частью киношных декораций, актер заранее договаривается с оператором и режиссером. Когда сцена снята, камера не выключается еще пару минут – в это время «мертвец» должен успеть в нее взглянуть, улыбнуться и высунуть язык. После этого трагические происшествия ему грозить не должны.

 

Зловещий «Макбет»

 

Наиболее нехорошей репутацией в актерской среде пользуется шекспировский «Макбет». Мистических происшествий с трагическими последствиями, связанных с ним, выше крыши. Поэтому на постсоветском пространстве в театрах категорически не рекомендуется напевать песни из этого спектакля. А в американских и британских – запрещено даже произносить имя злосчастного шотландского короля. Несоблюдение этого правила, как говорят, влечет за собой закрытие театра как такового.

 

Кошачьи тонкости

 

Коты – животные загадочные и мистические, актеры в этом точно убеждены. Само постоянное проживание мурлыки на территории театра – вещь хорошая, привлекающая к нему успех и постоянство. Но если кот пойдет бродить по сцене во время репетиции, пиши пропало, спектакль точно провалится либо его постановка будет связана с огромным количеством трудностей.


Зато если кот решит прогуляться между персонажами, когда идет спектакль, можно быть уверенным: премьеру ждет оглушительный успех. Но только в том случае, когда усатый-полосатый выберет время своего появления самостоятельно. Насильственное выпихивания животного на подмостки ни на что не повлияет, ни в плохом, ни в хорошем смысле.

 

О хорошем

 

Не все актерские приметы грозят бедой. Есть и весьма положительные суеверия. Следуя самому распространенному, все артисты по дороге из гримерки на сцену шарят глазами по полу: вдруг на пути попадется гвоздь. Даже если он гнутый и ржавый, неважно. Если повезет и гвоздь будет найден, его непременно надо забить в укромном месте. Вы можете смеяться, но некоторые актеры носят в кармане одежды молоток – на случай, если гвоздь все же найдется. 

 

Гонорар – это опасно

 

Получив деньги за постановку, актер крайне осторожно относится к их трате. Если они пущены на обновление гардероба либо на покупку драгоценностей, то артист ни в коем случае не наденет их до выхода спектакля. Теоретически такой поступок плохо скажется на внешности; но, поскольку в актерской среде практически невозможно встретить категорически некрасивых людей (то, что вам кажется дефектами во внешности, на самом деле харизматичность), примета была расширена. Теперь считается, что купленная на гонорар одежда или украшения приведут к неудаче всю труппу.

 

По мелочам

 

Декорации тоже важны в деле достижения успеха. Поэтому среди них не должны наблюдаться живые цветы – они сулят кардинальные неудачи. В связи с этим, даже если главный герой дарит даме сердца на сцене букет, он непременно будет пластмассовый.
Во время репетиций актеры старательно проговаривают весь текст, за исключением самой последней фразы. Ее положено произносить только на премьере, иначе успеха спектаклю не видать.


Весь коллектив особенно счастлив, когда в процессе гримирования актриса ненароком коснется зуба помадой. Удалять след нельзя – это крайне положительный знак, предвещающий богатый контракт, сулящий славу. Но окраска зубов действительно должна быть случайной.

 

Благословление

 

Идущему на сцену положено говорить, как охотнику, «ни пуха, ни пера». Ответ стандартный, то есть «к черту». Но если кто-то по незнанию или со зловредными целями пожелает актеру удачи, тот должен трижды сплюнуть через левое плечо. И «доброжелатель» может благодарить судьбу, если не получит в глаз.


Самым же щедрым пожеланием в актерской среде считается фраза «Чтоб тебе провалиться!». Закономерно, в принципе.

 

Американские особенности

 

Суеверия – заморочка международная. В каждой стране, наверное, имеются свои приметы, которые посторонним могут показаться странными или забавными. В Штатах актеры твердо убеждены, что до выступления цветы дарить нельзя. Впрочем, такая примета характерна для многих стран. Любопытно, что среди американских артистов лучшими цветами считаются украденные с кладбища. Делать это в полночь, к счастью, не обязательно.


«Призрак оперы» – это не только кино. И они обитают не только в оперных – в любых театрах. От постоянного присутствия людей привидения устают и могут начать безобразничать. Поэтому, как считают американские актеры, раз в неделю призракам нужно устраивать выходной. Лучшим днем считается понедельник, после успешных или не очень, но многолюдных представлений. По непроверенным слухам, в этот день даже ночные сторожа караулят театр исключительно снаружи.

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Please reload

Также вам может быть интересно: