Для большинства зрителей огромного Советского Союза актриса с таким волнующим именем – Эльза Леждей – была доброй знакомой, Зиночкой Кибрит из знаменитого милицейского сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Человек дела, настоящий профессионал. Тем временем закулисная жизнь «милиционера в юбке» была полна интриг и страстей.
Короткий взлет
Эльзой назвал ее отец, поляк по происхождению. Для девочки же это имя звучало чересчур по-немецки, отзываясь болезненной памятью о недавней войне. Потому для знакомых она была Эллой. Лишь позже, уже будучи актрисой, снова появилось звонкое Эльза.
Сниматься в кино девочка мечтала с детства. Будучи пятиклассницей, она даже ходила в гастрольное объединение родного города Севастополя «наниматься в актрисы». Но там не поняли порыва юного дарования и, вежливо выслушав, отправили домой к родителям. Ее мечте было суждено осуществиться после окончания школы, когда Элла, покинув отчий дом, приехала в Москву поступать в театральный институт. И что интересно, она поступила одновременно в два училища – Щукинское и Щепкинское. Талантливая красавица-абитуриентка выбрала второе и никогда об этом не пожалела.
Дебютной работой молодой актрисы стала роль поморки Варвары в исторической картине «Море студеное», где она сыграла с такими прославленными мэтрами кино, как Николай Крючков, Марк Бернес, Валентина Телегина. И как это бывает в кино, именно на съемочной площадке к ней пришло первое сильное чувство.
От своего партнера по картине, актера Геннадия Юдина, который на тот момент был старше ее на 10 лет, Леждей услышала пылкие признания в любви и предложение стать женой не только на экране, но и в реальной жизни. Эльза ответила взаимностью на чувства Юдина, но их брак продлился недолго..
Из «революционерки» в «проститутку»
Дебютное появление юной актрисы на экране привлекло внимание многих режиссеров, среди которых был и Владимир Наумов, пригласивший девушку сыграть главную роль пламенной коммунистки Риты Устинович вместе с потрясающим и эмоциональным Василием Лановым в его революционной картине «Павел Корчагин». Следует отметить, что именно эта работа и открыла новую страничку как в профессиональной, так и в личной жизни Эльзы.
В ходе съемок между юной актрисой и начинающим режиссером вспыхнул роман, закончившийся скромной свадьбой. Наумов сумел разглядеть в своей возлюбленной яркий драматический талант и, словно Пигмалион, вылепил из нее интересную актрису и яркую личность. В следующей своей картине «Ветер» он, конечно же, снова отдал предпочтение своей жене. Только теперь Элле пришлось перевоплотиться в проститутку Мари, влюбившуюся в комсомольца.
Вскоре в жизни супругов произошло счастливое событие – родился сын Алексей. Казалось, что большего желать невозможно: любящий муж-режиссер, дом – полная чаша. Сама же Леждей – востребованная актриса. В 60-х на экраны выходят картины с ее участием: «Жизнь сначала», «Они шли на Восток», «До свидания, мальчики!», «Баллада о солдате ». Но судьба распорядилась иначе…
Роковые страсти
Эльза встретила новую любовь. Дав согласие сыграть спортивную журналистку в картине «Хоккеисты», она на съемочной площадке встретилась с Вячеславом Шалевичем, снимавшимся в роли хоккейного форварда. На тот момент актер пребывал в глубокой депрессии, после неожиданного ухода любимой женщины к известному режиссеру. Элла, чисто по-человечески поддерживая партнера, оказавшегося в стрессовой ситуации и бережно относясь к его переживаниям, сама не заметила, как их дружба постепенно переросла в страстный роман, сошедший со страниц сценария в реальную жизнь.
Будучи от природы интеллигентным и глубоко порядочным человеком, Леждей решилась на разрыв брака, который, наверное, сулил бы ей процветание в профессии – она ушла от Наумова, который так и не смог простить ей предательства.
В течение следующих шести лет режиссер прожил в одиночестве, думая, что больше никогда не женится, пока не встретил свою нынешнюю супругу, актрису Наталью Белохвостикову. Но рана оказалась настолько глубока, что даже спустя много лет он никогда не упоминал в своих интервью о браке с Леждей.
К сожалению, чувства Эдьзы к Шалевичу прошли так же стремительно, как и вспыхнули. В один прекрасный день она сообщила, что между ними все кончено, и покинула его так же решительно, как и Наумова. Без скандалов и выяснения отношений. Однако разузнав спустя время о появлении в жизни актера новой пассии, Элла, ничего не поясняя, снова внезапно возникла на пороге, сказав: «Я на месте».
Это уже потом она объяснила удивленному Вячеславу, что самоотверженно примчалась спасать его от нежелательного с ее точки зрения альянса. А как только неподходящая связь была разрушена, они вновь распрощались. Однако, несмотря на разрыв на любовном фронте, эта актерская пара сохранила не только дружеские отношения, но и неоднократно поддерживала друг друга в работе и жизни.
Хотя нельзя не отметить, что влюбляясь, интеллигентная и скромная Леждей превращалась в пылкого, порывистого, а порой и бескомпромиссного человека. Так, если верить признаниям ее близкой подруги Галины Шерговой, Эльза, пребывая в романтических отношениях со знаменитым художником и узнав о его измене с одной их московских актрис, поехала в ее загородный дом и перебила там все окна.
Любовь длиною в жизнь
Главной любовью в жизни актрисы стал совсем другой мужчина – Всеволод Сафонов. Они познакомились в далеком 1957-м, в ходе съемок кинокартины «Шторм». Правда, тогда между ними возник лишь легкий флирт. Но, разведя их на длительное время, судьбе угодно было свести их вновь.
В 1971 году Сафонова практически перестали снимать в кино. Осознавая свою невостребованность и глубоко переживая забвение, актер, впадая в отчаяние, серьезно пристрастился к рюмке. Его супруга, режиссер «Мосфильма» Валерия Рублева, в свою очередь, устав от его загулов, подала на развод и, забрав дочь, оставила его в полном одиночестве. Актер с горечью шутил, что единственной не предавшей его подругой оказалась только бутылка.
Тогда бывшую звезду «Белорусского вокзала» сумела понять только Леждей. Понять, но не принять – опущенного человека, растерявшего волю и стремление жить. Она поставила условие: «Мы будем вместе, если ты бросишь пить». Впоследствии в одном из интервью Всеволод Дмитриевич признался: «Эльза вернула меня к жизни. Если бы не она, я уже никогда не поверил бы в себя, не вернулся бы в профессию».
Этот брачный союз, по утверждению большинства друзей, оказался на редкость гармоничным, а любовь – безраздельной и обоюдной. Относясь друг к другу с глубоким уважением и с трепетной нежностью, супруги прожили вместе 21 год. А когда Сафонова подкосил тяжелый недуг, Элла приложила максимум усилий, чтобы продлить жизнь любимого человека, при этом ни одним словом, ни мимолетным взглядом не раскрыла ужасной тайны о том, что дни его сочтены. В 1992 году актриса осталась одна.
Она пережила мужа на 9 лет. На вопрос, сильной или слабой была эта женщина, ее знакомые и друзья, как правило, говорили, что сильной. А некоторые при этом добавляли: «Сложной». Однако ни один человек ни разу не видел Леждей плачущей, всю свою боль и все горести актриса старательно скрывала от окружающих.
«Милиционер в юбке»
В начале 70-х годов в творчестве Эльзы Ивановны начался новый период, не только сделавший Леждей одной из самых популярных актрис страны, но и ставший роковым для ее профессиональной карьеры. На голубые экраны Советского Союза вышла первая серия легендарного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи», в котором актриса сыграла Зинаиду Кибрит – эксперта-криминалиста, или, как говорили в народе, «милиционера в юбке».
В общей сложности на протяжении почти 20 лет зрители увидели 22 фильма. Хотя первоначально его авторы планировали просто снять обыкновенный телевизионный спектакль о буднях советской милиции. А так как идея создания подобного сериала принадлежала серьезному ведомству с легендарной Петровки, 38, то впоследствии сценарий каждой серии утверждался на уровне не ниже замминистра.
Современная молодежь вряд ли поймет, кем стали для старшего поколения в 1970-е и 1980-е годы трое мужественных и смышленых следователей из многосерийного телесериала. Их появления на экране с нетерпением ждала многомиллионная зрительская аудитория. Они заставляли замирать у телевизора всю страну, хотя по современным бандитско-капиталистическим временам их дела выглядели порой нелепыми и наивными. И, целиком допустимо, могли быть стопроцентной фантазией их создателей.
При этом Леждей, с любовью относясь к своей героине, жила этим фильмом, вкладывая весь свой неистраченный дар в Зиночку Кибрит. Выстраивая ее судьбу, актриса категорически запретила сценаристам придумать для своей героини личную жизнь, заявив: «Зина – человек дела. Тем и симпатична». Однако, став заложницей своей роли, после закрытия сериала Эльза Ивановна практически осталась без работы, так как режиссеры не спешили предлагать ей новые роли, видя в ней только «милиционера в юбке».
В последние годы актриса жила одна на небольшую пенсию и на помощь Гильдии киноактеров. Тоскуя по покойному мужу, она максимально оградила себя от случайных людей. Ее навещал только сын Алексей. В очередной свой визит он обнаружил мать мертвой в квартире. Выяснилось, что она несколько лет сильно болела. Ее сразил тот же недуг, что и мужа, – рак.