История любой компании или бренда в первую очередь начинается с ее создателя. В этом отношении знаменитому французскому автомобильному концерну «Citroen» необычайно повезло. Ее основателем был Андре-Гюстав Ситроен - талантливый организатор, удачливый рекламщик и неисправимый авантюрист, готовый в любой момент поставить на кон в рулетку все свое состояние.
Богатый наследник
Андре, младшему ребенку в дружной еврейской семье, не исполнилось и шести лет, когда покончил жизнь самоубийством его отец – преуспевающий предприниматель и совладелец крупной компании по обработке драгоценных камней Леви Бернар Ситроен, обладавший обширными связями как в деловых, так и политических кругах Франции, доходивших, что называется, до самого верха.
Одному Господу известна причина, по которой в 1884 году этот удачливый торговец бриллиантами добровольно ушел из жизни. Род Ситроенов по сей день избегает затрагивать данную тему. При этом его жена и дети стали обладателями довольно солидного состояния, в котором только доля Андре насчитывала около миллиона франков.
Жизнь богатого наследника могла сложиться по-разному: у него имелась возможность промотать доставшееся ему наследство либо вырасти инфантильным и безответственным человеком. Но по воле судьбы 12-летний Андре попал на открытие Всемирной выставки, проходившей в Париже. Это в настоящее время уже практически невозможно представить себе столицу Франции без ее главного символа.
А тогда, в 1889 году, гигантская железобетонная громадина, появившаяся в центре города влюбленных, не только порождала страх, но и, по мнению большей части парижан, «взрывала» и уродовала их удивительный пейзаж.
Однако младший Ситроен, впервые увидев необычную конструкцию, раз и навсегда решил стать инженером, как мсье Густав Эйфель. Успешно окончив колледж, в котором он получал образование вместе со своим будущим конкурентом Луи Рено, Андре, следуя своей мечте, поступил в престижную Высшую политехническую школу. Правда, здесь учеба давалась ему немного сложнее, поэтому к последнему курсу юноши уже не было в рядах отличников. Впрочем, в дальнейшем это абсолютно не помешало ему найти приобретенным знаниям дальнейшее превосходное применение.
Французский Генри Форд
Истратив немало сил на получение высшего образования и заработав заслуженный отдых, Андре, чтобы немножко развеяться, отправился в Польшу навестить родственников по линии своей матери. Как
признавался впоследствии сам Ситроен, эта поездка оказалась для него не только увлекательным путешествием, но и стала точкой отсчета будущей империи Citroen.
Осматривая промышленные достопримечательности и посещая различные мастерские, юноша у одного из ремесленников обнаружил необычные шестеренки. Обладая незаурядным умом, а главное – интуицией, молодой предприниматель сообразил, что за подобными деталями, не боящимися сильнейших перегрузок – грядущее. И к концу своего отпуска, выкупив патент на непривычные зубчатые изделия, он уже имел в голове четкий план последующих действий.
Вернувшись домой, он предложил своим приятелям по Политеху братьям Полю и Жаку Эстен, являвшимся владельцами мастерских по изготовлению деталей для паровозов, стать партнерами на условиях вложения им в компанию всего своего наследства. Спустя некоторое время созданная фирма благодаря усовершенствованным Ситроеном чертежам освоила производство инновационных зубчатых колес повышенной прочности, позволявших повысить мощность промышленных машин и механизмов.
Изготовление шестерен с зацеплением в виде шеврона быстро стало брендом: новая продукция оказалась настолько востребованной, что заказы начали поступать из Лондона, Брюсселя, Москвы. Однако получив гигантскую прибыль, молодой Андре не оставлял идеи заняться выпуском именно автомобилей.
Случай представился через пару лет: в 1908 году основатель фирмы Mors инженер Эмиль Морс пригласил многообещающего управленца в свою компанию, которой грозило банкротство. Ситроен модернизировал производство, следствием чего стало уменьшение стоимости выпускаемых автомобилей и возросший на них спрос. Положение компании на рынке стабилизировалось.
Летом 1913-го появилась информация о запуске конвейера на заводе Генри Форда в Детройте, и неутомимый исследователь отправился «на экскурсию» в Америку, где осуществил мечту: познакомился со своим кумиром и легендарным автомобилестроителем.
Позже самого Андре будут называть «европейским Фордом», и для него это определение будет наивысшей похвалой. А в 1914 году его планам начать серийное производство нового автомобиля, способного «утереть нос» конкурентам, помешала Первая мировая война…
Организация прежде всего
С началом военных действий, узнав, что страна испытывает нехватку в боеприпасах, Ситроен ухитрился убедить государственных чиновников заключить с ним контракт на их производство. Начав буквально с нуля, уже через три месяца он выстроил предприятия, начавшие выпускать снарядов больше, чем все остальные военные заводы страны. На вопросы о причинах такой высокой производительности неисправимый авантюрист отвечал единственным словом: организация. Под этим он подразумевал грандиозную экономию времени на все заводские операции, не имевшие отношения к производству. Его предприятия работали круглые сутки благодаря мастерски продуманному «гением порядка» рабочему графику.
Так, в помещениях всех заводов этого талантливого организатора кроме столовой и магазина были оборудованы комнаты для кормления грудных детей, прачечные, ясли, поликлиники и даже бесплатный зубоврачебный кабинет. На обед по утвержденному расписанию отводилось ровно полчаса, в ходе которых каждому работнику независимо от занимаемой должности подавали одинаковые блюда.
Кроме того Ситроеном была предложена и абсолютно новая система выдачи зарплаты. Заработанные деньги выплачивались в свободное от работы время, и при этом расчет производился в суммах, округленных до десятков франков и сантимов, весь же остаток переводился на последующий месяц. При таком раскладе весь процесс выдачи заработной платы двум с половиной тысячам рабочих-мужчин занимал не более 10 минут.
В развитие предприятий были вложены колоссальные средства. При этом и заработал Ситроен немало. Французское же правительство по достоинству оценило его патриотические усилия, наградив Андре орденом Почетного легиона. В итоге к концу войны он имел все необходимое для создания собственного автомобильного концерна: опыт, производственные помещения, высококвалифицированную команду и огромные средства.
Человек, зажегший Сену
Дебютный автомобиль с фирменным двойным шевроном Ситроена, той самой шестеренкой, благодаря которой Андре заработал первый капитал, был выпущен в 1919 году. На протяжении того года с конвейера сошло еще 2,5 тысячи машин, получивших довольно простое название - «А». Не менее простым было и само авто, развивавшее максимальную скорость 65 километров в час.
Сравнительная дешевизна покорила представителей «среднего класса», и этими автомобилями обзавелись врачи, инженеры, торговцы. Выпущенная модель была признана народной, однако, по меткому выражению французов, «Сену она не зажигала»... И тогда амбициозный Ситроен доверил дизайн своей новой модели молодому итальянскому художнику Фламинио Бертони. Тот создал настоящий бестселлер, остававшийся более 20 лет хитом продаж: модель «Ситроен Траксьон Аван».
Осознавая, что без рекламы не будет продаж, Андре стал создателем первого реалити-шоу: он открыл гигантский стеклянный магазин, сквозь витрину которого каждый желающий мог разглядывать новенькие авто или наблюдать, как их приобретают. Нельзя не отметить и его гениальный промоушен.
Он одним из первых, понимая, что каждый ребенок - его будущий покупатель, выпустил игрушечные машинки Citroen, в точности повторявшие «взрослые» копии. Кроме того по всей стране были установлены дорожные знаки с эмблемой этой марки, а каждому хозяину авто вручался подарок - пластинки, на одной стороне которых были записаны шлягеры, а на другой — рекламные песенки.
Гений маркетинга
А как-то раз на парижском небосводе неожиданно появились и 400-метровые буквы, сложившиеся в слово CITROEN. Исполненная английским летчиком эфемерная надпись продержалась лишь 5 минут и исчезла, а немалые деньги, затраченные на это шоу, растворились в воздухе.
Однако венцом рекламных поисков Ситроена стал арт-проект, связанный с Эйфелевой башней, послужившей когда-то истоком и ставшей финалом «креатива» этой исключительной личности. В преддверии рождественских праздников владелец концерна Citroen сделал парижанам презент, надолго оставшийся в их памяти. Им стала великолепная инсталляция, состоявшая из знаменитой башни, сверкавшей 125 тысячами разноцветных лампочек.
Сменяя друг друга, попеременно на ней вспыхивали то изображения самой Эйфелевой башни, то звездный дождь, то кометы, то знаки Зодиака, а под конец из ярких всполохов складывались буквы C, I, T, R, O, E, N. Подобных «рекламных щитов» не было ни до, ни после Андре Ситроена.
Запуск концерном Citroen новой автомодели прошел уже без его создателя. После многочисленных проигрышей в казино, снижения спроса на машины из-за мирового экономического кризиса, отказов кредиторов в новых ссудах Ситроен уже не сумел стабилизировать финансовую ситуацию. Признав себя банкротом, он был вынужден уступить свою компанию концерну «Мишлен. Не перенеся такого удара, в апреле 1935 года Андре Ситроен скоропостижно скончался в возрасте 57 лет.