top of page
Юлия Шемякова

Оскароносные мульты

Престижная премия «Оскар» традиционно выдается за достижения в киноискусстве лучшим из лучших. А с 2002 года Академия решила, что анимационные фильмы, то есть мультики, также достойны войти в списки и стать равнозначными среди номинантов. Почему это произошло и кто оказался достойным «Оскара» как лучший мультфильм года, давайте узнавать вместе.

История возникновения

Первым обладателем престижной статуэтки стал мультфильм «Шрек», созданный на студии DreamWorks. До этого года анимация награждалась, но только специальными премиями, вне конкурса. Предпосылками к учреждению постоянной номинации стали такие работы, как «Красавица и Чудовище» (1991 год), «Белоснежка и семь гномов» (1937 год), комбинированный фильм «Кто подставил кролика Роджера» (1988 год) и трогательная «История игрушек» (1995 год). Каждый год зритель видел всё больше анимационных полнометражных фильмов, которые не уступали по качеству и объему проделанной работы кинематографистам, а актеры, принимавшие участие в озвучивании, «играли голосом» ничуть не хуже, чем на съемочной площадке.

Новая номинация

Мы уже когда-то говорили о том, что «Золотой глобус» изначально был более гибким и независимым. И именно «Глобус» стал первым награждать полнометражные мультфильмы своими премиями. Под давлением критиков Академии пришлось признать, что анимация – это тоже вид искусства, который вносит огромный вклад в развитие всей индустрии. В результате позиция «лучший анимационный полнометражный фильм» прочно вошла в список постоянных номинаций «Оскара», а продюсеры с новыми силами взялись за создание мультиков. В борьбе за внимание киноакадемии родились такие шедевры, как «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Валли» и десятки других.

Начиная с 2002 года традиционно пять полнометражных мультфильмов соревнуются в каждой номинации за права быть лучшим. А это пять блестящих команд, которые работали долгое время над анимацией, музыкой, режиссурой и озвучиванием. Причем «озвучка» – это отдельная тема. Оценив перспективы мультипликации, многие актеры считают за честь принимать участие в мультпроектах и оставлять частичку себя в необычных персонажах.

Актеры, чьи голоса украсили любимые мультики

Давайте отвлечемся немного от «Оскара» и поговорим об актерах, которые навсегда внесли свои имена в галерею славы анимации. Поверьте, этот список впечатляет! Начнем, пожалуй, с Антонио Бандераса, знаменитого сердцееда, который согласился озвучивать Кота в сапогах в оскароносном «Шреке». Более того, он принимал активное участие в разработке персонажа и придал ему свой характер еще «на бумаге». Грация, осанка, дерзкий взгляд и жгучий испанский характер боевого кота – это все подарил любимец публики Бандерас.

Красавиц Анджелина Джоли воплотила себя в образе мастера Тигрицы в мультфильме «Кунг-фу панда». Многодетная мама с радостью окунулась в работу, зная, как обрадуются новому мультику ее дети. И на экране она настоящая наставница с нежным, но очень сильным характером.

А вы знаете, кто помог родиться на экранах рыбке Дори? Популярная ведущая живого ток-шоу и актриса Эллен Дедженерес подарила не только свой голос, но и частичку характера своей героине. Дори такая же жизнерадостная и неугомонная, а Эллен действительно гордится этой маленькой рыбкой.

Тим Бертон, создавая свой знаменитый фильм «Труп невесты», не мог обойтись без своих любимых актеров – Джонни Деппа и Хелены Бонэм Картер. Их голоса, как и, безусловно, характеры, мы видим в главных героях – Эмили и Викторе. Мультипликаторы даже оставили портретное сходство, чтобы ни у кого не оставалось сомнений.

А вспомните наши отечественные мультики? Разве мог кто-то еще быть «домомучительницей» в «Малыше и Карлсоне», кроме легендарной Фаины Раневской? А Винни Пух, который не только говорил голосом Евгения Леонова, но и был поразительно на него похож? После таких воплощений не остается сомнений, что мультипликация – это действительно искусство, и актерам приходится много работать, чтобы получилось хорошо.

Оскароносный «Шрек» и другие

Вернемся к «Оскарам». Первым мультфильмом, который выиграл номинацию «Лучший анимационный фильм», стал «Шрек». Вместе с ним в том году соревновались «Корпорация монстров» и «Джимми Нейтрон, вундеркинд». Борьба была сложной, но зеленый людоед выиграл эту битву. Уже на следующий год были представлены пять претендентов, из которых был выбран необычный японский мультик «Унесенные призраками».

Далее победители такие: «В поисках Немо» (2004 год), «Суперсемейка» (2005 год), «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (2006 год), «Делай ноги», (2007 год), «Рататуй» (2008 год), «ВАЛЛ-И» (2009 год), «Вверх» (2010 год), «История игрушек: Большой побег» (2011 год), «Ранго» (2012 год), «Храбрая сердцем» (2013 год), «Холодное сердце» (2014 год), «Город героев» (2015 год), «Головоломка» (2016 год) и «Зверополис» (2017 год).

Номинанты 2018 года

И хотя Академия старается сохранять интригу, существует короткий список возможных претендентов, о которых уже можно говорить как о номинантах. Это «Большой злой лис и другие сказки» (Франция, Бельгия), Birdboy: The Forgotten Children, «Босс-молокосос» (США), «Добытчица» (Ирландия, Канада, Люксембург), «Капитан Подштанник: Первый эпический фильм» (США), «Тачки-3» (США), Cinderella the Cat, «Тайна Коко» (США), «Гадкий я – 3» (США) и нашумевший «Эмоджи фильм» (США).

Лидером гонки считают «Босса-молокососа» и «Эмоджи». Уже в марте мы узнаем, кто же оказался достойным золотой статуэтки.

«Оскары» за лучшую песню

Кроме основной номинации, то есть премии за лучший анимационный фильм, полнометражные мультики практически всегда учавствовали и в других номинациях – лучшая музыка или спецэффекты. Так, «Русалочка» получила «Оскар» в 1990 году за лучшую песню и лучший саундтрек. «История игрушек» получила премию за особые достижения в 1996 году. В основном мультфильмы лидируют по звуковому сопровождению и песням, забирая в подобных номинациях почти все награды.

Недетские бюджеты

А еще мультипликационные фильмы давно доказали, что способны тронуть сердца не только маленьких зрителей. Более того, за последние десятилетия у полнометражных анимаций все больше поклонников среди взрослых. Секрет прост: у них большие бюджеты и очень серьезные люди занимаются их производством.

Бюджет «Зверополиса», например, составляет 150 миллионов долларов, а это стоимость высококачественного голливудского экшена. И актеры, играющие немалую роль в создании мультфильмов, получают очень высокие гонорары, сравнимые с полноценной игрой. Кстати, «Зверополис» собрал в мировом прокате больше миллиарда долларов. Согласитесь, суммы недетские.

bottom of page