Наталья Гвоздикова – суперзвезда советского кино и одна из самых эффектных актрис своего времени. Ее внимания добивались многие популярные мужчины. А она предпочла Евгения Жарикова. Их семья для всей страны представлялась идеальной. Однако неверность супруга в миг сокрушила долголетнюю легенду. И все же, несмотря на душевную рану, Наталья простила его во имя любви.

«Жареные гвоздики»
Легендарный сериал «Рожденная революцией», появившийся на советских экранах в середине 70-х, принес Наталье Гвоздиковой небывалую популярность. А еще – серьезные изменения в личной жизни актрисы: влюбившись в партнера по картине Евгения Жарикова, она вышла за него замуж. И если так можно сказать, данное супружество определило многое в ее судьбе. Недаром близкие друзья, говоря об этой актерской семье, шутя, называли их «жареные гвоздики» и посмеивались: «Жариков и Гвоздикова – это то же самое как, например, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, их нельзя разъединить».
Для большинства телезрителей они так и остались парой из любимого фильма.
Созданный ими экранный образ благополучной семьи был довольно почитаем и популярен среди советской зрительской аудитории. И мало кто знал, какие испытания довелось преодолеть идеальным киносупругам в настоящей жизни.
Да и сами актеры избегали делиться переживаниями. В то время ни один человек и представить не мог, что в жизни Евгения Жарикова существует другая семья, в которой растут двое его внебрачных детей. После того как эта информация стала достоянием прессы, многие были просто шокированы тем, что казавшаяся образцовой семья оказалась лишь экранным мифом.
Между тем, когда Евгений Ильич серьезно заболел, его поддержала именно Наталья Гвоздикова. Вместе они боролись до последнего. Взрослый сын Федор даже ушел с работы, чтобы иметь возможность заботиться о больном отце. Вместе они, отбиваясь от атак бульварной прессы, пытались уберечь друг друга под обломками, казалось бы, рухнувшего образа идеальной семьи.
Девушка с обложки
В юности будущая звезда советского экрана на дух не переносила кино. А кроме того, вообще старалась как можно меньше смотреться в зеркало, так как считала свою внешность абсолютно далекой от идеала. Все изменилось после переезда в Ленинград, куда Гвоздикова отправилась вслед за старшей сестрой Людмилой, актрисой Театра Аркадия Райкина.
Сестра настойчиво уговаривала Наташу поступать на актерский факультет, однако та сопротивлялась, боясь слишком большого конкурса. Все решил случай. Однажды в гостях у Людмилы девушка встретила знаменитого режиссера Герасимова, который, взглянув на нее, сразу предложил быть его студенткой. Так, можно сказать, по блату она попала на один из самых звездных курсов ВГИКа, названный впоследствии «курсом четырех Наташ».
Во время учебы девушка постоянно была объектом внимания многочисленных поклонников. Интерес к будущей актрисе был изрядно подогрет и западными журналистами. По сей день остается загадкой, как фото первокурсницы Гвоздиковой оказалось на обложке известнейшего западногерманского журнала «Штерн».
В свою очередь Евгений Жариков, на тот момент закончивший ВГИК тоже по курсу Герасимова и Макаровой, довольно часто заходил к своим педагогам за советом. Однако с Наташей они впервые встретились в 1967 году на премьерном показе картины «Таинственный монах», в которой актер сыграл главную роль. И хотя сестре Гвоздиковой безумно понравился стройный красавец, Наташа осталась к нему совершенно равнодушной.
Оказалось, все дело было в том, что на «курсе четырех Наташ» сердца девчонок принадлежали другому герою – однокурснику Николаю Еременко. При этом признанный покоритель дамских сердец не обделял своим вниманием и Наташу. Если верить сокурсникам, однажды он даже то ли шутя, то ли серьезно бегал за ней с вилкой в руке, угрожая заколоть в случае, если та предпочтет ему другого. Однако практичная студентка, выяснив, что страстный кавалер проявлял подобный интерес и к другим Наташам, не ответила на его чувства.
В окружении поклонников
Первой киноработой, где Наталья встретилась с Евгением, стала картина «Возле этих окон». Актерам, испытывавшим на тот момент взаимную неприязнь друг к другу, пришлось изображать пылкую влюбленность. Стоит отметить, что их первую совместную картину можно считать в какой-то степени пророческой. Согласно сценарию, герой Жарикова, защищая любимую от хулиганов, травмирует ногу и в заключительной сцене встречает девушку в инвалидном кресле.
Спустя время в реальной жизни, упав с лошади во время съемок кинофильма «Смерти нет, ребята!», Евгений на самом деле получил серьезную травму, последствия от которой по прошествии десятка лет привели актера к страшной болезни, приковавшей его к инвалидному креслу и прервавшей карьеру. Однако в то время, в начале 70-х, им казалось, что впереди у них только успех и признание зрителей.
Окончив ВГИК, Наталья стала довольно востребованной актрисой: ее талант и обаяние буквально притягивали мужчин, как магнит. Так, легендарный Василий Шукшин снял ее в двух своих фильмах – «Печки-лавочки» и «Калина красная». Не устоял перед ее красотой и режиссер-постановщик ставшей впоследствии популярной «Большой перемены» Алексей Коренев.
Однако с появлением на экранах истории о рабочей молодежи актриса с удивление заметила, что несколько моментов с ее участием так и не вошли в картину. Этот казус Гвоздикова в одном из интервью объясняла местью режиссера за то, что она не ответила взаимностью на его ухаживания. Кроме того, если верить актрисе, во время съемок «Большой перемены» ее благосклонности настойчиво добивался и популярный тогда Савелий Крамаров, который даже предлагал ей выйти замуж.
«Рожденные революцией»
Окруженная многочисленными поклонниками как на съемочной площадке, так и в жизни, Наталья все-таки выбрала его, ставшего единственным на всю жизнь, – Евгения Жарикова. Началом их творческого и семейного союза стала совместная работа в фильме «Рожденная революцией», где молодые актеры сыграли мужа и жену. Но этого могло и не случиться, так как претендентами на роли главных героев были совсем другие артисты.

Поэтому режиссеру фильма Григорию Кохану пришлось выдержать настоящий бой, отстаивая перед руководством Жарикова. Роль же жены генерала Кондратьева предназначалась актрисе Галине Орловой. Но здесь уже Женя уговорил режиссера предложить эту роль именно Гвоздиковой. Любопытно, но в легендарной киноленте им пришлось сыграть практически самих себя: умного и беспечного Жарикова, сдерживаемого рассудительной и спокойной Гвоздиковой.
И что интересно, во время съемочного процесса молодые люди не только сыграли свадьбу, но и финальные сцены картины буквально доигрывали втроем. Сын Федор родился спустя 12 дней после завершения съемок. После триумфальной премьеры «Рожденной революцией» зрители и режиссеры стали воспринимать супругов как единое целое. Благодаря этому актерско-супружеский тандем воплотил образ семьи на киноэкране еще в 15 кинокартинах.
Несомненно, актеры пытались развенчать устоявшийся киноэкранный стандарт главной супружеской четы советского кино, однако иных ролей Наталье не предлагали. В сущности, она стала заложницей собственного кинообраза – образцовой супруги. По словам актрисы, один период она вообще отказывалась сниматься в роли жены Жарикова: «Это просто застрелиться: дома – муж и жена, в кино – муж и жена».
Между тем, если раньше Гвоздикову приглашали на съемки нескольких картин в год, то с приходом 90-х о ней забыли на целых шесть лет. У Евгения же, наоборот, дела пошли более успешно. Ему стали предлагать более возрастные роли: губернатор, политический деятель, начальник уголовного розыска, криминальный авторитет.
И в горе, и в радости
В конце 80-х преуспевающий актер Жариков возглавил недавно созданную Гильдию киноактеров. И чтобы хоть как-то вывести отечественный кинематограф из кризиса и поддержать зрительский интерес и самих актеров, Евгений Ильич решил ежегодно по провинциям проводить кинофестивали. Местом проведения первого такого фестиваля стала Тверь – город, где у него завязались близкие отношения с местной журналисткой Татьяной Секридовой.
Молодая женщина, бывшая моложе мэтра на 20 лет, родила ему сына, а немного погодя и дочь. Эта сенсационная новость стала достоянием общественности лишь в начале 2000-х. Об измене Жарикова не говорил только не ленивый. Молчала одна Наталья Гвоздикова. Она категорично заявила журналистам: «Я не имею к этой истории никакого отношения, я в ней не участвовала».
В момент бурного обсуждения поведения известного артиста у него возникли серьезные проблемы со здоровьем. Злосчастный кавалерийский кинотрюк в 70-х, занявший на экране долю секунды, отозвался через годы быстро прогрессирующей болезнью. И хотя актриса тяжело перенесла измену мужа, все же именно она и сын Федор выхаживали Евгения Ильича после тяжелой операции.

Жариков скончался в январе 2012 года. Близкие опасались, что Наталья Федоровна этого не перенесет. А она просто не представляла себя без человека, которому посвятила без малого 40 лет. В одном из последних интервью актриса заявила: «Тамара Федоровна Макарова в свое время, когда умер Сергей Апполинариевич Герасимов, сказала: «Сергей Апполинариевич для меня уехал в командировку. И придет время, когда я к нему присоединюсь». И я подумала: как мудро».