top of page
Евгения Мережко

Поиски философского камня

Сегодня вряд ли отыщется человек, который свято верит в существование философского камня. Но поиски этого чудодейственного предмета длились тысячелетиями, и занимались ими люди неглупые, а порой величайшие умы своего времени.

Заметим, что философским камнем искомая субстанция именовалась только на первых порах. Позже ее стали называть первоматерией. И кстати, эксперименты были не совсем пусты. Благодаря алхимическим изысканиям получили старт для развития химия и металлургия. Но исследователям тех времен легче не стало бы, даже если б они знали, что стали основоположниками наук и промышленности. Все же основной цели алхимики не достигли и первоматерию синтезировать так и не научились.

Современные люди поиски философского камня могут идеализировать сколько угодно, упоминать их в сказках для детей и взрослых, как это было в первой части всемирно известного «Гарри Поттера». На деле все реальные события, связанные с первоматерией, исполнены жестокостью, которая сломала судьбы многих.

Первопроходец

Отцом-основателем учения о философском камне считается Гермес Трисмегист, живший в Древнем Египте. А может быть, бывший одним из божеств его пантеона. Реальный или фольклорный это персонаж, историкам доподлинно неизвестно. Возможно, он совмещал в себе черты древнеегипетского Тота и древнегреческого Гермеса, возможно, существовал такой человек, чьи достижения были так велики, что современники его мифологизировали и обожествили. Но вроде бы имеется его гробница, а на ней – записи, обращенные к потомкам; они получили название скрижалей Гермеса. Всего их 13.

Есть данные о том, что Трисмегист стал автором большого количества трактатов, в основном уничтоженных при пожаре в Александрийской библиотеке. Оставшиеся якобы спрятаны в тайном месте, где оно находится – неизвестно. Имеются смутные указания на то, что ученый, маг, астролог (а может, и бог) таки сумел создать первоматерию и даже оставил инструкции по процессу синтеза. Но сохранились лишь переводы отдельных его трудов, причем не очень удачные. Так что рецепт философского камня, изобретенный Трисмегистом, считается утерянным. Возможно, навсегда. Некоторые исследователи полагают, что свои записи Гермес уничтожил сам, считая, что человечество не доросло до такого открытия.

Второй подход

Вторым обладателем бесценного артефакта считался царь Мидас. Под этой «фамилией» в истории фигурирует несколько правителей Фригии. Возможно, имеется в виду тот, что правил в VII в. до н. э., прославившийся несметным богатством и щедрыми дарами, преподнесенными Дельфам. По легенде, Мидасу секрет философского камня открыл сам Дионис. Она же гласит, что любой предмет после прикосновения Мидаса превращался в золото. С другой стороны, на землях царя имелись богатейшие золотые шахты, так что его состоятельность вполне могла объясняться самым прозаическим и примитивным образом.

Х век

Пик интенсивности поисков заветного рецепта приходится как раз на это столетие. И, может быть, некоторым энтузиастам удача таки улыбнулась. Во всяком случае, есть данные, что британский король Эдуард как-то строго велел придворному алхимику обеспечить царственную персону достаточным количеством золота. И снабдил всем, что требовалось для опыта. Желаемое правитель получил, причем золото было предельно чистое, фактически без примесей. Кучку монет того времени, отчеканенных из алхимического золота, до сих пор можно увидеть в экспозициях английских музеев.

Другая историческая загадка и сейчас томит любопытство историков и исследователей вопроса первоматерии: на каком-то этапе, за считаные месяцы, а может, и недели, император Рудольф II стал обладателем невообразимого золотого запаса – примерно 15 тонн в слитках. У монарха на тот момент не было ни значимой казны, ни доступа к ценным рудникам. И опять же золото оказалось очень высокой пробы – в те времена такое выплавлять из руды просто не умели.

Но если быть честными, стоит признать: большинство алхимиков того времени были больше озабочены не таинствами рецепта первоматерии, а личным обогащением. В связи с чем не гнушались обманом разной степени примитивности. Самым распространенным способом надувательства была обычная ловкость рук: шарлатан в тигле расплавлял предоставленный ему образец любого металла, с завываниями и непонятными словами проделывал над расплавом загадочные пассы – и демонстрировал восхищенной публике застывший исходный металл, в который был вплавлен крошечный золотой фрагмент. Всего-то и надо было, что незаметно уронить его во время отвлечения внимания почтеннейшей публики «колдовскими» телодвижениями.

Легендарный Фламель

Исследователи вопроса в большинстве своем склонны считать, что Николя Фламелю удалось синтезировать первоматерию. Может быть, потому, что французских алхимик прожил целых 88 лет – невообразимый возраст для рубежа XIV–XV столетий.

История с философски камнем и участием в его создании Фламеля начинается в 1357-м, когда скромному владельцу книжной лавки в руки попадает «Книга еврея Авраама». Вроде бы папирус ему по случаю и недорого продал нищий иудей прямо на улице. Два десятилетия понадобилось Фламелю для того, чтобы перевести и расшифровать текст манускрипта; за информацией он ездил в испанские еврейские общины, изображая из себя паломника – во Франции иудеям в то время было запрещено селиться. Изыскания якобы дали результаты: алхимику стал известен секрет первоматерии, следствием чего стало мгновение обретение богатства и длительное сохранение молодости и здоровья. Слухи об открытии Фламелем философского камня подкреплялись и его трудами с описаниями перипетий жизни ученого и истории заветного алхимического труда.

После смерти жены Николя подавляющую часть своих усилий и денег направил на благотворительность и меценатство, поощряя развитие искусства и субсидируя строительство приютов, больниц и часовен.

Бродят слухи…

Согласно официальной версии, умер известный алхимик в 1418 году, загодя купив себе погребальное место и завещав церкви, где его должны были похоронить, почти все, что имел. Однако сразу после его смерти начинают ходить слухи о том, что и Фламель, и его жена (к моменту погребения Николя считавшаяся покойной уже полтора десятка лет) на самом деле живы, а их кончина инсценирована. Есть версии, что на деле супружеская пара отправилась на Тибет с визитом в загадочную Шамбалу, где собирались продолжить свое алхимическое и духовное образование. Можно было бы посмеяться над сплетнями, если бы не исторический факт: при вскрытии могилы Фламеля, состоявшемся в XVI веке, оказалось, что гробница пуста.

В течение следующих веков нет-нет да и мелькали упоминания разных людей о встречах с «покойным» Фламелем. В XVII столетии Поль Люка, француз, врач и путешественник рассказал о встрече на турецких землях с человеком, называвшим себя другом семьи Фламель и уверявшим, что расстался с супругами всего три месяца назад в Индии. Столетием позже пожилой священник Сир Морсель объявил, что наблюдал алхимика, когда тот ставил опыты в парижской лаборатории, спрятанной под землей. А 1761-м Фламели в сопровождении сына, рожденного в Индии, посетили оперу в столице Франции.

Трактат с названием «Книга еврея Авраама» после смерти Фламеля (настоящей или мнимой) исчез. Этот труд (или его подделка) снова вроде бы проявился в истории уже в архиве кардинала Ришелье. Как он попал в библиотеку кардинала, неизвестно. Как недостоверна и подлинность трактата: по этим записям никто после Фламеля не сумел воплотить в реальность первоматерию.

Последователи

Фламель стараниями Роулинг прославлен даже в массах, никогда не интересовавшихся историей философского камня. О других удачливых соискателях знают только специалисты, разбирающиеся в теме. Возьмем, к примеру, Джорджа Рипли, который в XV веке «отлистал» иоаннитам в пересчете на нынешние деньги около миллиарда долларов – за то, чтобы они не преследовали его с обвинениями в алхимии и чернокнижничестве. Сумму он добыл, как говорят, при помощи первоматерии.

Фердинанд III, император Австрии, по непроверенным слухам, своими руками получил из ртути чистое золото. Порошок-преобразователь ему предоставил личный алхимик Рихтгаузен.

Известный астроном Браге для опытов по получению заветного металла построил поблизости от обсерватории лабораторию. Степень успешности опытов неизвестна. Свои эксперименты в этой области проводил и Исаак Ньютон.

Мучительная тайна

Последняя известная и вроде бы удачная попытка получить философский камень было совершена Александром Сетоном в XVII веке. При большом скоплении ученых он расплавил в тигле свинец с серой, всыпал в смесь загадочный желтый порошок, помешал состав прутом из железа – и весь консилиум увидел в посудине чистое золото. Экспериментатор по приказу саксонского правителя был арестован, подвергнут пыткам, но так и не раскрыл секрета. Сетону удалось бежать при содействии алхимика-поляка. В качестве благодарственного жеста он отдал ему остатки волшебного вещества. Однако довольно быстро артефакт у спасителя был отобран обманом, и следы первоматерии снова затерялись.

Сейчас ученые уже допускают мысль о возможности существования способов «трансмутации» веществ. Однако не знают их. Не спасают положения даже самые новейшие технологии и последние достижения наук.

Логично возникает вопрос: как же древние алхимики, не представлявшие даже принципов строения материи, могли разработать методики подобной трансформации? Возможно, если бы ее сумели повторить, и на него получилось бы найти ответ. В противном случае остается ждать очередного явления бессмертного Фламеля народу – на этот раз готового открыто отвечать на вопросы.

bottom of page