Самая знаменитая картина в мире – «Мона Лиза» величайшего Леонардо да Винчи, она же «Джоконда» – до сих пор не дает покоя любителям и исследователям живописи. Само по себе полотно невелико (всего 53 см в ширину и 73 см в высоту). Местом хранения картины уже пару столетий остается Франция, больше века творение является экспонатом Лувра. Кракелюры «побили» практически все полотно, основой для которого стала доска из тополя, краски стали темными, да еще и покушения на картину внесли свою лепту. Но при этом популярность «Джоконды» бьет все рекорды – минимум 8 млн зрителей в год. Но кем же была та женщина, с которой писал портрет великий Леонардо?
Исторические факты
Да Винчи работал быстро – не любил «зацикливаться» на одном объекте, к тому же постоянно нуждался в деньгах. При этом «Мону Лизу» он писал минимум четыре года и не закончил портрет. Заказчику он так и не был отдан, хотя деньги за работу мастер взял. И это единственный случай, когда художник проявил такую недобросовестность. В конце концов полотно досталось французскому королю Франциску I, который был от него в невообразимом восторге, заплатил немыслимые деньги, но так достоверно и неизвестно, каким образом стал обладателем картины.
Его восторг парой-тройкой столетий позже искренне разделял Наполеон Бонапарт, который поместил портрет в собственных покоях (и не факт, что этот поступок привел в восторг Жозефину). А после 1911-го, когда маляр-итальянец Перуджиа выкрал картину, дабы вернуть ее на историческую родину, загадочная Джоконда заняла умы миллионов людей. И то, что намерения неудачливого вора остались лишь его мечтами, ничуть не помешало некоторой сакрализации Моны Лизы.
А натурщица для портрета так и оставалась неизвестной.
Официальная версия
Вообще-то, за написание портрета да Винчи взялся по заказу некоего дель Джокондо, который хотел таким образом уважить свою жену, Лизу Герардини, родившую ему очередного наследника. Что любопытно, автором одного из первых упоминаний о картине был биограф итальянских художников Джорджо Вазари, который загадочную улыбку Джоконды назвал всего лишь «приятной», хотя и уточнил, что оная скорее может принадлежать божественному, а не человеческому существу.
Впрочем, Вазари считал, что обаяние улыбки Моны Лизы обусловлено хорошим настроением, которое Леонардо обеспечивал сам себе, рисуя исключительно в присутствии шутов, певших и игравших на лире во время творческого процесса. Надо сказать, исследователи, вплотную занимавшиеся биографией и творчеством да Винчи, считают, что Вазари просто придумал эту деталь истории написания картины. В конце концов, ему было всего 8 лет, когда да Винчи умер, так что свидетелем тех событий он просто физически не мог быть.
Но дело даже не в шутах и музыкантах: многие искусствоведы выдвигают убедительные аргументы против мысли, что натурщицей для «Джоконды» действительно была Лиза Герардини. Не будем в них углубляться: для осознания серьезности доводов нужно знать подробности биографии маэстро, быть в курсе исторических тонкостей эпохи и разбираться в эволюции живописи да Винчи. Просто поверим им на слово.
Мужская гипотеза
Образ Джоконды являет миру нежность, беззащитность и скромность, но в глазах многих зрителей он обладает и некоторыми почти неуловимыми мужскими чертами. Такая точка зрения дала известному исследователю картины Сильвано Винченти основание предположить, что портрет мастер писал не с натурщицы, а с натурщика. И им был некто Салаи, ученик Леонардо, которого одно время даже подозревали в нестандартной ориентации. Искусствовед указывает на явное внешнее сходство между Моной Лизой и Иоанном Крестителем пера да Винчи (тут моделью точно был Салаи).
Впрочем, американская исследовательница Лилиан Шварц не согласна с мнением Винченти. Она выдвинула неожиданную и оригинальную теорию, согласно которой Джоконда является автопортретом да Винчи. Художница аргументировала эту идею сопоставлением «Туринского автопортрета», где запечатлен глубоко пожилой Леонардо, с загадочной Моной Лизой. В ходе анализа выяснилось, что ряд пропорций (дистанция между глазами, форма черепа, высота лба) на обеих картинах идентичны.
Медицинское мнение
Кто бы ни позировал да Винчи, по мнению ряда исследователей, натурщик был, так сказать, не вполне здоров. Первым к такому выводу еще в 70-х годах прошлого столетия пришел Лео Вала, британский фотограф, изобретший методику, позволившую развернуть Джоконду и взглянуть на нее в профиль. Такой ракурс четко показал исследователю, что прототип, возможно, страдал болезнью Дауна.
Примерно тогда же Беккер-Христиансон, врач из Дании, вынес свой вердикт, согласно которому у Моны Лизы явно был паралич лица. Несимметричная улыбка, по мнению датчанина, говорит о психических отклонениях. Вероятный диагноз – идиотия. Интересны также наблюдения французского скульптора Алена Роша, решившего в 1991 году изваять загадочную даму в мраморе. Попытка завершилась неудачей: с точки зрения физиологии в Джоконде все «неблагополучно»: лицо, шея, плечи, руки.
Скульптор проконсультировался со специалистами-медиками. Консилиум постановил, что правая рука дамы не лежит на левой, поскольку, скорее всего, на несколько сантиметров короче. К тому же, возможно, конечность периодически скручивало судорогами. Общий вывод: правая сторона тела у натурщицы, возможно, была парализована и таинственная полуулыбка – результат судорог.
Подробнейшая медицинская карта Джоконды была составлена Хулио Крус-и-Эрмида, написавшим труд «Взгляд на Джоконду глазами врача». Если верить книге, несчастная женщина страдала целым букетом хронических заболеваний: алопецией (облысением), стоматологическими проблемами (вплоть до выпадения зубов), липомой правой руки, болезнью Паркинсона, катарактой с косоглазием, астмой и даже алкоголизмом.
Как она с таким набором дожила до момента написания портрета – загадка.
Гинеколог из Америки Кеннет Д. Кил более милосерден: он считает, что натурщица во время позирования да Винчи просто была беременна. Если согласиться с официальной версией прототипа, мнение американца кажется более чем достоверным: синьора Герардини произвела на свет пятерых детей.
Может быть, Леонардо да Винчи нарочно внес диспропорции при создании портрета. Именно для того, чтобы добиться желаемого эффекта. Хотя помня, как трепетно он относился к деталям и как старательно изучал анатомию, такое предположение вызывает определенные сомнения.
Прочие идеи
Все большее количество искусствоведов склоняется к тому, что образ Моны Лизы – собирательный. Ведь к моменту, когда Леонардо покинул заказчика, так и не отдав портрета, тот был еще не закончен, и художник мог дописывать его, пользуясь в качестве натурщиц разными дамами. В этом смысле особенно любопытна версия ученого из Италии Анжело Паратико. Два десятка лет он провел на Востоке; темой его исследований была связь местной культуры с эпохой Возрождения.
В ходе работы в руки Паратико попали документы, согласно которым среди клиентуры отца великого живописца был мужчина, имеющий рабыню-китаянку. По мнению ученого, она-то и родила Леонардо. Восточная кровь, текущая в венах да Винчи, проявлялось в его знаменитом почерке. А в чертах Моны Лизы Паратико явственно увидел азиатские корни. Пейзаж за ее спиной он также трактует как перепев восточных традиций.
Ученый даже выступил с инициативой эксгумировать останки Леонардо и провести анализ ДНК, чтобы доказать свою теорию происхождения художника.
По официальным данным, матерью Леонардо была крестьянка из местных. Жениться на ней уважаемый нотариус не мог, поскольку это был бы шокирующий мезальянс. Так что Катерина воспитывала своего сына всего несколько лет, после чего отец забрал наследника в свой дом. Имеются сведения, что да Винчи всю жизнь тосковал по матери; идея, что он пытался в картинах отразить ее образ и улыбку, благосклонно принята многими искусствоведами. А уж китаянкой была Катерина или итальянкой – дело десятое.
Ищите женщину!
В списке возможных натурщиц для «Джоконды» назывались и многие другие дамы. Например, Катерина Сфорца, внебрачная герцогская дочь, женщина незаурядного ума и мужества. Или же Изабелла Арагонская, герцогиня, принцесса и королева Иерусалимская. Кстати, по неподтвержденным данным, Изабелла была женой да Винчи – тот 11 лет подвизался в Милане в качестве придворного художника. Брак был морганатическим, то есть до своего социального уровня принцесса мужа не подняла. Что не помешало ей вроде бы родить Леонардо пятерых детей (два сына, три дочери).
Возможно, для «Моны Лизы» позировала Чечилия Галлерани. Она была любовницей миланского герцога и натурщицей для «Дамы с горностаем», написанной да Винчи в 1490-м.
Среди возможных прототипов назывались и другие женщины, известные в свое время, но совершенно незнакомые современному обывателю (за исключением историков, специализирующихся на итальянском Возрождении). Но точных подтверждений ни одной из теорий пока не найдено, и вряд ли когда-нибудь доказательства хоть одной из них обнаружатся.
Некоторые исследователи выдвигают предположения, что Джоконда является своего рода маскировкой, написанной поверх другого изображения либо таким образом, чтобы скрыть истинную идею. К примеру, фигуру ангела. Разумеется, смывать краску в поисках спрятанной картины никто не позволит. А вот изучать портрет, пытаясь расшифровать тайный смысл, может кто угодно: репродукций «Джоконды» предостаточно. Собственно, этим и заняты десятки, если не сотни добровольных исследователей.