Со смертью человека его душа не исчезает. Скорее всего, она отправляется туда, что мы условно называем «загробным миром». По объективным причинам точно и четко знать, как устроен потусторонний мир, человек не может. Что не мешает ему строить предположения и разрабатывать теоретические модели. Встречаются и весьма оригинальные, порой доходящие до абсурда, схемы и теории.
Чисто духовные материи
В большинстве своем основные теории рассматривают потусторонний мир как некое духовное состояние. Общих черт с материальной, земной жизнью, он не имеет, основывается на принципиально иных законах и правилах.
Эта логика обоснована. Ведь теоретически в загробном мире обитают исключительно души. А душа во всех основных религиях мира противопоставляется физическому телу и его проявлениям. Стало быть, и потустороннее существование должно быть противоположно земному. В такой концепции упор делается на морально-этическую сторону: человек должен преобразиться, стать независимым от искушений тела и ненужных земных страстей, возвыситься над ними – и получить воздаяние (награду либо наказание) за жизнь, которую он вел, пребывая на Земле.
Таким образом, потусторонний мир предстает не какой-то конкретной пространственно-временной точкой, а степенью приближения души к Богу (высшему разуму, нирване, мировому абсолюту – нужное подчеркнуть). И если душа старалась жить праведно, усмиряла низменные порывы, не забывала творить добро, она оказывается лучше подготовлена к переходу на иной уровень существования. Если же интересы человека ограничивались лишь его собственными потребностями, то душа испытывает дискомфорт от нахождения близко к источнику добра и света, то есть будет страдать.
Для более понятного объяснения концепции появились понятия ада и рая. Правда, в них обоих наказание и вознаграждение описываются в материалистических представлениях: в аду грешника ждут физические муки, в раю он получает все блага мира. С другой стороны, в своей земной жизни вряд ли кто-то из разработчиков концепции мог бы себе представить чисто духовные поощрения и такие же наказания.
Где-то он есть
Согласно второй распространенной модели, потусторонний мир все же имеет определенные материальные характеристики. Само собой, он куда более совершенен, нежели так называемый тварный, в нем отсутствуют все негативные проявления, изъяны и несправедливости, присущие земной жизни. Упор опять-таки делается на духовность, однако при этом загробный мир считается вполне себе реальным, существующим в какой-то точке пространства и в любой момент времени.
Такое представление о загробной жизни больше характерно для монотеистических религий авраамического толка – ислама, всех ответвлений христианства, иудаизма. В них присутствует представление о Страшном суде (он же Суд Аллаха, он же – пришествие Мессии), перед которым все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут, вернувшись в свое тело. Судить их будут во вполне материальном виде.
Может быть, именно эта тонкость и породила земные представления об аде с раем. Ведь если люди будут судимы, обладая телом, то в основном оно и станет принимать муки либо райские блаженства.
Эволюция представлений о потустороннем мире
Изначально люди не считали, что умершие куда-то уходят. Считалось, что тело умирает, но внутренняя сущность человека остается рядом с живыми. Можно сказать, что загробный мир был тесно переплетен с обычным. Душа могла вселиться в предмет, животное, растение; могла оставаться бесплотной и неосязаемой (до определенного предела), но обитала рядом. И даже могла влиять на покинутый телом мир. Отсюда взялся культ предков: ушедшие из телесного мира обладали более глубокими знаниями, могли видеть невидимое живым. Но, судя по всему, были еще и обидчивыми. Не ощущая почтения со стороны потомков, они начинали напоминать им о себе. По верованиям тех времен, эти напоминания были болезненными, вредительскими, а то и смертельными. Поэтому предков чтили, приносили жертвы и всячески задабривали.
В современном мире для большинства людей такие представления о потустороннем мире уже являются, мягко говоря, устаревшими. Они сохранились только у некоторых племен Африки и Южной Америки, других жителей труднодоступных районов нашей планеты.
Следующий этап можно назвать более «сложносочиненным». На нем мироздание разделено на три части. Одна из них – мир живых людей, вторая – среда божественного обитания (например, Олимп у древних греков). А третья – мир, в который, собственно, и отправляются умершие. Примечательно, что по всем этим верованиям третий подраздел обязательно находится «где-то под землей». Ключевой момент в этом построении заключается в том, что души умерших отправляются в одно место, вне зависимости от того, насколько праведную жизнь они вели. Маньяки и благодетели, блудницы и благочестивые матроны – все они после смерти оказывались в загробном мире, не разделенном на «хорошие» и «плохие» условия обитания.
Второй любопытный фактор: на том свете нет ни мук, ни блаженства, ни эмоций, ни событий. Души вечно существуют в некоем безвременье и без всякой цели.
Харон и компания
Чтобы попасть в потусторонний мир, обязательно требовался проводник-перевозчик. Современные люди могут в этом качестве назвать разве что Харона, мрачного лодочника, переправляющего через Стикс. Однако он вовсе не был одинок в своей профессии: у шумеров доставкой душ в иной мир занимался бог Намтар, транспортировавший их на лодке, а иногда, для разнообразия, переводивший клиентов по мосту. У древних египтян тоже имелся свой поставщик душ. В его обязанности входила не только переправка, но и своего рода экзамен на магические знания. Личного имени у египетского «Харона» не было (или не сохранилось), он почтительно именовался «смотрящим позади себя». В отдельных случаях, когда речь шла о проводах правителя-фараона, роль «смотрящего» брал на себя сам Анубис. В более поздние времена эти функции и вовсе были закреплены только за ним.
Скандинавы переправке душ большого внимания, как правило, не уделяли. Однако в некоторых сказаниях о деяниях богов упоминается лодочник, осуществляющий связь между мирами. В особо важных случаях им становились боги (один раз перевозчиком стал даже сам Один). К современным представлениям о потустороннем мире человечество пришло около 4000 лет назад. Это была настоящая революция в мировоззрении, поскольку для получения пристойного посмертного существования требовалось вести себя прилично при земной жизни. Кстати, такую политику впервые ввели опять же древние египтяне: судить праведность умершего полагалось Осирису.
Загадки зеркала
Невозможность точно установить истину дает людям огромное поле для проявления своей фантазии. Идеи о структуре потустороннего мира особенно явно воплощаются в суевериях и фольклоре. Ярким примером могут служить самые разные слухи и легенды, касающиеся зеркал. Причем приметы, связанные с ними, есть у многих народов. Долгие века люди были убеждены в том, что зеркало является проходом в потусторонний мир. Облик, который мы видим в нем, заглядывая в таинственное стекло, якобы не в точности наше отражение. С той стороны одновременно с человеком подходит к зеркалу его двойник, живущий в другом мире.
Дальнейшие интерпретации могут разниться. Есть мнение, что за зеркалом живут агрессивные сущности, стремящиеся вырваться в наш мир. Проход им облегчает «отражение отражения», поэтому столетиями во время гаданий и прочих магических манипуляциях предостерегали ставить одно зеркало напротив другого – или же велели это делать, если целью был вызов и материализация духа.
По другим представлениям, зеркало напрямую соединяет земной мир с загробным. Именно благодаря ему становится возможным возвращение души умершего, а то и превращение в призрака. Чтобы этого не случилось, девять дней после смерти человека зеркала требовалось завешивать непрозрачной тканью. И этот обычай соблюдается даже прожженными материалистами, высмеивающими «нелепые суеверия».
Современные предпочтения
Нынешний уровень развития науки и философии делает нелепыми средневековые представления о рае и аде. Уверившись в наличии у себя души, современный человек пытается как-то совместить материалистические представления с духовными положениями. С каждым годом все больше популярности набирает теория реинкарнации, согласно которой человек после смерти снова возвращается к жизни, но только в новом теле (не обязательно человеческом). Такой круговорот душ в природе кажется логичным и обоснованным. Тем более что вроде бы существуют научные (или околонаучные) доказательства того, что реинкарнация существует: то и дело обнаруживаются люди, которые вследствие стресса вспоминают свои прошлые жизни, начинают говорить на языке, ранее не знакомом, в точности описывают подробности, в том числе и исторические, о которых им было не известно.
Сторонникам теории «колеса Сансары» стоило бы более глубоко вникнуть в основы учения. Ведь вновь и вновь возрождаются те души, которые при жизни испортили свою карму и вынуждены снова работать над собой. А вот в конце душа должна слиться с чем-то высшим, стать частью все того же света и добра, переступить через низменные страсти и собственные слабости. То есть мы опять-таки сталкиваемся с непознаваемым миром и вынуждены работать над своим моральным обликом, дабы перейти на более высокую ступень внутреннего развития и стать – чем? Об этом каждый из нас узнает только тогда, когда достигнет этического совершенства. А структуру потустороннего мира изучит на личном опыте, закончив свой земной путь. И, к сожалению, вряд ли сможет раскрыть нам истину.