top of page

У микрофона Николай Озеров

95 лет со дня рождения легендарного спортивного комментатора

К звучанию его голоса в каждом доме привыкло не одно поколение советских людей. По популярности и действительно всенародной любви его сравнивали с Владимиром Высоцким. Каждый его репортаж был как спектакль, где сам Николай Озеров исполнял главную роль. При этом он так «смачно» комментировал соревнования, что не заразиться спортом было невозможно.

Спортивный Левитан

В истории Николай Озеров остался непревзойденным мастером экспромта. Чего стоит его фразочка, произнесенная с досадой после того, как на ледовой площадке в матче Суперсерии-1972 с участием советских и канадских хоккеистов разразилась драка: «Такой хоккей нам не нужен». С той поры эта цитата стала крылатой.

Через много лет любимое дело, которому он посвятил большую часть своей жизни, ответит ему похожими словами: «Телевидению такой Озеров не нужен». Постаревший и больной комментатор не вписывался в новый формат. Ему бы уйти вовремя… Но он не хотел уступать место в комментаторской кабине, надеясь, что его опыт пригодится молодым. Уволить легендарного комментатора новое руководство не решилось, но сделало все, чтобы Николай Николаевич почувствовал себя чужим в родных останкинских коридорах: у него забрали кабинет и не давали вести репортажи. Он покинул свой многолетний пост с болью в сердце. Осенью 1986 года ослабевший и едва узнаваемый в интонациях, он пережил последнюю драму своей жизни – одиночество, в котором очутился с окончанием комментаторской карьеры.

Так закончилось время мастера репортажей. Не просто время – целая эпоха. Как нельзя себе представить Великую Отечественную войну без голоса Левитана, так невозможно вообразить период 50–80-х годов без голоса Озерова, без его страсти, азарта и неповторимого тембра. Знание спорта, прекрасный русский язык, бешеный темперамент, артистизм – вся страна бежала к экранам на позывные «дяди Коли»: «Говорит и показывает Москва» (или другой город мира, откуда Озеров вел репортаж).

Первая ракетка Союза

Будущий талантливейший спортивный комментатор в молодые годы имел натуру тонкую, артистичную и художественную, доставшуюся ему явно по наследству. Его прапрадед, живший еще в XIX веке, протоиерей Михаил Виноградов, был композитором духовной музыки, а отец – Николай Николаевич, ведущий солист Большого театра, профессор Московской консерватории, прославился как оперный исполнитель.

Правда, матери – Надежде Ивановне, из-за появления на свет двоих сыновей не удалось закончить учебу на театральном факультете Государственного института кинематографии. Зато старший брат мастера репортажей, Юрий, стал знаменитым режиссером, вошедшим в историю советского кинематографа как лауреат Ленинской премии и автор монументальной киноэпопеи «Освобождение», посвященной Великой Отечественной войне.

У младшего же Озерова жизнь сложилась по-иному. Еще будучи десятилетним мальчишкой, он увлекся «заморским» видом спорта – теннисом. Спустя пару лет было очевидно, что из паренька может выйти толк. И уже в 1935 году, подтверждая это, он взял чемпионский титул Москвы среди мальчиков. Кроме того, щедро одаренный природой юноша, легко осваивал и другие виды спорта: футбол, лыжи, бокс, волейбол, легкую атлетику, баскетбол, коньки, плавание, велосипед.

Очевидно, что подобное многообразие давало гарантию его многосторонней подготовленности и натренированности – отсюда и гибкость, и сила, и неутомимость. А так же в буквальном смысле слова в течение длительного времени абсолютное господство на теннисных кортах Советского Союза. И это несмотря на довольно заметный лишний вес, который спортсмен умело компенсировал.

Его коньком стала великолепная первая подача и жесткий удар справа. При этом он умело создавал и разыгрывал всевозможные творческие комбинации. Скорее всего, по этой причине на игры с участием молодого теннисиста и ходил зритель. И что интересно, к началу 50-х годов талантливый спортсмен, умудрившись собрать внутри страны практически все теннисные титулы и не имея возможности выхода на мировую арену, принял решение о завершении своей спортивной карьеры.

На стыке спорта и искусства

В 1941 году Николай, с детства мечтавший походить на отца, успешно сдал экзамены и был зачислен на актерский факультет ГИТИСа, после окончания которого попал в труппу главного драматического театра страны – МХАТа.

Между тем многочисленные друзья актера отмечали, что если бы всю прирожденную энергию и искрометный талант Озеров посвящал искусству, то его имя, безусловно, вошло бы в историю отечественного театра. Однако озеровская натура была чересчур многоплановой и неуемной.

Наиболее значимой его театральной ролью можно считать Хлеб в популярном спектакле «Синяя птица». Имея солидную фактуру, артист на протяжении нескольких десятков лет небезуспешно создавал на сцене образ солидного и одновременно податливого Хлеба. Однако, стоит отметить, что, прослужив около 30 лет во МХАТе и сыграв более 20 ролей, Николай так и не вошел в число именитых артистов.

Но, несмотря на это, он сквозь годы пронес нежное чувство к театральному искусству. И даже распрощавшись с труппой МХАТа и сформировав для себя имя в новой профессии, а на тот момент спортивный комментатор был почти экзотикой для страны, актер попросту для души еще в течение длительного времени участвовал в некоторых постановках. Ас репортажа

Предложение испытать себя в совершенно непривычном амплуа поступило актеру в 1950 году и было воспринято им с необычным воодушевлением. При этом на обучение он попал к первооткрывателю советского спортивного радиорепортажа – легендарному Вадиму Синявскому, имевшему непоколебимый авторитет и безупречную репутацию. К слову, начинающего ведущего зачастую раздражало чересчур требовательное отношение мэтра к профессии. Но об этом он признался значительно позднее.

Ну а 29 августа 1950 года состоялось дебютное 45-минутное выступление Озерова-комментатора во время первого тайма матча чемпионата Советского Союза по футболу между «Динамо» и ЦДКА. Если верить воспоминаниям современников, то он, на время отстраненный от работы, с тревогой ожидал вердикта радиослушателей. Счет оказался в его пользу: из 40 писем полученных редакцией, в 37 содержалась похвала в адрес комментатора-дебютанта. Так на последующие три десятка лет голос Николая Николаевича сделался неотъемлемой составляющей спортивной жизни страны.

Сегодня у большей части современных радиокомментаторов имеется безграничный доступ ко всевозможным базам данных: всего несколько кликов отделяют их от обладания необходимой информацией. В свое же время Озерову и его коллегам по цеху доводилось намного сложнее. Бывали ситуации, о которых он впоследствии упоминал с огромной неохотой. Так, ведя репортаж о выступлении конькобежцев на чемпионате мира – 1954, Николай Николаевич, не располагавший в тот момент протоколом соревнований, неожиданно для всех переместил лидера на пятое место. А бывали случаи, когда ему приходилось «гонять мяч» или шайбу впустую, наполняя смыслом внезапные большие паузы.

Знаменитый интерпретатор

Нельзя не отметить, что легендарный мастер радиорепортажа был продуктом системы. Одна из существенных составных частей его феноменального успеха в профессии как раз на этом и базировалась: никто в тот период вернее и эффектнее Озерова не мог сыграть на патриотизме, прославляя свершения отечественных спортсменов. По этой причине его желание и готовность быть советским до мозга костей и были оценены государством гораздо выше профессиональных знаний и умений. И, как ни парадоксально это звучит, оно же сыграло одну из главнейших ролей на закате карьеры Озерова.

В 1982 году умер главный хоккейный болельщик страны – генсек Леонид Брежнев, а спустя немного времени ушел в отставку всесильный босс телевидения Сергей Лапин, покровительствовавший талантливому ведущему. Ценности, прославляемые асом радиорепортажа, утратили значимость, а его статус неприкасаемого растворился в водовороте стремительных перемен.

Как вспоминал позднее сам Николай Николаевич, его начали подвергать критике и обвинять в старомодности. Кроме того, перестали поручать вести ответственные матчи, мотивируя это решение возрастом и состоянием здоровья. Финальная развязка наступила на чемпионате мира по футболу 1986 года, когда в самый последний момент московское руководство заменило его начинающим Владимиром Маслаченко. В общей сложности голос Озерова прозвучал в эфире без малого 40 лет. Он работал на семи футбольных, 25 хоккейных чемпионатах мира и 14 Олимпийских играх.

---факты--- * Как он делал предложение

В 1968 году комментатор Николай Озеров ехал на машине с будущей супругой Маргаритой Петровной. И вдруг спросил: «Можешь зайти в цветочный? Букет нужен». Маргарита Петровна купила розы. Возле издательства «Прогресс» (Маргарита Петровна там работала) Николай вышел из машины, преподнес любимой букет и сделал предложение. Прежде чем пожениться, Николай испросил благословения у матери.

* География

В карту мира дома Николай Озеров втыкал флажки в страны, где побывал. Получилось 49 отметин.

* Он не был коммунистом

Отказ вступить в ряды КПСС Николай Николаевич объяснял отсутствием времени ходить на партийные собрания: «У меня тренировки, театр, радио, телевидение».

bottom of page