29 ноября 1835 года родилась печально знаменитая правительница Цы Си (в другом написании – Цыси), которая, невзирая на свою принадлежность к прекрасной половине человечества, славилась таким коварством, такой жестокостью, что остальные мировые тираны просто «нервно курят в сторонке».
Начало большого пути
Императрица побила все рекорды правления: в Китае ни одной особе женского пола еще не удавалось так долго (без малого полвека) управлять страной. Тем более что она изначально не была ни голубых кровей, ни царственной особой, а родилась в семействе обычного чиновника-мандарина. А уже в 16 лет, в 1852-м, с отличием прошла кастинг наложниц для императорского двора, и тут же была принята в штат «в должности» любовницы пятого (нижайшего) ранга. А всего наложниц было более трех тысяч! И будущая правительница Поднебесной автоматически оказалась «на задворках» – императоры не часто посещали таких наперсниц, а многие из них за всю свою жизнь так и не удостаивались внимания царственных особ мужского пола.
Что же остается? Быть песчинкой в море или прорываться наверх всеми возможными способами. Юная Цы Си выбрала второе, и в конце концов одержала просто ошеломляющую победу. Каким же способом добиться успеха обыкновенной девушке из не слишком родовитой семьи? Цы смекнула: нужно выделяться из обычного фона. Молодая наложница начала почитывать книжки в библиотеке при дворе, а придворных подговорила, чтобы те наняли наставников по различным предметам. Образовываясь, Цы изучала и правила этикета Запретного дворца владык, а ее манеры признавались всеми все более утонченными.
Запретный город – не такой уж и запретный
Во время обучения девушка подружилась с супругой действующего императора. Та была старше наложницы на 15 лет и страдала бесплодием. Цы подобрала ключи к сердцу этой женщины и с ее помощью стала продвигаться по служебной лестнице.
Император Ичжу на ту пору стал стар и слаб, его частенько посещали мысли про наследника престола, чтоб было кому передать власть династии. И когда монарх обратился к супруге с просьбами избрать для продолжения потомства соответствующую кандидатку, та «пристроила» свою подругу. Так девушке улыбнулась фортуна, и наложница сделала все, чтобы не упустить птицу-удачу из своих рук.
В 1856-м Цы Си таки добилась своего: произвела на свет наследника для китайского трона, и это значительно усилило влияние наложницы на придворных. Немолодой владыка передал ей ряд полномочий, и благодаря этому Цы Си стала «теневой» правительницей Поднебесной. Правда, недоброжелатели распустили слух, что мальчика на самом деле родила служанка Чуин, которая внезапно погибла после родов. Однако это не помешало перейти Цы Си в статус «драгоценных наложниц», который котировался сразу после ранга императрицы. И следует отметить, что смекалистая любовница не слишком долго пробыла на этих вторых ролях. В 1861-м смертельно больной Ичжу собирает восемь высших сановников: в их присутствии он назначает своего сына Цзайчуня 6 лет отроду наследником китайского трона, а саму Цы Си – регентшей до совершеннолетия юного правителя. Кстати, высшие правительственные лица поначалу противились этому и требовали от Ичжу назначить регентский совет. Кто-то даже пытался уговорить монарха склонить влиятельную наложницу к самоубийству – чтоб она, дескать, умерла вместе с Ичжу, а на том свете прислуживала (согласно древним верованиям) духу господина. Однако хитрая лиса Цы Си обвела вокруг пальца всех придворных: она присвоила государственную печать, а без той не мог быть обнародован ни один императорский указ. И это дало ей возможность торговаться с заговорщиками.
Сразу после кончины владыки увидели свет указы: один объявлял Цзайчуня наследником имперской власти, а второй наделял регентством сразу двух женщин – вдовствующую Цыань и Цы Си. А вскоре и самый активный заговорщик был казнен; остальным же было предложено наложить на себя руки. Царственная вдова Цыань также прожила недолго и скончалась от отравления едой. Известно, что незадолго до смерти супруги бывшего императора хитрая Цы Си отправила той рисовые лепешки.
Ветер перемен?
Надо сказать, путь наверх для Цы Си не был так прост, как кажется на первый взгляд. Она постоянно отвоевывала власть у своих конкурентов и недоброжелателей. И в этой битве не знала равных по хитрости и жестокости. Поднебесная второй половины XIX столетия являла собою патриархальную страну, практически полностью закрытую для иностранных посетителей. Но время перемен уже было не за горами. А французы и англичане спешили занять новые места для торговли и привозили с собой новейшие европейские идеи. Изоляция постепенно переставала быть актуальной, но только не для Цы Си. Регентша пыталась сохранять древние традиции феодализма, убрать чужеземцев с глаз долой. Иностранных торговцев запугивали, их лавочки прикрывали или даже сжигали. Но неожиданным образом сторону пришлых взяли местные купцы: они хотели сотрудничать с Европой. Властительница жестко расправилась с несогласными: практиковалось повешение, рубка головы и прочие восточные методы казни. В Запретном дворце снова зрел заговор, и на него бывшая наложница среагировала с удвоенной жестокостью. По регентскому приказу было уничтожено более полутысячи человек! Среди них были высокопоставленные чиновники. А в самой Поднебесной Цы Си прозвали Драконом из-за ее безжалостности.
Император мертв – да здравствует император!
Воспитанию своего отпрыска регентша практически не уделяла внимания, и мальчик рос предоставленный самому себе. И когда достиг совершеннолетия, хитрая Цы Си, конечно, признала официальное окончание своего регентства – просто таков был закон. Но «неожиданно» новый император Китая заболел (1874), а вскоре и вовсе умер. Поговаривали, что к его смерти также приложила руку грозная мать. Регентша самостоятельно определила преемника, ее племянника Гуансюя, четырех лет от роду (а «Драконша» при нем стала правительницей). И снова целый десяток высших чинов государства выразили протест, и снова поплатились за это своими жизнями.
Летний дворец вместо флота
Проходило время, мальчик-император рос. И так случилось, у этого молодого человека взгляды и мнения стали не совпадать с образом мыслей злобной тетушки. А «продвинутые» придворные поддержали юного монарха. Но правительница по-прежнему держала руку на пульсе истории. Перед самым вторжением японских войск в Поднебесную сановники выделили ей из казны средства, чтобы была создана военная флотилия. Догадайтесь, был ли построен хоть один корабль? Государыня распорядилась деньгами оригинальным образом. Она отстроила когда-то разрушенный интервентами Ихэюань – летний дворец монархов, о великолепии которого слагались легенды.
Владычица обожала эту реставрированную роскошь, на все летнее время уезжая в резиденцию. А когда совет приехал посмотреть на суда, которые должны быть построены к определенному сроку, регентша кивнула на Корабль развлечений, отделанный дорогим мрамором – «вот мой флот». Таким образом обороноспособность Китая была подорвана, а японцы выиграли войну. Недовольство при дворе и в среде простых чиновников возрастало. Верный Цы Си придворный донес, что племянник Гуансюй со своими сторонниками вынашивают дерзкий и кровавый план: императрица должна быть схвачена и предана казни. Ответ хитрой регентши не заставил долго ожидать: люди властительницы Поднебесной проникли в Запретный город, где и схватили Гуансюя. Гибель его предотвратило заступничество европейских дипломатов, но весь остаток жизни племянник царственной особы провел в Запретном городе, так сказать, под домашним арестом. А его возлюбленная поплатилась своей жизнью, вступившись за императора. Ее утопили в глубоком колодце на территории дворца. Остальные участники заговора также были арестованы, и в скором времени умерщвлены. Цы Си же наблюдала за казнями, попивая чай с жасмином. Не слишком сладко пришлось и тем чужеземцам, которые приняли сторону Гуансюя: их выдворили из Китая.
Закат династии Цин
Но времена уже поменялись, иностранные державы оказывали на жестокую правительницу мощное давление, а ей в свою очередь приходилось смирять гордыню, терпеть и хитрить. В 1907-м Цы Си перенесла сердечный приступ. А в 1908-м в Запретном городе произошло сразу несколько знаковых для Поднебесной исторических событий. «Неожиданно» скончался Гуансюй. Поговаривают, что он стал жертвой заказного отравления. «Драконша», как обычно, назначила на трон очередного малолетнего правителя – Пу И, задумав и при нем сохранять регентство. Но волею судьбы и сама скончалась на следующие сутки (как пишут, от дизентерии, но с большей вероятностью ее отравили в результате дворцового заговора). При дворе и в народе встретили данную новость не скрывая радости: все же слишком многим жестокая и безжалостная Цы Си успела насолить. А уже в 1912-м последнего императора из династии Цин (да и вообще, самого последнего в Китае) свергли в ходе народной революции.
---Любопытные факты---
Говорят, правительница не знала, что европейцы под музыку танцуют, она думала, что западные танцы – всего лишь непристойные прыжки мужчин и женщин по комнате.
В спальне Цы Си было много стульев, и все они считались «тронами императрицы». Дело в том, что, если регентша садилась на какой-либо из стульев, его тотчас же объявляли троном, не разрешая пользоваться никому другому.
Поскольку в Китае человека по обыкновению рисовали только после его кончины, стремясь передать образ умершего потомкам, Цы Си в штыки восприняла предложение одной западной художницы написать с нее картину. А светотень на полотне воспринимала «грязью» и «искажением», предпочитая живописи фото, которые отражают «все точно».