Упоминание одного имени этого чудака с кудрявой шевелюрой и наивными глазами оттенка бездонной небесной синевы вызывает улыбку на лицах миллионов зрителей. Обаятельный и доверчивый, добрый и смешной, он словно большой ребенок, знающий тысячу способов споткнуться, упасть или просто удариться носом о дверь. При этом Пьер Ришар не боится быть смешным, считая смех своим призванием.
Невезучий счастливчик
В свои 85 этот седвласый блондин с большим носом и лучистыми глазами выглядит намного моложе. Один из его дедов был аристократом, другой – браконьером. Ну а сам актер от первого унаследовал здравомыслие и организованность, а от второго – фантазию и любовь к юмору. А главное, предки Пьера наделили его уникальным даром: «недостаточно красивый для трагедий», он ненавязчиво с помощью смеха может вызвать у зрителей любовь и уважение к себе и своим «киношным» персонажам.
Настоящее имя актера – Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей. Мало кто знает, что он наследник богатого аристократического рода. В свое время его отец, игрок и гуляка, промотав солидное состояние и бросив на произвол судьбы супругу с маленьким сыном, скрылся в неизвестном направлении.
К счастью, заботу об их будущем взял на себя дед мальчика, видевший в Пьере продолжателя рода, способного в будущем управлять не только родовым имением, но и семейным бизнесом. По этой причине Ришара воспитывали крайне строго и даже определили в пансион, в котором, наряду с отпрысками из аристократических семей, в большинстве своем обучались дети простых крестьян, рабочих и шахтеров.
Именно здесь застенчивый и робкий белокурый ангелочек с кудряшками, которого ежедневно привозили в школу на лимузине, впервые столкнулся с насмешками и издевательствами со стороны одноклассников. И чтобы как-то противостоять задирам, он нашел своеобразный выход – начал смешить окружающих.
Строптивый наследник
Проучившись восемь лет в пансионе, Пьер настолько пристрастился к шуткам и розыгрышам, что загорелся стать артистом. Его совсем не прельщал в перспективе скучный университет и рутинный труд управляющего на всех семейных заводах и пароходах. Однако дед стоял на своем: его внук обязан заниматься бизнесом, в крайнем случае стать адвокатом, а не каким-нибудь клоуном.
В результате, так и не найдя понимания со стороны близких, молодой дворянин, «укоротив» длинную фамилию, покинул родной Валансьен и уехал в Париж. Впоследствии, став знаменитым, Пьер не раз с ностальгией вспомнит те прекрасные времена: балетную студию и курсы драмы, стажировку статистом в Национальном народном театре у прославленного режиссера Жана Вилара, работу на эстраде, в мюзик-холлах и ночных кабаре.
Хотя в те годы из-за его внешности творческая карьера строптивого дворянина продвигалась довольно медленно. Это длилось до тех пор, пока он не получил от судьбы «золотой шанс». В одном из интервью актер признался, что на съемочную площадку его привел режиссер Ив Робер, предложивший златокудрому блондину собрать все свои фантастические недостатки и придумать для себя героя.
После нескольких месяцев кропотливого труда 38-летний Ришар написал свой первый сценарий к фильму «Разиня», где выступил не только как актер, но и как режиссер. Следом за этой картиной вышли еще две его режиссерские работы: «Злоключения Альфреда» и «Я ничего не знаю, но скажу все». Но зрительское признание ему принесла главная роль в авантюрной комедии Ива Робера «Высокий блондин в черном ботинке».
С этого момента образ кучерявого растяпы, человека не от мира сего был поставлен на конвейер: «Высокий блондин в черном ботинке», «Возвращение высокого блондина», «Игрушка», «Беглецы». И в каждой из этих кинолент актер воплощал на экране неподражаемый образ нескладного мечтателя и оптимиста, который постоянно оказывается в паутине дурацких ситуаций.
Успешный неудачник
Правда, пришедшая популярность не избавила Пьера от терзавших его противоречий и комплекса неполноценности. Он болезненно переживал отсутствие признания на профессиональном поприще. Несмотря на зрительскую любовь и оглушительный успех, Ришар даже не вошел в первую двадцатку лучших французских актеров. К тому времени за ним намертво закрепилось амплуа высокого блондина.
Да и в реальной жизни с французским комедиантом помимо его воли начали происходить не менее нелепые истории, чем в кино: он мог сесть не в тот электропоезд, потерять документы или кредитные карточки, забыть билет. Апофеозом же личного «недотепства» по мнению нашего героя, стал инцидент, произошедший в берлинском отеле. Ришар столкнулся в гостиничном коридоре с мужчиной, разгуливающим в плавках, и решил, что поблизости есть бассейн.
Недолго думая, он облачился в плавки в красно-синий цветочек и последовал в лифт. Каково же было удивление комика, когда при выходе его задержала полиция. Оказалось, что встреченный им «пловец», на самом деле был извращенцем и расхаживал по отелю в поисках очередной жертвы.
Разумеется, во всем тут же разобрались, однако на протяжении нескольких часов несчастный лицедей, прикрывая полотенцем трусы с веселенькой расцветкой, был вынужден коротать время в обществе бандитов, алкоголиков, бомжей и девиц легкого поведения. И это не единственный эксцентричный поступок потомка рода Дефей.
В начале 80-х годов прошлого века, никому ничего не объясняя, он внезапно переселился из роскошных парижских апартаментов на баржу, пришвартованную к берегу Сены, и прожил на ней следующее десятилетие своей жизни. Одновременно с этим актер решил попробовать себя в винодельческом бизнесе и на территории своего поместья Шато Бэль-Эвек из выращенного здесь винограда начал производить вино под собственным именем.
К слову, французы считают, что оно нисколько не уступает аналогичному продукту, производимому его извечным коллегой-соперником Жераром Депардье. Причем безобидное, на первый взгляд, хобби заставило актера разрываться между этими двумя профессиями: «Только я подумаю, скорей бы пошел дождь необходимый моим виноградникам, как тут же обмираю от ужаса: ведь дождь сорвет график съемок! Так и жил, утешаясь лишь тем, что если фильм не получится – напьюсь с горя, удастся – загуляю на радостях».
Комик и его бразильянка
Достигнув 85-летнего возраста, Ришар не прекращает активного образа жизни, не забывая и о личной ее стороне. Если верить друзьям актера, он еще с юношеских лет отличался влюбчивостью. А уж став популярным и знаменитым, в дополнение к собственной славе получил целую армию восхищенных воздыхательниц.
Правда, несмотря на это, в первый раз Пьер женился вовсе не на своей поклоннице, а на балерине парижской Гранд-Опера Даниэль Минаццоли, подарившей ему двух сыновей – Оливье и Кристофа. Они стали талантливыми композиторами и музыкантами и часто аккомпанируют отцу в театральных постановках. «Я рад, что удержался от ошибки моей семьи и не стал мешать детям в выборе профессии», – признается сегодня француз.
Тем не менее, будучи на протяжении 12 лет образцом примерного мужа и отца, актер в один прекрасный день собрал вещи и ушел к белокурой актрисе Мюриэль Дюбрюль, которой папарацци поспешили присвоить титул его второй жены. Зато сам Ришар, рассказывая о своих браках, практически никогда не вспоминает об этом романе. Далее последовали страстные, но короткие романтические отношения с марокканкой по имени Айша, которая была моложе актера почти на 34 года.
Но и этот союз так и не закончился свадьбой. Своей второй супругой французский комик считает бразильянку и бывшую топ-модель по имени Сейла Ласерда, годящуюся ему по возрасту практически во внучки. Любопытно, что к моменту их знакомства девушка, на родине которой европейское кино не пользуется популярностью, понятия не имела о том, насколько ухаживающий за ней рыжеволосый мужчина известен публике.
А Пьер, по его словам, влюбившись в бразильянку с первого взгляда, готов был преодолеть любые препятствия на своем пути: наличие мужа-фотографа и языковой барьер. И хотя Сейла не говорила по-французски, а актер не знал португальского языка, это не помешало им понять и полюбить друг друга. Сегодня, несмотря на довольно приличную разницу в возрасте супругов, их союз длится уже более 20 лет.
Неувядаемый блондин
Сегодня 85-летний седовласый и морщинистый комедиант с грустью вспоминает молодые годы, хотя повода для уныния у него, казалось бы, нет. Он по-прежнему смешлив, как мальчишка, легок на подъем, а его голубые глаза совсем не растратили озорного блеска. Да и за плечами Ришара вереница внушительных достижений.
Он состоялся в качестве актера, режиссера, продюсера и основателя собственной кинокомпании «Фиделина» по производству и прокату фильмов. Благодаря наследию, Пьер сумел продемонстрировать и неплохие способности в бизнесе, стал виноделом, экспортирующим несколько десятков тысяч бутылок своего вина в Бельгию.
Прожив долгую жизнь и считая себя жизнерадостным пессимистом, знаменитый французский лицедей признается, что на чаше его весов жизнелюбие всегда перевешивает депрессию: «Наверное, с годами я стал снисходительнее по отношению к самому себе. Теперь мне кажется, что и в молодые годы я был не безнадежно плох».
А на многочисленные вопросы журналистов, о чем же мечтает высокий блондин в черном ботинке, не задумываясь, отвечает: «Ребенка я сыграть уже не могу, а вот собаку – пожалуйста! Особенно, если речь идет о старом кобеле».