top of page
Юлия Шемякова

Богдан Зубченко: Парфюмер

Богдан ЗУБЧЕНКО – украинский парфюмер, представляющий нашу страну на международном рынке. Он знает всё: какие запахи считаются дорогими, как правильно «носить» ароматы и, самое интересное, чем пахнет Украина…

Парфюмер

Я нишевый парфюмер, всю свою жизнь занимающийся высокой парфюмерией. У меня есть свое небольшое лабораторное производство – я создаю ароматы как для своего бренда, так и для других марок. Мой бренд называется «BZ Parfums» («Би Зет Парфамс»). И, главное, я артист, от слова «арт» - человек искусства. Первые ароматы были созданы в начале 1990-х. Тогда родилась и сейчас существующая парфюмерная серия Alea, что в переводе с латыни означает «счастливая судьба, удача, жребий». Сегодня в серии представлено 16 ароматов, созданных с 1997 года, коллекция развивается и дополняется новыми композициями. В августе этого года состоялась премьера трёх новых ароматов, над которыми я работал достаточно долго: над «Аркадией», посвященной Одессе, работа шла с перерывами около трёх лет; аромат «Плеяды», который был вдохновлен прекрасным созвездием и древнегреческим мифом, создавался около двух лет; новая «Поричка Экстрим» этого года – более яркая и насыщенная версия моего самого популярного аромата «Поричка», презентованного в 2015 году. «Поричка» стала символом новой украинской парфюмерии, поскольку воплощает важный украинский архетип, и это был первый парфюм, полностью построенный на украинских образах. Сегодня этот аромат стал сувениром из Украины, и для многих ее ароматом-символом.

Чем пахнет Украина?

Тут единого мнения быть просто не может - Украина многогранна, и у каждого из нас свой ольфакторный (обонятельный) опыт. И тут важно, работая над ароматом, найти очень точные образы, ноты, их сочетания, которые будут у разных людей вызывать схожие ассоциации, ощущения, пробуждать память и вызывать эмоции. Я всегда учитываю множество нюансов и подхожу к этому процессу, как к созданию произведения искусства. У хорошего аромата должна быть выстроена драматургия - последовательное раскрытие нот, постепенно создающих ольфакторный образ. И образ этот должен бытm тщательно продуманным, коррелирующим с культурой, историей и обонятельными предпочтениями людей. Безусловно, моя работа – это старинное ремесло и знания в области химии, но прежде всего это художественная профессия. Чтобы создать настоящие духи, нужно понимать людей, их психологию, культурный контекст, социальные реалии, привычки, рынок. Таким образом была создана целая галерея парфюмерных образов, ароматы: «Ковалії», «Бурштин», «Дехтярі», «Розталь», «Анн де Киев» и другие.

С чего все начиналось

Я родился в Полтаве, всегда был увлечен искусством и ароматами. Лет в 13 создал свою первую химическую лабораторию. По окончию Полтавского музыкального училища по классу кларнета, три года работал в оркестре. В 88-м году начал писать маслом – живопись моя сильная страсть до сих пор. Начал вести циклы просветительских лекций по истории искусств, моды, а позже по истории парфюмерии, которые переросли в тренинги для профессионалов парфюмерного ритейла (этим я занимаюсь по сей день). Далее началась работа стилиста, мода. Ставил и вел показы, шоу, выстраивал имиджи для артистов, гримировал. Так, в 1997 году я пришел на телевидение и затем получил высшее режиссерское образование. С 98-го начал ставить и вести программы на телевидении, а с середины 2000-х работал в крупных проектах на каналах СТБ и ICTV. Затем разочаровался в нашем телевидении - там почти не осталось того, что я люблю и ценю. Распрощавшись со своей вполне успешной тв-карьерой и с иллюзиями на этот счет, начал все сначала, настроился на непростой путь украинского парфюмера и зарабатывание денег творчеством.

Как парфюмер я начинал, когда мне было 22 года. Были огромные сложности с сырьем. Это было тяжелое депрессивное время, и я использовал в работе то, что мог достать – эфирные масла, спирт, редкие искусственные ингредиенты. Разваливаясь, фабрики сбрасывали свои остатки, и я что-то «выхватывал» оттуда. Часть материалов делал сам - настойки из трав, занимался дистилляцией.

Первыми носителями моих ароматов были друзья, знакомые, возлюбленные. Постепенно круг клиентуры расширялся. Я всегда мечтал, чтобы у нас состоялся рынок авторской парфюмерии. И у меня были эталонные примеры – моя коллекция великолепных ароматов прошлых эпох. Еще в начале пути я решил, что смогу называть себя парфюмером лишь тогда, когда смогу сделать что-то, не хуже известных ароматов французской школы, но с моим почерком, современные и оригинальные.

Во второй половине 2000-х стало понятно, что моя цель может быть достигнута – в Украине начали появляться нишевые парфюмерные бутики. И я вышел на новый этап, начав работать не только на выстраиванием новой коллекции своих ароматов, но и созданием рынка украинской нишевой парфюмерии. На этом пути многое пришлось преодолеть – недоверие, сарказм, финансовые трудности. Очень многое мне дало профессиональное общение и работа с коллегами - европейскими парфюмерами, которым я весьма благодарен, а также работа с Guerlain - я имел честь быть директором киевского бутика этого легендарного парфюмерного дома.

Решил рискнуть и, как мечталось когда-то, поставить свои ароматы на одну полку с производителями из Европы и Америки. Мне еще понадобилось несколько лет подготовки, но в 2013 году я вместе со своим бизнес-партнером и другом Владом Зварычем создал новую упаковку, каталог и презентацию. Мы вышли на рынок как первый профессиональный, созданный по европейским стандартам, украинский бренд нишевой парфюмерии. Двадцать лет пути и результат - ароматы от BZ Parfums представлены в лучших бутиках нишевой парфюмерии Киева, Львова, Одессы, Днепра и других городов. Теперь я хочу более широко познакомить со своими ароматами остальных европейцев.

Высокая парфюмерия – что это?

Это совокупность определенных качеств и связь с традицией. Можно провести аналогию с одеждой «от кутюр», с высокой модой – высококлассное сырье и исполнение, лимитированность выпуска, великолепный дизайн. И так же, как сложно определить несведущему человеку, придя на выставку современного искусства, мазня это или живопись, так и с парфюмерией. Определить уровень могут люди с опытом, которые много понюхали, осмыслили, которые знают достаточно в этой области. Это могут быть как продвинутые клиенты, так и профессионалы – владельцы бутиков, байеры, дистрибьюторы. А еще есть люди с хорошим вкусом и чутьем на все качественное. Хорошие духи обладают яркостью образа, они оригинальны, оставляют неизгладимое впечатление. Высокая парфюмерия – это аромат с хорошей диффузией, достаточно стойкий, несущий определенный образ и комфортный в ношении. Добавлю, что парфюмерия, в отличие от одежды, более абстрактна. Многие склонны считать, что если запах не противен, то эти духи можно считать хорошими. Но это не совсем так. Важно раскрытие аромата, оттенки, его взаимодействие с телом человека и воздухом, иные нюансы. Куда проще с одеждой, ведь плохо сидящий пиджак заметен. А духи эфемерны и для их выбора и оценки нужно много больше опыта.

Мастерство парфюмера

Парфюмер – профессия длинной дистанции. Творчество и искусство – это не одно и то же. И плюс ремесло, производство. Стать парфюмером за год-два невозможно. Лет через пять усилий что-то начинает получаться. Потом этап развития образного построения и индивидуального почерка – ведь мы все ценим авторский, оригинальный подход. Эта профессия требует немалой эрудиции и усидчивости, терпения. Накопление опыта занимает много времени – из года в год, в природе и в лаборатории нужно нюхать и запоминать все запахи, натурального и синтетического происхождения, понимать, анализировать их, изучать разнообразные свойства множества парфюмерных материалов. У начинающих парфюмеров есть свои подводные камни - использование ингредиентов, которые сами по себе хорошо пахнут. Или создание чего-то странно пахнущего под девизом «я художник – я так вижу». Мастерство не в том, чтобы не испортить то, что и так хорошо пахнет или шокировать публику. А вот высший пилотаж – составить, например, оригинальный цветочный букет (кстати, он сегодня в тренде). Дело в том, что все это огромное количество прекрасно пахнущих растений не дает парфюмерного сырья. Мастер парфюмер собирает ароматный аккорд из тончайших оттенков запахов арома-молекул, как художник-импрессионист наслаивает цветные мазки, чтобы создать иллюзию цветения. Это направление одно из самых сложных. А есть еще абстрактные ароматы, а еще минеральные, с нотами влажных камней, например. Это большой труд.

Запах прошлого

Сегодня мы, благодаря обширным знаниям, стали мудрее и умеем самостоятельно формировать собственный образ. Можем носить ультрасовременные модные ароматы, но тут же надеть из бабушкиного сундука винтажную брошь или дедушкины невероятно красивые запонки. И это очень правильный и современный подход. Так же мы можем надеть аромат из 1950-х годов, при этом будем одеты по моде 2018 года, и это произведет прекрасное впечатление. Важно не быть снобом, смотреть шире, чувствовать баланс вкуса, творить свой стиль.

Дорогой аромат

И я снова сделаю упор на художественную часть. Когда мы подходим к картине, как определяем, что она дорогая? Потому что краски дорого стоят или рама? Дорогими духи делают множество факторов. Безусловно, нельзя игнорировать важность маркетинга, влияние рынка. Качественный парфюм – это совокупность дорогого сырья, оригинальность и художественная ценность, плюс исполнение. Материалы, используемые в дорогой парфюмерии, могут стоить немалых денег. Например, очень дороги абсолюты жасмина, масла лучших роз или удового дерева. Но порой совсем недорогие ингредиенты могут дать потрясающие сочетания, которые в тест-группах определяются, как «дорогие, шикарные, престижные». Важно мастерство парфюмера – баланс нот и то, как они воспринимаются в существующем культурном контексте.

На окончательную цену влияет упаковка – она в совокупности с рекламным бюджетом определяет львиную долю стоимости, и с этим ничего не поделать. И вот тут приходится быть не только художником, но и бизнесменом.

Мужской или женский?

Мои ароматы мультигендерные, ведь гендеров больше, чем полов. Аромат – это эмоция, состояние, настроение. Любой человек с любым ощущением пола способен сам для себя определить, его ли это аромат. Хотя некоторые композиции во время разработки я ощущаю и проектирую как более женские, другие считаю более маскулинными. Но, поверьте, я же много общаюсь с клиентами, даю мастер-классы, провожу исследования и много раз слышал о том, что моя цветочно-фруктовая «Поричка» носима мужчинами, а кожаный «Мистер Идол» очень ценим некоторыми женщинами. Они даже в шутку спорят со мной, и говорят, что не согласны с таким определением! Мир многогранен и каждый волен выбирать сам. Важно то ощущение счастья, которое дарит вам аромат. Когда вы приобретаете парфюм, он становится вашим во всех смыслах. То есть я его автор, но вы его выбрали и он ваш, и только вы решаете, какой у него характер, какой он образ создает, куда и как его носить – это уже ваша история.

Культура ношения духов и общество

В этом вопросе главное - парфюмерный этикет. Нужно понимать какой аромат когда и куда надеть. Важно не только себе доставлять парфюмерную радость, но и уважать других людей, их личное пространство. Этому многим еще предстоит учиться. У нас большое расслоение в обществе, мы страна контрастов. Например, таких кафе, как у нас, которые появились в последние годы, в Европе еще поискать. Какое меню, дизайн и сервис! И тут же рядом обшарпанность, неухоженность. В Украине столько энергичных и креативных людей, которые меняют нашу страну, я горжусь ими! И то же самое в парфюмерии. У нас есть небольшой процент людей, которых я любя называю «унюханными пользователями» или «парфманьяками», - они много знают. И заметьте, сколько у нас появилось в последние годы нишевых бутиков и отделов в крупных сетевых магазинах. Там представлены великолепные бренды, исторически значимые, а также нишевые, необычные. Даже если люди не могут себе позволить купить это, они могут знакомиться и желать эти ароматы, изучать их, а купить со временем. Но это будет действительно высокого уровня парфюмерия – надо себя уважать. Пусть один-два парфюма, но отличного качества! И значит, у нас не все так плохо, раз существует сегмент взыскательных покупателей, которые разбираются в хороших ароматах, а значит научат этому своих детей. Ведь парфюмерия – неотъемлемая часть искусства и культуры.

Мне бы хотелось, чтобы процесс приобщения к качественной парфюмерии проходил быстрее, поскольку мое время, знаете ли, тоже тикает. С такими темпами то, чего я хочу, произойдет, когда мне будет лет семьдесят, а то и больше (смеется), да еще с нашими экономическими реалиями. А если серьезно и оптимистично, то я думаю, что эта волна идет и постепенно культура красивого ношения парфюмерии получит распространение у значительно большего количества людей. Несколько лет назад мало кто знал про нишевую парфюмерию. Сегодня уже знают не только это слово, но понимают, чем она отличается от люксовой. И хотя вокруг парфюмерии еще много дурацких мифов и выдумок, все меняется. И мы работаем – много украинских образов ждут своего воплощения в парфюмерных композициях.

Почему Украина

У меня никогда не было фанатичного желания уехать. Это мой дом, я люблю Украину и верю в ее хорошее будущее. Я говорю свободно на двух языках, украинский – мой родной язык. Тут мои родители, семья. Я люблю Киев, Полтаву, Львов, наш народ, культуру. И я считаю, что в жизни самое главное – это любовь. Может, это звучит пафосно, но все, что я делаю, я делаю с любовью. Если у кого-то так не выходит, то нужно заняться другим делом. Делать от души и упорно. И все получится.

662 просмотра
bottom of page