Надо полагать, не так уж и много найдется детей, а вместе с ними и взрослых, которые никогда не слышали о Незнайке – сказочном персонаже из необычного Города коротышек. А вот о создателе известной трилогии, рассказывающей о похождениях любознательного человечка и его друзей, о необыкновенном человеке и талантливом писателе Николае Носове, известно, увы, не так уж и много.
Трудное детство
Классик детской литературы Николай Николаевич Носов, пройдя нелегкий путь и став известным писателем, крайне редко старался вспоминать свое детство, называя его «темным и страшным временем невзгод».
Он появился на свет 10 ноября 1908 года в киевской многодетной семье и рано познал все тяготы бедного существования. Безработной матери и отцу, служившему артистом, но постоянно подрабатывающему на железной дороге, с трудом удавалось прокормить трех сыновей и дочь.
Однако маленький Коля не обращал внимания на, казалось бы, безрадостные будни и выделялся среди остальных детей любознательностью и неуемной фантазией. Он очень любил постановки с участием отца и старался не пропускать ни одной.
Правда, дальше просмотров спектаклей дело так и не зашло. Зато, побывав на одном из концертов классической музыки, мальчик загорелся желанием учится в музыкальной школе. Не имея финансовой возможности оплатить обучение сына, родители подарили ребенку скрипку, чтобы хоть как-то компенсировать его разочарование. Однако и этот сложный инструмент ненадолго задержался в руках неугомонного мальчугана.
Ему больше по душе пришлась мандолина, на которой он научился играть самостоятельно. При этом, пытаясь расширить свой кругозор, Николай пробовал заниматься сочинительством, шахматами, электро– и радиотехникой. Вместе с тем именно эти годы в жизни будущего писателя совпали с наиболее трагическим этапом российской истории и пришлись на военное лихолетье и революцию.
Поэтому Носов уже с 14-летнего возраста был вынужден совмещать учебу в гимназии с подработками, чтобы помочь родителям прокормить младших детей. Чем только не пришлось заниматься Николаю. Он вывозил мусор на кирпичном заводе, убирал шлак из печи для обжига кирпича, пробовал продавать газеты, косить и убирать траву. При этом как ученик он зарабатывал жалкие копейки, хоть и работал ночи напролет.
В поисках себя
Как утверждают биографы, несмотря на молчаливость и замкнутость, Носов был довольно увлекающимся человеком, безоглядно отдающимся своему увлечению. Так, серьезно занявшись изучением химии, он предпринимал попытку поступить в Политехнический институт. «Помню, после окончания гимназии я очень сильно захотел посвятить себя науке. Многочисленные исследования, научные прорывы, люди в белых халатах – всё это казалось мне таким романтичным, несбыточным и захватывающим», – написал он в своей автобиографии.
И хотя его не приняли из-за того, что образование в гимназии не соответствовало профилю высшего учебного заведения, юноша нашел своеобразный выход из создавшегося положения: он организовал на чердаке дома школьного друга небольшую лабораторию для своих научных изысканий, ставшую на длительный период его вторым домом. Но, как и в случае со скрипкой, спустя время Николай, охладев к химии, всерьез увлекся фотографией, на которую, не задумываясь, тратил все имеющиеся деньги.
Для этого ему пришлось минимизировать остальные свои расходы и долгое время использовать в качестве одежды единственную спецовку, полученную на заводе. Впрочем, этим не ограничилось. Задавшись целью получить высшее образование, Носов после вечерней школы сначала поступил на фотокиноотделение Киевского художественного института, а через полгода увлекшись кинематографом, перевелся в Московский институт кинематографии.
Именно в его стенах юноша окончательно осознал, что наконец-то нашел дело своей жизни. В качестве постановщика и режиссера мультипликационных и научных картин Николай проработал практически 20 лет. Причем в годы Отечественной войны за съемку ряда учебных кинолент для танковых войск Советской армии он даже получил Государственную премию, а в 1943 году был награжден орденом Красной Звезды.
Увлеченный фантазер
После рождения сына, к удивлению многих, Николай Николаевич дебютировал и как детский писатель, открыв в себе литературный талант. В 1938 году в популярном по тем временам журнале «Мурзилка» был опубликован его небольшой рассказ под названием «Затейники», сочиненный им для своего сына. Спустя месяц на суд читателей было вынесено еще несколько произведений: «Огурцы», «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огородники».
Все рассказы Носова до такой степени понравились маленьким читателям, что журналу «Мурзилка» пришлось увеличивать свой тираж практически втрое. По мнению современников, эти повествования привлекли внимание не столько новизной, сколько максимально точно и конкретно описанной детской психологией. И мало кто тогда догадывался, что автор, для того чтобы узнать, как мыслят дети и что конкретно им хочется видеть в рассказах, педантично изучал все детали этой сложной науки.
Это не помешало ему к концу войны выпустить в свет еще два сборника: «Тук-тук-тук» и «Веселые рассказы», сделавшие Носова популярным не только в его родном городе, но и далеко за его пределами. Добавило автору известности среди читателей и довольно занятное произведение того периода – «Витя Малеев в школе и дома», за которое Николай Николаевич получил Сталинскую премию третьей степени. К слову, с этой книгой связан и почти анекдотичный случай.
Располагая информацией о выдвижении «Вити Малеева» на соискание высшей литературной награды Советского Союза, главный редактор детского государственного издательства Константин Пискунов, настоятельно порекомендовал Носову внести в произведение несколько упоминаний о вожде СССР. На что новоиспеченный литератор на свой страх и риск не преминул сострить о том, что книга, дескать, про двоечников и не пристало в такой компании вспоминать о товарище Сталине.
Отец Незнайки
Прекрасно ориентируясь в мальчишеской психологии и черпая сюжеты из настоящей жизни, Носов в своих произведениях до такой степени подробно и понятно описывал поступки своих остроумных и пытливых героев, что любой малыш, читая об их приключениях, без труда узнавал себя самого. Написанные живым, динамичным языком и захватывающие своим сюжетом буквально с первых страниц, книги писателя молниеносно сделали его творчество интересным для миллионов юных читателей и их родителей.
Однако всемирная популярность и вневременная любовь читателей досталась трилогии Николая Николаевича, включавшей романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Она рассказывает об озорном и любознательном непоседе, одержимом жаждой деятельности и постоянно попадающем в необычные, зачастую комичные ситуации.
Казалось бы, каждое из этих повествований представляет собой обычный рассказ с определенными элементами фантастики. Но на самом деле, став визитной карточкой литератора, книги о коротышке Незнайке в доступной и игровой форме рассказывали маленьким читателям об азах экономики, а иногда и о предпринимательской деятельности.
Ребенок, прочитавший все три книги о Незнайке, в полном смысле слова мог сдавать техминимум. А ведь никто и не догадывался о том, что, работая над сказкой о коротышках, ее автор детально изучал всевозможные научно-технические статьи, энциклопедии и справочники. При этом, приступив к третьей книге «Незнайка на Луне», даже проштудировал многие работы Циолковского и встретился с космонавтом Леоновым.
Между тем малоизвестен и прототип главного героя. А ведь он буквально списан с единственного сына писателя Пети, который, зная об этом, придумывал все новые и новые шалости. Да и сам автор воспринимал своего героя как родного. Известен случай, когда Незнайку, не согласовав с Носовым, разместили на обложке детского журнала «Веселые картинки», что привело к ссоре между писателем и редактором журнала Иваном Семеновым. И когда последний попробовал отшутиться: «Ну что ты так разнервничался? Кто тебе этот Незнайка?» – Николай Николаевич категорически отрезал: «Сын!»
Беспартийный литератор
Общий тираж «Незнайки» оценивается почти в две сотни миллионов экземпляров. Но, несмотря на популярность своих произведений, писатель и лауреат государственных премий довольно долго проживал в небольшой столичной квартире, окна которой выходили на круглосуточно громыхающее депо Киевского вокзала. При этом он не имел ни дачи, ни автомобиля и ни разу не бывал за рубежом.
Его просьбы о членстве в жилищном кооперативе Союза писателей дважды отклонялись, и лишь на третий раз Носову была продана 40-метровая квартира. И это был не единственный отказ. Решив переиздать «Незнайку на Луне», любимый детский автор в течение нескольких лет не мог найти для этого средств. Хотя, по мнению близких родственников, причина была довольна проста.
Николай Николаевич решил полностью посвятить себя творчеству. Он не хотел вступать в партию, тратить время на участие в многочисленных пленумах и съездах, обивать пороги высоких кабинетов и выпрашивать удобные и оплачиваемые должности. Правда, он состоял в Союзе писателей и платил довольно большие взносы – согласно гонорарам от миллионных тиражей своих произведений.
В 1957 году авторитетным международным журналом были определены произведения русских писателей, чаще всего переводившиеся на иностранные языки. Многие были удивлены результатом. Третьим по счету в списке, за Максимом Горьким и Александром Пушкиным, оказался не кто иной, как Николай Носов. Стараниями переводчиков его персонажи заговорили на многих языках мира. Даже по-японски. Так что, не стоит удивляться, увидев в Японии кафе «Незнайка».