top of page

Судьба ласкает молодых и рьяных

На его счету более 130 киноработ, он озвучил десятки фильмов и мультфильмов, играл на сцене «Ленкома» ведущие роли и спел десятки любимых шлягеров. Мог бы сделать больше, но в ночь на 28 февраля 2005 года не справился на обледенелой дороге с управлением авто и разбился, получив черепно-мозговую травму. 27 февраля 2017 года вновь попал в аварию, в этот раз за рулем была его супруга – вновь с сотрясением мозга актер попал в больницу. В том же году у Караченцова диагностировали неоперабельную раковую опухоль в левом легком… Он всего день не дожил до своего 74-летия. Вспомним жизненный путь яркого, незабываемого артиста, его слова, дела, роли…

В роли Билли, «Человек с бульвара капуцинов»

«Мужчина не имеет права соединять слова «я» и «устал». Он может один раз в жизни сказать: «Нет больше сил» – и умереть»

Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве, в семье Петра Караченцова, художника-графика (он много лет проработал в журнале «Огонёк»), и Янины Брунак, балетмейстер-постановщицы Большого театра. Семья творческая, и неудивительно, что в 1963 году Николай подал документы в Школу-студию МХАТ.

Он не любил об этом говорить, но детство провел в интернате. Вообще Караченцов мало говорил о себе и не любил давать интервью. То, что мы знаем о нем и его семье, – это в основном воспоминания его друзей.

Караченцова приняли на курс к Виктору Монюкову, который он с отличием закончил в 1967 году. Практически сразу поступил на службу в «Ленком». Когда в театр главным руководителем пришел Марк Захаров, а это случилось в 1973 году, Караченцов получил главную роль в провокационном спектакле-мюзикле «Тиль» по сценарию Григория Горина и на музыку Геннадия Гладкова.

Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы: острые реплики, непривычно смелые зонги. Великолепно сыгравший Тиля Уленшпигеля – шута, хулигана и бунтаря – Николай Караченцов стал кумиром советской молодежи 1970-х. Эта роль принесла ему репутацию синтетического актера-универсала – певца, мима, акробата. Самой же известной театральной работой Караченцова является роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» – спектакле, ставшем визитной карточкой «Ленкома»

«Собака на сене» и великолепный маркиз Риккардо

«Любящие люди должны душами разговаривать, а если не получается, то что языками трепаться»

Женщины Караченцова любили. Даже не так – обожали и боготворили. Он был кумиром тысяч и мог вести богемно-восторженный образ жизни, как сейчас говорят, но всю жизнь был предан одной – Людмиле Поргиной, с которой вступил в брак 1 августа 1975 года. Вокруг их семьи ходило множество слухов, и Людмиле приходилось непросто, но друг другу поводов для ревности они не давали. У Николая и Людмилы в 1975 году родился сын Андрей, в 2002 году появился на свет первый внук Петр, затем внучки Янина и Ольга.

Отношение к жене Караченцова всегда было предвзятое – здесь и ревность, и зависть. Но они просто жили, сохраняя свою семью от вмешательств извне. Да, Людмила пожертвовала своей карьерой актрисы ради него, но никогда не сожалела. Она понимала, что всегда находилась в тени мужа, но всегда говорила об этом с улыбкой.

Владимир Бусыгин в «Старшем сыне»

«Я всегда хотел быть первым артистом в мире... И не меньше»

Профессии Николай Петрович посвятил сорок лет свей жизни. Из них 37 – театру «Ленком». Марк Захаров говорил: «Николаю Петровичу я очень благодарен за то, что он был воистину строителем театра. Я пришел туда в 1973 году, когда все находилось в запущенном состоянии. На сцене стояла запах алкоголя (уж не буду вдаваться в другие подробности). И Караченцов сыграл выдающуюся роль в создании «Ленкома», в укреплении его основ, актерской дисциплины. Он стал примером для многих».

После выхода «Юноны и Авось» Николай не знал, как реагировать на свалившуюся на него славу. Вспоминает Владимир Быстряков, друг Караченцова:

«Пьер Карден пригласил тогда его, Марка Захарова, Сашу Абдулова и Елену Шанину в Нью-Йорк (после просмотра «Юноны и Авось» Карден очень впечатлился работой актера. – Ред.). В одном из фешенебельных отелей был устроен грандиозный прием. Коля рассказывал мне в подробностях. Огромный зал с красной дорожкой и… троном. А на троне, по задумке Кардена, должен был сидеть Караченцов. Получив такое предложение, Коля стушевался. Но Марк Захаров сказал: мол, не шебуршись и не порть карденовскую задумку – иди и садись на королевский стульчик! Коля сел, и гости начали подходить к нему, представляться: Ким Бессинджер, Джулия Робертс, Синди Кроуфорд, миллиардер Рокфеллер… Все происходило как в сказке. Мог ли обо всем этом когда-то мечтать пацан, детство которого прошло в интернате?» («Факты», февраль 2014 г.)

Бандит-неудачник Урри в «Приключениях Электроника»

«Вова, нужно ускоряться – раза в три делать все быстрее»

Эту фразу он сказал Владимиру Быстрякову незадолго до аварии. Кажется, было у него какое-то предчувствие того, что может чего-то не успеть.

Все изменилось в ночь на 28 февраля 2005 года. Караченцов спешил с дачи в Москву, был взволнован, поскольку получил известие – умерла теща, Надежда Поргина. Дорога была скользкой, и на Мичуринской проспекте Volkswagen Passat артиста вылетел с дороги. Семья не скрывает, что Николай Петрович не был пристегнут, очень спешил и превысил допустимую скорость. Он вообще всегда бешено торопился.

Его энергии хватало на миллион проектов, он всегда куда-то бежал и имел способность заряжать своей энергией окружающих. Но в тот день скорость привела к трагедии – он получил черепно-мозговую травму, и врачи не давали ему никаких шансов. 26 дней комы, трепанация черепа, множественные операции – такое выдержать было непросто. Когда он пришел в сознание, врачи сказали, что ходить и разговаривать он не будет. Но уже в 2007 году Караченцов вышел на сцену во время гала-концерта «Звезды сошли с небес…», чтобы показать себя зрителю.

Реабилитация была тяжелой, и он не справился бы без своей супруги, которая ни на минуту не отходила от мужа. Тогда Людмилу назвали сумасшедшей и обвинили в том, что она чуть ли не издевается на Николаем – везде его возит: в кино, в рестораны, на встречи. Но Поргина ответила железно: «Он живой человек и хочет жить!»

Близкие друзья, оставшиеся после аварии, говорили: «Ему нравится жить!» «Он не просто пребывает на этой земле, Коля живет насыщенной жизнью. Он хочет видеть, как вырастут его внуки. В Петьке, например, он видит себя, чувствует свою энергетику», – говорила Людмила Поргина.

«Папа не выходит на сцену, не снимается в кино, но, несмотря на это, образ жизни у него очень активный. Девять лет подряд каждый день – борьба за свою жизнь. Ради самой жизни и ради своей любви – ради мамы. А она молодец, понимает, что не нужно отчаиваться, ведь жизнь одна, мы должны идти дальше», – рассказал в 2014 году сын артиста, Андрей.

Николай Караченцов в роли графа Резанова и Елена Шанина, «Юнона и Авось»

Лучшие роли

У этого артиста сотни запоминающихся ролей. Какие самые любимые? Наверное, у каждого зрителя свои. Но даже самое юное сегодняшнее поколение скажет, что знают Урри из «Электроника» и спросят: «А правда, что у Электроника есть кнопка?» А помните наш музыкальный вестерн «Человек с бульвара Капуцинов», снятый в 1987-м? Билли Кинг и это его знаменитое: «Сэр, это был мой бифштекс»…

«Старший сын» (1975), «Собака на сене» (1977), «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Кровавая надпись» (1979), «Трест, который лопнул» (1982), «Белые росы» (1983), «Юнона и Авось» (1983) и еще десятки ролей – он был невероятно хорош как в эпизодах, так и на главных ролях. И мы, благодарные зрители, вспоминая Николая Караченцова, провожаем его в последний путь искренними и бурными аплодисментами. Браво, маэстро!

Факты

  • Николай с детства держал себя в форме. Занимался бальными танцами, а также боксом.

  • В картинах все каскадерские трюки актер всегда исполнял сам, без дублеров.

  • Он был поющим актером. Всего за время своей деятельности исполнил более 200 песен.

  • В кино актер впервые запел в фильме «Собака на сене», благодаря Геннадию Гладкову.

  • Актер создал Школу искусств Николая Караченцова, где обучал молодежь танцам, степу.

  • Сын Ален Делона – актер Энтони Делон, в 1983-м, после спектакля «Юнона и Авось» в Париже, пролетел вместе с Николаем Караченцовым, в честь его таланта, на своем самолете над столицей Франции.

  • Портрет Николая Караченцова изображен на монете достоинством в 1 новозеландский доллар, посвященной рок-опере «Юнона и Авось».

77 просмотров
bottom of page