top of page
Анна Арсеньева

Наталья Гундарева: Несладкая женщина

Прима подмостков и королева в кино, Наталья Гундарева, будучи естественным и эмоциональным олицетворением женщины на экране, имела головокружительный успех и необозримую любовь зрителей. Однако этой «неформатной» актрисе, покорившей всех своим талантом и харизмой, за признание и головокружительную карьеру пришлось расплатиться самым важным в жизни – своим здоровьем и отсутствием детей.

Девочка с «недиетической» фигурой

Гундарева выросла в московской коммуналке на Таганке, в семье представителей советской технической интеллигенции, абсолютно далекой от богемного мира искусства: отец посвятил себя автомобилестроению, а мама после окончания строительного вуза занималась проектированием в одном из столичных НИИ.

Родители девочки были заядлыми театралами и ревностными поклонниками МХАТа. Благодаря им пятилетняя малышка тоже полюбила этот волшебный мир. «Я не знала – ступать мне по полу в театре или летать», – вспоминала позднее актриса. Она увлеклась литературой, посещала драматический и вокальный кружки.

Первым серьезным шагом к будущей актерской карьере стало ее участие в пьесе «Дикая собака динго» на сцене городского Дома пионеров. Ширококостной и рослой Наташе досталась роль матери главной героини. Впрочем, эта возрастная роль не расстроила бесстрашную пятнадцатилетнюю пышечку-школьницу, а даже наоборот, стала своеобразным стимулом в радикальной борьбе с комплексами. Наташа записалась в баскетбольную секцию спортивной школы, стала посещать бальные танцы и бегать на лыжах.

После окончания девятого класса и развода родителей беззаботная жизнь для Гундаревой закончилась. Она перевелась в вечернюю школу и пошла работать чертежницей в конструкторское бюро. Унаследовав от родителей пространственное мышление, девушка легко справлялась с мудреными чертежами любой сложности и даже решила стать инженером-строителем.

Театральная прима

От поступления в МИСИ Наташу отговорил ее друг по театральному кружку Виктор Павлов, ставший в дальнейшем также известным актером. И хотя у таких, как она – пухленьких и конопатых, шансов стать актрисой было немного, девушка рискнула забрать документы из технического вуза и пошла брать штурмом знаменитую «Щуку».

Строгая конкурсная комиссию выбрала из 250 абитуриентов именно Наталью. И та оправдала все ожидания. «Недиетическая» фигура будущей актрисы с лихвой компенсировалась живой энергией и харизмой, самоотдачей и работоспособностью, а также уверенностью в своих силах.

Вдохновенно постигая азы актерского мастерства, девушка усердно, по нескольку часов в день, занималась хореографией, сценическим движением, пластическими этюдами. А на втором курсе, потрясающе сыграв Домну Платоновну из «Воительницы» Лескова, даже удостоилась заслуженной похвалы из уст тогдашнего ректора Щукинского училища Бориса Захавы, восхищенно воскликнувшего: «Гундаревой уже нечему учиться – пора на сцену!»

Неудивительно, что после окончания учебы актриса была невероятно востребованной, но она предпочла Театр имени Маяковского, отдав ему впоследствии всю свою жизнь. На первых порах ей доверяли лишь второстепенные роли. Но после того, как она сыграла Липочку в пьесе Островского вместо срочно уехавшей на зарубежные гастроли Дорониной, ее приметил главный режиссер театра Андрей Гончаров, о ней с восторгом заговорили критики.

В скором времени Наташа стала его любимой актрисой главрежа. «Я слепо однажды приняла на веру его веру. Я была только глиной в руках Мастера», – признавалась она позднее. Говорят, именно из-за Гундаревой из театра Маяковского ушла в те годы легендарная Татьяна Доронина – режиссерской любви Гончарова не хватало на двух прим, и им было тесно на одной сцене.

Нужно сказать, что Наталья в лучшие свои годы создала целую коллекцию женских образов. Все ее героини были «обыкновенными женщинами». Но как же правдиво она из играла! «Сладкая женщина», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие»… Да, подавляющее большинство советских женщин были именно такими, какими их представила Гундарева. За что ее и любили.

Женщина в поисках счастья

Актрисе, создававшей на сцене и телеэкране правдивые и настолько убедительные женские образы, зрители довольно часто приписывали романтические отношения с ее партнерами. Так, после премьеры картины «Одиноким предоставляется общежитие» никто не сомневался в ее романе с Александром Михайловым.

Также некоторые были убеждены и в существовании ее брачных уз с Сергеем Шакуровым, а затем и с Виктором Проскуриным. Однако все они были возлюбленными Гундаревой только на экране. Конечно, талантливая актриса была замужем. Даже трижды.

Ее первой серьезной любовью стал известный режиссер-постановщик Леонид Хейфец, с которым она познакомилась буквально после института, придя к нему на пробы в видеоспектакле «Обрыв». И хотя на тот момент Наташе исполнилось всего-навсего 24 года (в то время как ему было 38), вспыхнувшее между ними чувство было настолько сильным, что мужчина, проигнорировав общественное мнение, ушел из семьи к любимой женщине. При этом родственники Хейфеца, особенно его мать, довольно недружелюбно приняли в свою семью новую невестку, которая не была настолько покладистой и прилежной, как предыдущая.

Правда, несмотря на это, супруги в первые годы брака были очень счастливы. В их уютной квартире на Тверской за хлебосольным застольем собиралась чуть ли не вся театральная Москва. Но со временем гостеприимство стало даваться Гундаревой с большим трудом. Дело в том, что именно в этот период востребованная и ставшая популярной актриса снималась одновременно в 5–6 картинах, после чего у нее практически не оставалось ни сил, ни желания выполнять еще и роль радушной хозяйки.

В конце концов мелкие скандалы с мужем и возросшая профессиональная востребованность Натальи привели к тому, что после шести лет супружеской жизни брак распался. Усугубило ситуацию и решение беременной актрисы сделать аборт ради главной роли в очередном фильме.

Служебный роман

Расставшись с первым мужем, Гундарева довольно быстро снова влюбилась. Ее новым избранником стал коллега по театру красавец Виктор Корешков. По утверждению актрисы, она и сама не заметила, как любовные отношения на сцене плавно перекочевали в реальную жизнь. Окружающие не переставали удивляться, гладя на перемены, произошедшие в Наташе: она буквально расцвела, стала нежной и внимательной.

Чего нельзя было сказать о ее партнере, который практически не демонстрировал своих чувств, а лишь благосклонно подыгрывал Наталье. Друзья театральной примы пытались обратить ее внимание на то, что Корешков ей явно не подходит и попросту использует создавшееся положение. К сожалению, влюбленная звезда на тот момент слушать ничего не захотела.

Зато после официального оформления отношений актриса словно прозрела и осознала, насколько ошиблась в этом человеке. И даже узнав о том, что муж, не скрываясь, изменяет ей, Гундарева на стала устраивать публичных сцен ревности и громогласных скандалов.

Поговаривали, что она также находила с кем отдохнуть и развлечься на время отсутствия законного супруга. А год спустя, потеряв на пляже обручальное кольцо, Наталья окончательно поняла, что готова к разводу с супругом. С этого времени она стала избегать сослуживцев-мужчин, поняв до какой степени творческие люди склонны занимать свое сердце нечестными по отношению к любимым страстями.

И хотя в дальнейшем ее окружало множество ухажеров всевозможных профессий, большинство из них были обыкновенными альфонсами, которые вряд ли догадывались о том, что она все знала, все видела, но, будучи довольно влюбчивой натурой, до последнего не желала в это верить.

Расплата

Гармонию Наталья обрела только с актером Михаилом Филипповым. Этот союз оказался для нее самым благополучным. Но их встреча состоялась слишком поздно. Актриса уже не могла иметь детей и очень страдала из-за этого. На вопросы журналистов она бодро отвечала, что отдала все свои силы профессии и ни о чем не жалеет. Но позднее признавалась, что мечтала о детях, но упустила момент.

Вместе с тем в начале 80-х начались проблемы со здоровьем, осложняемые не самым размеренным образом жизни: стрессами, перегрузками и курением. Свою лепту внесла и серьезная автомобильная авария, в которую Наталья попала в 1986 году. Впрочем, раннюю смерть этой харизматичной женщины многие связывают с резким изменением внешности, произошедшим с ней в конце 90-х.

Если раньше она с гордостью заявляла что «заслужила право быть собой» и никогда не стеснялась своей «неформатности», то с возрастом испугалась, что окажется невостребованной как актриса, и впервые изменила себе. Гундарева неожиданно для всех похудела, сделала несколько пластических операций. Именно это, по утверждению специалистов, могло серьезно сказаться на состоянии ее здоровья.

В июле 2001 года она с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения» поступила в Институт Склифосовского, где на протяжении 10 дней врачи выводили ее из комы. И хотя в тот раз медикам удалось поставить актрису на ноги, окончательно победить болезнь не удалось. Гундарева пережила еще три инсульта и сотрясение мозга – упала во время прогулки. А 15 мая 2005 года невероятно талантливая, красивая молодая женщина (всего-то 57!), любившая жизнь как никто другой, осветившая серые будни миллионов людей, ушла за черный занавес, который поднять невозможно.

bottom of page