top of page
Кира Соколовская

Муслим Магомаев:  Преданный Орфей

Обладателю неповторимого баритона, народному артисту СССР Муслиму Магомаеву 17 августа могло бы исполниться 76 лет. Его боготворило все женское население Советского Союза. Говорят, однажды во время гастролей поклонницы буквально на руках несли автомобиль своего кумира. Сам же певец не уставал признаваться, что для него единственной любимой женщиной в мире всегда была Тамара Синявская.

Преданность своим корням

Родившись в известной семье в многонациональном Баку, Муслим Магомаев всю свою жизнь считал себя азербайджанцем, несмотря на то, что среди его предков были турки, адыгейцы, татары, чеченцы, русские. Его дедушка, в честь которого и получил свое имя будущий певец, был самобытным гением – сын кузнеца, без помощи посторонних освоивший игру на нескольких музыкальных инструментах, получивший педагогическое и музыкальное образование, стал не только профессиональным музыкантом, но и первым оперным композитором в Азербайджане.

Магомет Магомаев, отец будущей звезды, обладал талантами не меньшими, чем его родитель. Однако его одаренность проявилась немного в другом направлении – будучи художником, он создавал сценическое оформление в театрах Баку и Майкопа. А кроме того, не имея специального образования, великолепно музицировал и пел.

Отправившись добровольцем на фронт в начале Великой Отечественной войны, отец Муслима был убит недалеко от маленького городка Кюстрин, вблизи Берлина, всего за несколько дней до завершения войны. Стараясь уберечь психику мальчика, родственники рассказывали ему, что папа находится в длительной командировке. И лишь когда Магомаев-младший достиг 10 лет, ему поведали правду о гибели отца.

Мама Муслима также имела непосредственное отношение к театру. Современники утверждали, что Айшет, сменившая фамилию Магомаева на псевдоним Кинжалова, была талантливой и разноплановой драматической актрисой. После окончания войны, решив продолжить свою сценическую карьеру, она переехала сначала в Вышний Волочок, а затем в Мурманск, где устроилась в местный драматический театр.

Следует отметить, что перед отъездом матери на семейном совете Магомаевых было принято решение оставить мальчика в Баку, в семью его дяди Джамала, чтобы дать ему возможность получить приличное музыкальное образование. И Муслим оправдал возложенные на него надежды: в три года он самостоятельно подбирал любую мелодию, в пять лет сочинил свою, а будучи еще совсем мальчишкой, выступил с оркестром Клуба моряков и стал обладателем золотой медали на фестивале молодежи в Хельсинки.

Большому кораблю – большое плавание

Судьбоносным же событием в жизни Магомаева стало его участие в Декаде культуры и искусства Азербайджана, проходившей в Москве, в ходе которой он исполнил ряд классических оперных произведений и эстрадных песен. Между тем больше всего публику потрясло его исполнение песни «Бухенвальдский набат». На следующий день газеты наперебой расхваливали дебютанта, напечатав восторженные отклики критиков на его выступление.

Однако наиболее ценным для начинающего солиста стало признание билетеров Кремлевского дворца, написавших на его концертной программке: «Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся еще услышать Вас и Вашего «Фигаро» на нашей сцене. Большому кораблю – большое плавание».

После такого триумфального дебюта молодому певцу предложили сольное выступление в Концертном зале имени Чайковского. Спустя год Бакинским театром оперы и балета 22-летний Муслим был отправлен в качестве стажера в миланский театр Ла Скала, куда он отправился вместе с Анатолием Соловьяненко. А еще через два года состоялась первая поездка Магомаева во Францию, где состоялись его выступления на сцене легендарного зала «Олимпия».

Талантливый певец настолько понравился директору «Олимпии», что тот предложил Магомаеву заключить годовой контракт. Однако Министерство культуры Советского Союза выступило категорически против этого предложения, а певец не решился вступать в противоборство с руководством, зная, сколь серьезными могли быть осложнениями.

Опальный любимец номенклатуры

По возвращении на родину молодому дарованию предложили войти в состав труппы Большого театра. Но Муслим не желал ограничивать себя жесткими рамками оперных спектаклей. И, отвергая, казалось бы, выгодное предложение, подобрал для себя довольно разнообразный репертуар: эстрадные песни, оперные арии, русские романсы, популярные шлягеры западных композиторов и неминуемую для того периода патриотическую патетику.

И что примечательно, этому неординарному исполнителю удалось популяризовать современные западные тенденции в музыке, подвергавшиеся критике со стороны высшего партийного руководства страны. Так, в его исполнении с большой сцены впервые в Советском Союзе прозвучала песня Yesterday легендарной группы The Beatles.

Несмотря на такие вольности, талантливому певцу благоволили и министр культуры Фурцева, и Хрущев, и Брежнев, и Андропов. Магомаев как-то рассказывал, что однажды после выступления на стадионе он получил тройную ставку, чем вызвал негодование чиновников. В итоге на его гастрольную деятельность в течение года был наложен запрет.

Однако певцу крупно повезло: практически в это время Комитет государственной безопасности планировал отмечать свой юбилей, и его глава Юрий Андропов обратился к министру культуры Екатерине Фурцевой с просьбой о выступлении на нем популярного певца. «Он у нас в запрете!» – ответила ему Екатерина Алексеевна. «А у нас он чист, – заявил после паузы Андропов. – Обеспечьте!»

Роковой сердцеед

Восточный красавец Муслим Магомаев всегда привлекал внимание слабого пола. В студенческие годы он капитулировал под напором однокурсницы Офелии. Бабушку настолько испугала решимость любимого внука, что она долгое время даже прятала его паспорт, чтобы тот «сдуру не женился». Однако в 19 лет он все-таки стал официальным супругом Офелии. Правда, спустя год после рождения дочери Марины этот брак распался.

В 60–70-е годы знаменитый певец жил, хоть и без официального оформления, с музыкальным редактором Всесоюзного радио Людмилой Каревой, которая сопровождала его в гастрольных поездках. Любопытно, что когда на одном из банкетов Муслим поведал министру внутренних дел Щелокову о том, что нерасписанных влюбленных отказываются селить в одном номере, тот решил проблему по-своему.

За его подписью молодым людям была выдана справка: «Брак между гражданином Магомаевым Муслимом Магометовичем и Каревой Людмилой Борисовной прошу считать фактическим и разрешить им совместное проживание в гостинице. Министр внутренних дел Щелоков». Но и этот союз оказался недолговечным. О его личной жизни в народе ходила масса сплетен и слухов.

Многочисленные почитатели и представители прессы приписывали ему романтические отношения с Эдитой Пьехой. Одни утверждали, что он засылал к ней сватов, другие же рассказывали о том, как в парижском номере знаменитой певицы ее муж Броневицкий искал Магомаева под кроватью.

Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей…

«Я никогда не говорил, что я монах. На моем пути было достаточно прекрасных женщин... Но все это только до Тамары Ильиничны!» – признался певец журналистам. Их первая встреча состоялась в Баку во время фестиваля русского искусства в Азербайджане. В один из творческих вечеров который проходил в филармонии, носящей имя великого азербайджанского композитора Муслима Магомаева, деда знаменитого певца, Роберт Рождественский подвел к нему молодую, но уже довольно известную оперную приму.

Будучи по природе не робкого десятка, на этот раз Магомаев смутился. «Муслим», – застенчиво, опустив глаза, представился он Синявской. Та в ответ улыбнулась: «И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз!» И хотя бывшая на тот момент замужем певица никак не помышляла о серьезных отношениях, Муслим Магометович впоследствии рассказывал в многочисленных интервью: «В Тамару я влюбился мгновенно с первой минуты и как-то подумал в тот момент, что она со мной навсегда».

У них завязался страстный роман, который был прерван отъездом Синявской на стажировку в Италию. Затем последовал год ежедневных многочасовых звонков. Именно в то время Александра Пахмутова и Николай Добронравов специально для них написали песню «Ты моя мелодия». Она настолько пришлась по душе певцу, что он уже спустя несколько дней не только записал, но и спел ее по телефону Тамаре Синявской, находившейся за рубежом.

Вернувшись на родину, певица все-таки решилась на серьезный шаг и развелась с мужем. А 23 ноября 1974 года счастливые влюбленные расписались. И хотя они планировали втайне от всех отметить это событие, им это не удалось. Пришедших в московский ресторан «Баку» молодоженов встретило около 100 человек в зале и более 300 поклонников, толпившихся за окнами. После этого них была еще одна свадьба – в Азербайджане новоиспеченным супругам ее организовал глава республики Гейдар Алиев у себя на даче.

С тех пор Тамара и Муслим создали свой мир, в который практически никого не впускали. Обладательница великолепного голоса, знающая себе цену, Синявская совершила по-женски мудрый поступок – она предоставила любимому супругу первенство во всем. И, несмотря на то, что Магомаев был неимоверно позитивным человеком, со своим внутренним стержнем, гордым, а в некоторых случаях даже своенравным, Тамара всегда оставалась рассудительной и сглаживала семейные конфликты.

В 2005 году Магомаев принял решение уйти со сцены. А после того как он заболел, Синявская не задумываясь покинула Большой театр, чтобы непрерывно быть около него. 25 ноября 2008 года на рассвете, в 6 утра, великого певца не стало.

72 просмотра
bottom of page