top of page
Татьяна ЖУКОВА

Четвероногие помощники на воде

Где только не используются сегодня собаки! И в охране, и в терапии, и в цирке, и на охоте… Но есть еще одна сфера их применения, о которой мало кто знает. Это Служба спасения на воде, которая существует в Украине без малого 10 лет.

О том, что собаки помогали людям в море, известно давно. Могучие и сильные псы вытаскивали рыбацкие сети, лодки и даже людей из бушующих волн. Говорят, что собака спасла даже Наполеона, когда он в бурю выпал из лодки.

Конечно, сейчас в арсенале у спасателей есть техника, которая позволяет обойтись без четвероногих помощников. Но как быть с теми, кто рожден спасать на воде? С ньюфаундлендами, например? И чтобы их ценные качества, взращенные веками, не растерялись впустую, решено было применять их в спорте, который так и назвали – Служба спасения на воде, а если сокращенно, то ССВ.

Шоколадный лабрадор

Если бы пару лет назад кто-то сказал, что в моем гардеробе появится гидрокостюм для дайвинга, на день рождения я буду просить надувную лодку, а начинать летний отдых – в дрессировочном лагере, я бы удивилась. Виданное ли дело! Умудренная тремя декретами и семейным бытом мадам… Какой уж тут, простите, лагерь? Но у судьбы, наверное, были на меня свои планы, которые она реализовала с помощью старшей дочери: «Мама, а вы ведь купите мне щенка?»

С этого все и началось. Под клятвы Маши о неустанной заботе и воспитании в доме появился смешной лабрадор Брэда шоколадного окраса. Дочь держала слово месяц. А потом… Так собака появилась у меня. Постепенно в доме заводились ошейники, поводки, шлейки, мячики, а щенок подрастал, требуя мало-мальского воспитания. Предложенный в интернете ассортимент занятий с собаками был довольно широк. Но хотелось, как всегда, чего-то эдакого… Эдакое нашлось в виде ССВ.

– Здравствуйте, – чуть волнуясь, говорила я, набрав найденный в Сети номер. – А можно подробней узнать, что из себя представляют занятия по спасению на воде? – Можно, – голос в трубке гудел и переливался. – Занятия проходят в виде выездных дрессировочных лагерей два раза в год… Так я познакомилась с единственным на тот момент в Украине судьей и тренером по ССВ – Юрием Малевым.

Как все начиналось

Собственно, с его легкой руки и появилась в Украине кинологическая Служба спасения на воде. Еще в апреле 2009 года он впервые организовал в Пуще-Водице мастер классы с инструктором по ССВ Ксенией Семиковой, которая показала, как собака может работать на воде и что для этого нужно делать. Затем настал черед дрессировочного лагеря, который прошел в Николаевской области в поселке Рыбаковка.

В следующем году уже были разработаны собственные правила по ССВ, утвержденные Кинологическим союзом Украины. По ним в 2010 году и были проведены первые в нашей стране испытания по спасению на воде, в которых приняли участие около четырех десятков собак из разных стран бывшего Союза.

Спустя время, в 2012-м, Международная федерация спасения жизни (ILS) провела в Бельгии курсы по подготовке инструкторов-кинологов для спасения на воде. В числе представителей из Великобритании, Новой Зеландии и многих других стран курсы прослушал и Юрий Малев. Как результат – получил сертификат «Инструктор по подготовке кинологических расчетов спасателей на воде». И уже через два года работал в Латвии на подобных курсах как инструктор, где занимался сертификацией собак по программе ILS. Позже его приглашали на подготовку собак и судейство соревнований в Эстонию, Латвию, Казахстан, Россию.

«Собака – это только инструмент для спасения»

Ю.В. Малев, судья и инструктор КСУ по ССВ, инструктор по подготовке кинологических расчетов спасателей на воде.

– Юрий Владимирович, может ли подготовленная по правилам ССВ собака оказать помощь в спасении?

– Безусловно, собака может быть полезна. Ведь что такое спасение на воде? Это в первую очередь работа по предупреждению несчастных случаев, пропаганда правил безопасного поведения на водоемах. И здесь собака практически незаменима. С ее помощью можно организовать зрелищные показательные выступления, во время которых рассказывать о мерах безопасности при купании.

– А если говорить о реальном спасении в воде…. – То здесь важно помнить, что собака – это только инструмент для спасения. Как аптечка у врача. Поэтому собаку никогда нельзя посылать одну на спасение человека. Она должна работать только в паре с кинологом. Примером такого сотрудничества может служить один показательный случай. Спасатель с собакой поплыл к утопающему, который уже практически выбился из сил. Кинолог зафиксировал человека, прикрепил его к собаке и выслал ее на берег. И пока собака плыла, спасатель имел возможность начать оказывать первую помощь. То есть благодаря собаке не потерялись те драгоценные минуты, которые в результате и спасли жизнь человеку.

– Есть ли у вас возможность взаимодействовать со службами, которые обеспечивают безопасность на воде? – Пока такой возможности нет. И по одной простой причине: в стране отсутствует соответствующая законодательная база. В частности, собакам запрещено находиться на городских пляжах. Поэтому для того, чтобы собаки реально работали на городских водоемах, нужно принимать необходимые законы, как на государственном, так и на местном уровне.

Первые шаги

В первый дрессировочный лагерь мы с Брэдкой ехали немного с опаской. Ну мало ли что собаку заставят делать? И насколько мы будем готовы к такой работе? Но волнения оказались напрасны – упражнения, необходимые для получения сертификата «Собака-спасатель», казалось, были нам под силу.

Во-первых, собаке нужно было уметь подавать из воды предметы; уметь буксировать на берег лодку; спасать утопающего, плавая вокруг него и давая ухватиться за спасательный жилет или шлейку; ну, и слушаться хозяина в воде, выполняя различные команды. К примеру, «вперед», «рядом», «берег». По сути, азы такой подготовки может осилить любая собака, если ее вес будет позволять вытаскивать тяжести из воды. Но не все, как оказалось, так просто. Взять хотя бы управление собакой в воде.

…В воду мы с Брэдой входили бесстрашно. Я даже бесстрашней, чем она: собака норовила пропустить меня вперед, а сама пристраивалась сзади, толкая меня под коленку носом. – Плывите рядом! – кричал нам с берега Юра. Ха! Легко сказать – плывите рядом! Брэда норовила свернуть к берегу и отчаянно царапалась лапами, фыркая мне в лицо. Я силилась отталкивать ее под водой локтем, но это мало помогало. Упрямый лабрадор напирал на меня, как танк.

– Теперь цепляйся за нее и плывите от берега вперед! – раздавалась команда из иной, сухопутной жизни. Тут-то оно и случилось. Я схватила Брэду за шлейку и попыталась удержать в правильном направлении. Но собака резво развернулась и попала мне лапой по уху. Внутри что-то зазвенело, шлейка выскользнула из рук. Брэда принялась нарезать круги вокруг меня, периодически прохаживаясь лапами по спине.

– Бульк! – сказала я после очередного круга и ушла под воду. А вынырнула прямо перед мокрым коричневым носом. Тяжелая собачья лапа легла мне на плечо… – Бульк! – сказала я во второй раз и снова погрузилась под воду. На берег мы выбрались с помощью тренера.

Взгляд со стороны

Но, как говорится, тяжело в учении – легко в бою. И после напряженной работы в дрессировочных лагерях, собаки, подготовленные в Украине, стали постепенно выходить на международный уровень. В 2015 году на чемпионате Германии ньюфаундленд Марли (владелец Ю.В. Малев) выиграл стартовую ступень, а в 2017-м немецкая овчарка Лилу (владелица Гульнара Маркова) заняла первое место на юниорской ступени.

Оценивают наши достижения и судьи из других стран, которых приглашают быть арбитрами на состязаниях. Одна из них – Ингуна Тихомирова, судья и инструктор по ССВ из Латвии.

– Ингуна, как вы оцениваете уровень подготовки украинских собак? – Уровень разный. Есть собаки, с которыми хозяева работают целый год, поэтому они показывают хорошие результаты. Это настоящие спортсмены. Есть собаки с хорошими задатками, но, к сожалению, владельцы уделяют им мало внимания в плане дрессировки. Есть еще отдельная категория, в которую входят люди с большим желанием заниматься ССВ, но у которых собаки боятся воды. Меня радует, что в Украине я увидела огромное желание развивать этот вид спорта.

– Есть ли у вас в стране возможность взаимодействия со спасательными службами? В Украине, к примеру, этому препятствует несовершенная законодательная база… – Нет, к сожалению, мы тоже не можем применять на практике наши навыки по работе с собаками на воде. Но то, что мы делаем, вполне может пригодиться в реальной жизни. Так случилось с ньюфаундлендом из моего питомника. Дело было зимой, и несчастный случай чуть было не произошел возле замерзшего водоема. Четырехлетний ребенок провалился в полынью. А его мама с грудным младенцем была на берегу и ничем не могла помочь. Пес, которого выгуливали неподалеку, бросился на помощь. Когда подоспел хозяин, собака уже вытаскивала мальчика на берег.

Молодая смена

Сегодня уже стало традицией проведение учебно-дрессировочных лагерей по ССВ, которые набирают все больше и больше участников. За это время появились неоднократные победители и призеры чемпионатов Украины, энтузиасты и поклонники этого вида спорта. Причем для ССВ нет ограничения в возрасте: самым молодым участником чемпионатов стал школьник Ярослав Руснак с лабрадором Джерри. Нет и рамок для других пород. Кроме ньюфаундлендов среди собак-спасателей есть ретриверы, овчарки, зенненхунды... Они достигают на воде потрясающих успехов, что только приветствуется!

А для нас с Брэдой лето теперь начинается с хлопотных сборов в дрессировочный лагерь и проходит под веселую кутерьму тренировок на Днепре. И постепенно возникает приятное осознание того, что собака действительно становится настоящим помощником на воде.

165 просмотров
bottom of page