Валентину Леонтьеву сложно назвать звездой или легендой, хотя на ее телепередачах выросли миллионы людей. Может быть, потому что она была просто тетя Валя – родная и близкая в каждой семье. А возможно, потому что это наше детство и наши воспоминания о том времени, когда «деревья были большими», а с экранов каждый день улыбалась «всесоюзная мама».
Валентина Михайловна Леонтьева родилась 1 августа 1923 года в Петрограде. Мало кто знает, что ее настоящее имя было Алевтина, а фамилия – Торсонс. Отец имел шведские корни, что во избежание репрессий постарались скрыть, сменив фамилию. Михаил Григорьевич работал бухгалтером на железной дороге. Мама Екатерина Михайловна работала в больнице.
Маленькая Алевтина и ее старшая сестра Людмила росли в творческой атмосфере, с ранних лет посещали театральный кружок при ТЮЗе. Девочек водили в музеи, устраивали маскарады и концерты. Они обожали своего отца. Увы, Михаил Григорьевич умер в начале войны от заражения крови. Сестры остались с матерью в блокадном Ленинграде. Выжить им помогли… папиросы «Звездочка». Чтобы легче переносить голод, мама научила дочерей курить.
А в 1942-м по «Дороге жизни» они выехали к родственникам в Ульяновскую область. Здесь Валя окончила школу с отличием и отсюда отправилась в Москву, к новой неизвестной жизни.
Каблук в полу и укус медвежонка
Выбор пал на химико-технологический институт, к которому добавилась работа в поликлинике, но мысли о творчестве не отпускали. Поэтому девушка поступила в оперно-драматическую студию при МХАТе, после окончания которой попала по распределению в Тамбов. Здесь же состоялось знакомство с будущим мужем – в театре он ставил дипломный спектакль. Вскоре молодые вместе переехали в столицу. Правда, у начинающей актрисы отношения с театром не складывались, поэтому она решила попробовать себя на телевидении.
После конкурса девушку приняли на должность помощника режиссера, а через некоторое время предложили попробовать себя в роли диктора. Валентина Михайловна с содроганием вспоминала первый прямой эфир, как была зажата и скованна, как, заикаясь, произносила текст. Потом ей рассказали, что в студию позвонил какой-то крупный телевизионный начальник с криком: «Кто это? Чтоб я ее в кадре больше не видел». Но коллеги отстояли стажерку.
А неприятностей и курьезных случаев в работе и дальше хватало. На одном из «Огоньков» тонкий каблук диктора застрял в щели пола, будто приклеив ведущую к одной точке. Пришлось выкручиваться с жестикуляцией и хитрить с камерами. А во время другой передачи о цирках Валю укусил медвежонок. Никто из окружающих ничего не заметил до конца передачи, только потом режиссер программы заметила обмотанное платком запястье и вызвала скорую – ведущей было очень плохо.
Мужчины Валентины
Брак Валентины Леонтьевой с режиссером Юрием Ришаром длился не долго. Сложно сказать, что повлияло на решение – молодость, неустроенность, чрезмерное увлечение делом. Однако через три неполных года супруги расстались. На память о первом браке у нее осталось только несколько откровенных снимков, для которых Валя позировала мужу – он увлекался эротической фотографией.
Спустя некоторое время девушка вышла замуж за переводчика и дипломата Юрия Виноградова. Забавна история их знакомства в ресторане. Молодой человек поспорил с другом, что сможет разыграть приглянувшуюся девушку, представившись иностранным гостем и общаясь через «переводчика». Пара прекрасно провела время в разговорах и танцах. И только на следующий день парень признался в розыгрыше, извинился и снова попросил о встрече. Вале понравился яркий брюнет с хорошими манерами, вскоре она вышла замуж за Юрия.
Они прожили вместе 28 лет – немалый срок, но брак быстро стал формальностью. Девушка с головой ушла в работу, обиды мужа росли, выливаясь в романы и алкоголь. Да и сложные отношения с сыном плохо сказывались на спокойной семейной жизни. А развестись нельзя было из-за дипломатической карьеры супруга. Как бы там ни было, второй брак Леонтьевой тоже распался.
Мало кто знает, что в Валентину был влюблен Аркадий Райкин. Они познакомились на «Голубом огоньке», вечером долго гуляли по городу. Актер почти сразу признался в любви, а потом зачастил в столицу в командировки. И каждый раз ждал встречи у Останкино с букетом цветов. Говорят, именно из-за Леонтьевой Райкин добился открытия своего театра в Москве, рядом с телебашней. Он 10 лет ухаживал за любимой женщиной, но ответных чувств не добился.
Еще одним известным поклонником был Булат Окуджава, с которым еще совсем юная Валя познакомилась в Москве на Арбате. Трогательная и нежная девушка покорила сердце скоромного и стеснительного парня, он считал ее своей музой. Между ними какое-то время сохранялись дружеские отношения, пока выпускница не уехала по распределению в Тамбов. А будущий поэт отправился в Ленинград. Ей он посвятил свое стихотворение:
Сердце свое, как в заброшенном доме окно. Запер наглухо, вот уже нету близко... И пошел за тобой, потому что мне суждено, Мне суждено по свету тебя разыскивать. Годы идут, годы все же бредут, Верю, верю: если не в этот вечер, Тысяча лет пройдет – все равно найду, Где-нибудь, на какой-нибудь улице встречу...
Так и случилось: они встретились только через 50 лет, на одной из программ Леонтьевой, где поэт подарил ей свою последнюю книгу. Через месяц после этой встречи Булат Шалвович умер.
Роман с телевидением
С первого дня в телевизионной студии Валентина Михайловна с головой ушла в работу. Коллеги часто вспоминали о том, что более требовательного к себе человека сложно было найти в ее окружении. Она ночами учила тексты, никогда не путала даты и события, имена и фамилии героев передач. Казалось, ей не нужны ни выходные дни, ни отдых.
Леонтьева хотела ребенка, но тянула с этим до 39 лет. А когда все же решилась, то ни о каком декретном отпуске не могло быть и речи. Ее прямо с работы увезли в роддом, где она родила сына Диму. И уже через три дня мама Валя снова была в эфире. Заботы о малыше легли на плечи бабушки, Екатерины Михайловны – дочь знала, что может на нее положиться.
Через два года на экраны впервые вышла передача «Спокойной ночи, малыши!», которая потом стала первым яблоком раздора между Валентиной Михайловной и сыном. Она понимала, что мальчик растет без нее, видя маму только на экране, но сделать с этим ничего не могла – миллионы других детей каждый вечер ждали тетю Валю. «Телевидение было для меня домом номер один», – позже вспоминала она.
«Из-за работы едва не потеряла сына. Уходила – он еще спал, приходила – уже спал. Не пеленала и даже не кормила». Митя с детства ненавидел телевизор. Когда подрос, как-то в сердцах сказал Валентине Михайловне: «Ты не моя мама, ты всехняя». Она в свою очередь понимала его и старалась оправдывать. Но близкие отношения между ними так и не сложились.
Когда мужу предложили переезд в Нью-Йорк с дипломатической миссией, его супруга была в полной растерянности, не зная, что будет делать там без прямых эфиров и передач. Не ехать, как жена дипломата, она не могла, а ехать не хотела, поэтому оттягивала отъезд как могла. К счастью для нее, эта командировка оказалась не слишком длинной. По возвращении домой Валентина Михайловна сразу же вернулась к работе.
Любимой программой для Леонтьевой стала передача «От всей души». Валентина Михайловна удивительным образом вписывалась в формат – мягкая, душевная, внимательная к каждому. Поразительно, но всех участников она помнила до конца жизни, при упоминании имени и фамилии безошибочно называла героя того или иного выпуска.
Программа выходила в эфир 15 лет. После ее закрытия Валентина Михайловна переживала, спустя много лет даже пыталась самостоятельно возродить ее на экране, обивая пороги руководства с новым сценарием. Но телевидение уже работало по новым законам – пришло время финансовых взаимоотношений, в которых оставалось все меньше места для души. Когда все передачи ведущей закрыли, она стала диктором-консультантом. Какое-то время работала над автобиографической книгой «Объяснение в любви». Но постоянной занятости не хватало, как и прежних встреч со зрителями.
При всей своей популярности Леонтьева отличалась излишней скромностью и неприхотливостью. А возможно, просто не задумывалась о личных благах. С мужем-дипломатом когда-то давно они поселились в ее маленькой комнате коммунальной квартиры, где из мебели стояла кровать да стулья, а платья висели на гвоздях, вбитых в стену. Отдельную квартиру она получила почти через 20 лет работы в Останкино. Всего же любимому телевидению Валентина Михайловна посвятила 50 лет.
Жизнь после славы
В 90-е Леонтьева еще пыталась работать, но постоянных проектов уже не было. Помощник режиссера, консультант в отделе сурдоперевода, программа «Телескоп» и даже радио, но в какой-то момент женщина признала, что память уже не та, и конкурировать с молодыми и активными в профессиональном плане она не сможет. После выхода на пенсию о бывшем дикторе вспоминали нечасто – документальный фильм да пару интервью к юбилею.
Она по-прежнему жила одна в своей небольшой квартире – с сыном отношения так и не наладились. Говорили, что Дмитрий Юрьевич так и не простил матери того, что вместо семьи она выбрала работу, винил ее во многих проблемах. А у Леонтьевой тогда оставалась одна мечта – чтобы Митенька заехал повидаться.
В начале 2000-х, когда резко ухудшилось здоровье, сестра забрала Леонтьеву к себе, в небольшое село. Людмила вспоминала, как Валентина Михайловна тяготилась одиночеством. Но в последние годы никого к себе уже не пускала: «Не хочу, чтобы меня видели такой – больной и состарившейся. Пусть лучше помнят молодой и красивой, как на телеэкране». Валентина Михайловна Леонтьева умерла в мае 2007 года. На похороны не приехал ни сын, ни коллеги.