6 июня в Одессе умерла Кира Муратова, советский и украинский кинорежиссер, фильмы которой навсегда вошли в историю мирового кинематографа. У нее снимались Владимир Высоцкий, Георгий Делиев, Олег Табаков, Зинаида Шарко, Нина Русланова, Рената Литвинова, Алла Демидова, Наталья Бузько и многие другие. Кира Георгиевна завершила карьеру в 2012 году фильмом «Вечное возвращение».
Семья румынских коммунистов
Кира Муратова родом из бессарабского города Сороки, который сегодня принадлежит Молдавии. Родилась 5 ноября 1934 года в семье секретаря сорокского подпольного уездного комитета коммунистической партии Румынии, ее девичья фамилия – Короткова. Отца расстреляли в 1941 году под Одессой, и Кира росла с мамой, Натальей Исааковной Коротковой-Скурту.
Ее тоже арестовывали за политические убеждения, но выпустили, а во время Второй мировой войны Наталья Исааковна была секретарем румынского политического деятеля Анны Пауер. После войны мама выбрала мирную профессию и работала врачом бухарестского родильного дома «Polizu», а затем заняла должность в министерстве культуры Социалистической Республики Румыния. Детство Кира провела в Бухаресте, а затем в Кишиневе.
Режиссерские курсы Сергея Герасимова
В 1959 году оканчивает режиссерские курсы ВГИКа. Ее учителями были Сергей Герасимов и Тамара Макарова. В 1961 году устраивается режиссером на Одесскую киностудию. Здесь она проявила не только свой талант, но и характер.
Система, должная выпускать преданных и покладистых своих последователей, с фанатичной яростью давала сбои – Аскольдов, Муратова, Тарковский, Данелия, Роу, Захаров и еще десятки других режиссеров, видевших мир не так, как хотело руководство.
Кто-то шел на уступки ради главной цели – работы в кинематографе, а кто-то не желал видеть компромиссов в искусстве и оставался без куска хлеба.
Уход с Одесской киностудии
Она сняла несколько фильмов – «У крутого яра», «Наш честный хлеб», «Короткие встречи» и «Долгие проводы», чем заработала репутацию человека, не идущего на сделки с совестью. Она была режиссером невероятно честным и принципиальным, что очень не нравилось комиссиям. Последний ее фильм, снятый на Одесской киностудии, просто положили на полку. Муратова ушла и в 1977 году устроилась на работу на Ленинградскую студию.
"Нужно было постоянно доказывать, что ты не верблюд. Что ты хочешь прославиться, а не очернить советский строй... Даже безденежье так не мешает делать кино, как идеология: "Почему ты хочешь снимать эту сцену на кладбище и в больнице? У нас в СССР смерти нет", — начальники знали лучше, как надо снимать", - вспоминала Кира Георгиевна.
В Одессе, работая над своим первым фильмом, она познакомилась со своим будущим мужем, Александром Муратовым, который и дал ей знаменитую фамилию. Вместе они сняли и следующий фильм, а вот «Короткие встречи» и «Долгие проводы» были самостоятельными работами Муратовой.
Ленинград
В Ленинграде она сняла «Познавая белый свет» (1978), во время работы над которым познакомилась с художником Евгением Голубенко, ставшим ее вторым мужем и соавтором сценариев. Начался новый этап в карьере режиссера: «Перемена участи» (1987) и «Астенический синдром» (1989), фильмы, привлекшие к себе значительное внимание критиков и общества. За «Синдром» Муратова получила приз на Берлинском кинофестивале в 1990 году.
После международного признания фильмы, спрятанные в архив, «достали». Вернее, нашли чудом уцелевшие копии – как и «Комиссара» Аскольдова, фильмы Муратовой приказали уничтожить. Были смыты 555 копий, но один экземпляр сохранила киномеханик Зоя. Так были спасены «Короткие встречи». Выяснилось, что фильмы Муратовой глубоки и наполнены поразительной философией, где на первом плане показаны нравственные качества человека, о которых так неудобно было говорить при Союзе.
Особые фильмы
Да, фильмы Муратовой не для всех. Они сложны и глубоки, а далеко не каждый готов смотреть фильмы такого уровня. В конце концов, у кино много функций и не секрет, что большинство ищет в киномире отдых и отрешение от реальности, предаваясь прекрасным иллюзиям. Но киноискусство - сложная субстанция, где первое место отведено правде, какой бы страшной она не была. Задача кино показывать человека, его сущность, как есть – со всеми пороками, в радости и горе, с хорошими и плохими качествами. И в этом Кира Муратова была сильна, она видела все и старалась передать это в своих фильмах.
Снимала немного, но так, что хватило на десятилетия. Всего в ее списке шестнадцать полнометражных фильмов. Карьеру кинорежиссера закончила в 2012 году, сняв свою последнюю киноленту «Вечное возвращение». А в Ленинграде так и не осталась, вернулась вместе с Евгением Голубенко в Одессу, где они вместе жили.
Она не любила давать интервью и мало общалась с прессой. «Мне не надо, чтобы про меня снимали документальное кино. Дневники и все, что когда-то писала, хочу сжечь... Хочу, чтобы от меня остались только фильмы — и все»…