Михаил КРИШТАЛЬ, заслуженный артист Украины, служит в Киевском академическом театре на Подоле, что в самом историческом центре столицы. Играет не только на театральной сцене, но и в кино. Актерскую профессию изучал в Днепропетровском государственном театральном колледже, после чего десять лет радовал зрителя в Донецком академическом украинском музыкально-драматическом театре. Об актерской доле, о зрителе, о театре – Михаил Кришталь для наших читателей.
– В Донецк стремились попасть многие театры со своими спектаклями. Хороший зритель?
– Донецкий зритель учился языку театра последовательно. И потом, посредством приобретенных знаний и навыков, ему становилось интересно не имя заезжей звезды, но и то, что ему она покажет. И наша заслуга в том, что мы зрителя приучили к хорошему. Заслуга конкретно нашего Донецкого драматического театра, где я служил, в том, что мы расширяли театральное общество. Все больше и больше зрителей хотели приходить на спектакли. Донецк стал интересен гастролерам, ведь мы готовили публику годами.
– Столичный зритель отличается от публики в других городах страны?
– Радикально отличается. У столичного зрителя выбор намного больше. Конкуренция и борьба за зрителя в Киеве жесточайшая. А это серьезнейшим образом обязывает. И это предполагает конкуренцию между артистами. Киевский зритель требователен – он видел больше хорошей режиссуры, больше хорошей актерской работы. Я бы даже сказал, что киевская публика более искушена в вопросах театра, поэтому актеру здесь сложнее.
– Популярность артиста чем определяется, востребованностью?
– Востребованность – это и есть популярность.
– А у вас бывали пустые залы?
– В мою бытность работы в театре на Подоле – нет. Да и вообще не было. К тому же есть такое понятие, как популярность театра, и дело не в том, сколько зрителей пришло, а в том, какими они после спектакля ушли. И вернутся ли еще раз.
– Актер должен быть амбициозным? Что заставляет актера расти, большая конкуренция?
– Система взаимоотношения артиста и режиссера – это система общения «ученик – учитель». Режиссер в какой-то степени делает актера.
– То есть хорошего актера воспитывает хороший режиссер?
– А что такое хороший режиссер? Это опять скользкая тема. Для кого-то один режиссер хороший, для кого-то другой. Я не знаю определения, что такое плохой режиссер. И не вполне понимаю, что такое плохой спектакль. Ощущение хорошего спектакля у каждого зрителя индивидуально. Хороший режиссер проверяет ощущения зрителя, прежде всего, по своим ощущениям. Для этого он должен быть социализированным человеком и отдавать себе отчет в том, что делает. Вот цитата: «Мы живем в одном городе, ходим по одним и тем же улицам. Есть серьезное основание предполагать, что те мысли, которые посредством театра мною высказываются, будут интересны достаточно большому количеству людей». Это сказал художественный руководитель Театра на Подоле, народный артист Украины В.Е. Малахов. Вот где-то в этой формуле находится секрет успеха или неуспеха спектакля, а также актеров, его составляющих. «Актер – это инструмент для достижения идей» – тоже замечательно определение. А спектакль – это средство достижения, вернее, донесения идеи. Вообще, о хороших спектаклях нужно говорить в примерах. Я не буду говорить о плохих, поскольку не стану рассуждать о коллегах и их проблемах с точки зрения творчества. Кстати, плохих актеров – их немного. Любой, кто прошел горнило учебы, отбора, общения, вне зависимости от театрального заведения, он хорош.
– Так может, есть просто артисты и неартисты?
– Не совсем. Иногда людей портят неверные кадровые решения. То есть иногда вопрос не в артисте, а в том, кто принимает художественно-репертуарные решения. Вопрос в грамотном художественном руководителе театра. Артиста ведут. Артист играет «свои» роли. Если актер играет «свои» роли и выходит в тираж, начинает «заштамповываться» – он «портится».
– Может, у актера должен быть агент, который будет ему подсказывать, какие роли брать, где «свои», где и с кем работать? Это упростит жизнь?
– Актеру репертуарного театра агент не нужен. У актера не должно быть простой жизни, ему же играть будет нечем. Есть прекрасная фраза в фильме «Неудержимые-3»: «… мне нужны молодые, голодные, злые, не боящиеся поймать пулю». Так вот это про актера. Артист должен чувствовать себя молодым, злым, голодным и не боящимся поймать пулю в лице неуспеха, невостребованности и так далее. Для актера в Киеве масса точек приложения сил: театральные площадки, озвучивание, кино.
– Вы лично себя считаете успешным?
– Я считаю, что до успешного мне еще нужно приложить достаточно серьезные усилия. Но я не назову себя неуспешным, нет. Я где-то посередине этих определений. У успешного человека больше средств и методов для решения возникающих проблем. Есть ребята, рядом с которыми я понимаю: нужно очень серьезно стараться работать.
– Что означает работать над собой?
– Быть в более-менее нормальной физической форме. Есть определенные технологические актерские приемы, которые нужно совершенствовать. И техника исполнения в данном случае – вещь очень сомнительная, кому-то помогает, а кому-то мешает. Нужно быть не техничным и, допустим, садиться в шпагат. Пусть вокруг тебя все садятся в шпагат, но зритель должен запомнить именно тебя.
– Скажите, личной жизни мешает профессия актера?
– Я когда-то ставил себе такой вопрос. Сейчас уже нет. Если приложить усилия, то можно вполне нормально организовать свою личную жизнь и заниматься профессией.
Это общественный миф, что артист должен быть ловеласом. Я обращаю внимание публики – взгляните на свою жизнь перед тем, как рассуждать о личной жизни артиста. И я напоминаю всем, что сейчас двадцать первый век – век недоразвитого капитализма, по крайней мере в нашей стране. И ни одна профессия не дает какой-то гарантии выживания и востребованности. Жизнь – это борьба во всех смыслах: и в финансовых, и в организационных. И так у большинства людей. Актер в этом смысле ничем не отличается от представителя любой другой профессии. Я понимаю, зрителю нужна какая-то аура вокруг любимого актера, флер загадочности…
– Но это же в природе человека – посплетничать про медийных персон.
– В природе человека заложено и убийство, но человеческое общество старается избегать проявления агрессии хоть как-то. Сплетни – это плохая привычка. Пришло время, чтобы наша уважаемая публика пересмотрела свои привычки. То, что было актуально вчера, совершенно неактуально сегодня.