top of page

Счастье и трагедии Марины Влади

10 мая Марине Влади, знаменитой французской актрисе, последней жене Владимира Высоцкого, исполняется 80 лет. «Для кого-то 80 лет – как один миг. А для меня – много-много жизней, – признается она сегодня. – Каждая из них – колоссальная амплитуда счастья и трагедий». И актриса не лукавит. «Этой женщине за всю ее жизнь пришлось пережить столько трагедий, что ее сердце превратилось в кусок железа», – как-то написал о ней известный французский журналист.

Не Марина и не Влади

Эта известная французская актриса имеет русские корни и ее настоящее имя Екатерина Марина Полякова-Байдарова. Родители звезды когда-то эмигрировали из России во Францию. Отец – еще во время Первой мировой. Мать – вскоре после революции. Владимир Васильевич Поляков-Байдаров был родом из очень богатой московской семьи. Окончил консерваторию, прославился как баритон русской оперы в Париже. Хотя сначала был военным летчиком. Он ушел в армию добровольцем, служил во Францию. В русскую армию его, единственного сына овдовевшей матери, не взяли.

После войны юноша остался во Франции, не утратив при этом духовную связь с родиной. Если верить актрисе, в семье всегда говорили по-русски, готовили русские блюда и любили устраивать основательные чаепития. Единственно, на столе никогда не было пирогов. Мать Марины – балерина Милица Евгеньевна Энвальд, дочь белого генерала и выпускница Смольного института благородных девиц, сама никогда не ела ни мучного, ни сладкого и четырем своим дочерям делать этого не разрешала.

Девочки – Ольга, Татьяна, Милица и младшая Екатерина Марина росли в творческой атмосфере: все играли на фортепьяно, пели, посещали занятия в балетном училище при парижской Опере. В дальнейшем трое из них стали актрисами, а одна – режиссером. Все взяли псевдонимы, начинающиеся на первую букву имени их отца, в надежде, что это принесет им удачу.

Марина решилась сменить свое имя уже после смерти Владимира Васильевича, которого она просто обожала.

Юная колдунья

Среди сестер младшая Марина была самой эффектной. По этой причине мама не уставала повторять девочке, что ее внешность – самое главное оружие, с помощью которого она в дальнейшем сможет открывать любые двери. И хотя в кинообъектив первыми попали старшие сестры, Марина тоже не осталась в стороне. Ее, десятилетнюю малышку, пригласил сняться с одной из них в фильме «Летняя гроза» сам Жорж Жаре.

А в 15 лет будущая звезда с благословления матери в буквальном смысле слова продала свою невинность продюсеру картины «Черные перья». Позднее в своих откровенных мемуарах «24 кадра в секунду» она поведала о том, что одним из первых ее поклонников стал снимавшийся с ней в этой кинокартине знаменитый Марчелло Мастроянни.

Влюбившийся в нее с первого взгляда известный актер и режиссер, преподав юной деве первые «уроки флирта», практически носил девчонку на руках и ввел ее в кинотусовку. Однако взамен получил разбитое сердце: легкомысленная барышня, насладившись вниманием знаменитого партнера, переключилась на другой объект – красавца Марлона Брандо, который, к слову, оказался намного сдержаннее Мастроянни.

И хотя настоящего романа у Марины с Брандо не случилось, зато ее кинематографическая карьера стала быстро набирать обороты. В 1956 году зрители увидели киноленту «Колдунья», снятую на французский лад по мотивам повести Куприна «Олеся» с Влади в главной роли. После небывалого триумфа этого фильма к актрисе приклеилось это прозвище. «Девчонка действительно колдунья. Вскружить голову такому количеству мужчин!» – перешептывалась вся кинотусовка. И не зря.

Среди ее поклонников оказались знаменитые режиссеры – Орсон Уэллс и Джузеппе де Сантис. А один из столпов «новой волны» Жан-Люк Годар даже предлагал ей руку и сердце. Однако она остановила свой выбор на Робере Оссейне, в ту пору мало кому известном режиссере и актере, имеющем русские корни.

Не состоявшаяся Анжелика

Ей было 17, ему – 28. Отец Оссейна был азербайджанцем, мать – еврейкой, рожденной в Киеве. Влюбленного Робера словно магнитом тянуло в большой дом русской дворянской семьи Поляковых- Байдаровых. Он делал все, чтобы понравиться Марине. А она, посмеиваясь над ним, шутила, что выйдет за него замуж только поле того, как он вычерпает ложкой целый океан. Они поженились спустя два года.

Героиня «Колдуньи» и прославленный Жоффрей де Пейрак из «Анжелики» считались одной из самых красивых и образцовых пар французского кино. За пять лет в этом браке родились двое сыновей – Игорь и Петр. Впрочем, Марина верности супругу не хранила.

Поговаривали, что, несмотря на страсть, супруги не могли долго находиться друг с другом. Любовь быстро перерастала в скандалы. Они расставались мучительно и долго, даже дети не смогли спасти этот брак. На протяжении последующих лет Марина и Робер, не сумев сберечь дружеских отношений, испытывали друг к другу самую настоящую ненависть.

Влади первой из актрис предложили роль «маркизы ангелов». Но она, узнав, что главного героя, с которым ей предстоят постельные сцены, будет играть ее бывший супруг, категорически отказалась. А Робер в одном из интервью признался: «Нельзя строить отношения, когда лишь один человек готов на все ради другого, а второй… Я искренне и беззаветно любил Марину. А что испытывала ко мне она, так и осталось для меня загадкой».

Муза мятежного барда

После развода с Оссейном Влади поклялась себе, что больше никогда не выйдет замуж, однако судьба распорядилась иначе. Выйдет. И не раз.

Во время одного из авиаперелетов уже ставшая известной актриса повстречала Жан-Клода Бруйе, летчика гражданской авиации, владельца двух международных авиакомпаний, путешественника и бизнесмена, который в 1963 году стал ее вторым супругом.

И хотя Бруйе на тот момент был достаточно популярной личностью во Франции, известность его супруги в разы превосходила его собственную. Это противоречило взглядам Жан-Клода.

Он желал лицезреть жену дома, а не проводить время в бесконечных ожиданиях ее возвращения со съемок. Марина же отнюдь не намеревалась оставлять профессию в угоду супругу. Она успела родить ему третьего сына – Владимира, но брачный союз, просуществовав три года, тихо и мирно распался.

На момент второго развода повзрослевшую актрису уже перестали интересовать мимолетные романы и порядком поднадоели поклонники. Поэтому она с удовольствием приняла приглашение режиссера Сергея Юткевича принять участие в съемках его новой картины. Уезжая в Москву вместе с мамой и тремя сыновьями, Влади планировала провести в «стране валенок и медведей» пару месяцев, но, повстречав Владимира Высоцкого, задержалась на целых 12 лет.

О том, что происходило между французской актрисой и мятежным советским бардом, написаны книги и сняты фильмы. Одни называют их роман одной из величайших любовных историй ХХ столетия, другие же считают его мученической страстью с трагическими для обеих сторон последствиями. И хотя Марина всегда и везде признавалась во всепоглощающей любви к поэту, скептики по сей день, подвергая сомнениям ее искренность, полагают, что она использовала его только ради денег.

Возродившаяся из пепла

Однако, что бы ни говорили, жизнь с Высоцким и его гибель чуть не убили актрису. От затянувшейся жесточайшей депрессии и попытки покончить с собой ее спас врач-онколог Леон Шварценберг. На протяжении длительного времени он лечил от рака сестру и маму актрисы. А в 1981 году по ее просьбе выхаживал смертельно больного режиссера Андрея Тарковского.

И именно он, оказавшись рядом, помог пережить жизненную драму и самой Влади. Поэтому, когда доктор был вынужден уйти из семьи, оставив жене и сыну свой дом, Марина, не задумываясь, приютила его как друга. Впрочем, достаточно скоро они начали засыпать и пробуждаться в одной постели, а «временный приют» растянулся на долгие 23 года. Паре в мире и согласии удалось пройти рука об руку сквозь серьезные испытания.

Так, когда Шварценбергу, занимавшему на тот момент должность министра здравоохранения Франции и являвшемуся убежденным сторонником эвтаназии, было предъявлено обвинение во взяточничестве и в убийстве с их согласия нескольких безнадежно больных людей, Влади первой выступила в прессе в защиту своего супруга: «Я живу с этим человеком в одном доме и сплю в одной кровати. И могу на крови поклясться, что честнее Леона я не знаю никого!»

А он, понимая, насколько важна для нее память о Володе, ни разу за их совместную жизнь не потребовал снять со стены его портрет и никогда не возражал, если Марина включала пластинки Высоцкого. По злой иронии судьбы Шварценберг скончался от того же заболевания, от которого в течение долгих лет лечил людей, – от рака. В последние мучительные месяцы его жизни Марина, чтобы подавить боль и страх, пристрастилась к алкоголю.

А после похорон заперлась в доме и на протяжении нескольких лет покидала его лишь раз в неделю – купить чуть-чуть продуктов и много спиртного. «Мне казалось, что жизнь моя кончена. Дети далеко, родных мужчин не осталось. От полного отчаяния и самоубийства меня спасли мои собаки, за которыми надо было ухаживать. И другая страсть – писательство», – позднее призналась актриса. Она больше так и не вышла замуж, а обо всех своих мужьях вспоминала с гордостью, как о людях исключительных и уникальных.

513 просмотров
bottom of page