Эта актриса неповторима в своей уникальности и женственности. Она превосходно управляется с ролью супруги и матери, однако свою личную жизнь бережет от любопытных глаз, избегая бесцеремонных вопросов прессы. Марина Неелова не любитель давать интервью, для зрителей она живет на сцене, и, играя сегодня возрастные роли, переступив 70-летний рубеж, смотрится по-прежнему юной. Для одних она трогательная принцесса из «Старой, старой сказки», для других – робкая Аллочка из «Осеннего марафона». А еще – учительница из «Дорогой Елены Сергеевны» или следователь из «Тюремного романса».
Рука судьбы
Коренная ленинградка Марина Мстиславовна Неелова родилась 8 января 1947 года. Свое имя девочка получила от родителей неспроста: отец и мать во время войны, связав свою жизнь с морем, оба служили на флоте. Будучи долгожданным и любимым ребенком, Марина получала от родителей максимум заботы и внимания, при этом довольно много времени уделялось эстетическому воспитанию. Мама ходила с ней на спектакли, а отец, увлекавшийся живописью, приобщал к этому и дочь.
Но все-таки наиболее ярким детским впечатлением девочки стало первое посещение театра. «Мне было лет пять, – вспоминает актриса, – шел балет «Щелкунчик». Я вошла в зал, села в бархатное кресло, и передо мной открылась потрясающая картина, в которую я абсолютно верила. Балерины с тонкими ножками на пуантах выбегали на сцену. Весь зал смотрел на них с восторгом, сверху сыпались цветы, ими была засыпана вся сцена. «Боже, – думала я, – какая прекрасная жизнь! Вся в цветах!»
Хотя еще один случай из раннего детства актриса до настоящего времени воспринимает как пророческий. Проходя с мамой мимо киоска «Союзпечати», где были выставлены открытки с изображением известных актеров, какая-то неведомая сила заставила их остановиться. И маленькая Марина выбрала фотографию абсолютно незнакомого ей актера.
Пятилетняя девочка не была знакома с его творчеством, не видела картин с его участием. Но ежедневно доставая и украдкой рассматривая фото, мечтала о встрече с ним. И судьба в будущем предоставила ей такую возможность. Василий Васильевич Меркурьев, актер, так полюбившийся малышке, впоследствии стал ее любимым учителем и наставником.
Тихий женский героизм
Пролетали годы... Хрупкая, миниатюрная выпускница ленинградской школы никак не была похожа на актрису. «Две спички ног, две спички рук, глаза и нижняя губа», – именно такой запомнил юную Неелову актер и режиссер Олег Табаков. Однако страсть к театру у девушки была настолько сильной, что она на сто процентов была убеждена в своем поступлении в избранный ею театральный вуз – Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
Хотя, когда Марина, придя на вступительные экзамены, увидела всех желающих абитуриентов, ее решимость заметно поубавилась. Но для того чтобы все-таки выделиться из общей массы, находчивая девушка приняла нестандартное решение. Так, одним из заданий, предлагаемых абитуриентам, был показ пантомимы про мытье окон. И в отличие от других Будущая актриса стала «мыть» не маленькую форточку, а воображаемую большую витрину. Перебегая из конца в конец которой, она и обратила на себя внимание конкурсной комиссии.
Не прогадала девушка и с отрывком из «Войны и мира», в ходе прочтения которого лгитмиковские профессора сумели разглядеть ее незаурядный драматический талант. В результате Марину зачислили на курс знаменитых питерских педагогов – Ирины Мейерхольд и ее мужа Василия Меркурьева.
Благодаря упорству, трудолюбию и природному дарованию актрисы дела пошли успешно, и, будучи студенткой третьего курса Неелова, снялась в фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка». Причем молодая актриса одновременно сыграла обе главные роли – дочери трактирщицы и принцессы.
Ее дебют прошел весьма удачно. Увы, радость от успеха была омрачена печальным известием: в пятьдесят лет ушел из жизни отец, так и не успевший увидеть триумфа своей дочери.
Ее «Современник»
После первого успеха в кино Неелову заметил режиссер Георгий Товстоногов. Казалось бы, путь в легендарный БДТ открыт. Но в 1971 году неожиданно для всех молодая актриса оставила родной город, дом, маму, карьеру на «Ленфильме» и начала все с нуля, в Москве. И причина в самой Нееловой. Она рвалась в БДТ, но боялась разочаровать Товстоногова. Можно было продолжать играть принцесс и служанок на «Ленфильме», но ей хотелось настоящих драматических ролей.
«Сомнения – моя движущая сила», – признается позже Марина. Рассерженный Товстоногов в сердцах бросит: «Она потеряет все! » Но он ошибся: Москва приняла Неелову. Она стала работать у Завадского в театре Моссовета, репетировать у Эфроса, получила роль в фильме «Монолог» с Михаилом Глузским.
Но все это время Неелова мечтает о «Современнике». Ей помог случай: уходит в декрет исполнительница главной роли в постановке «Валентин и Валентина» и с легкой руки режиссера Валерия Фокина и актера Константина Райкина в 1974 году актрису срочно вводят в спектакль. Здесь же в «Современнике» в середине 70-х годов в спектакле «Спешите делать добро» она сыграет свою самую драматическую роль.
Марина и представить себе не могла, насколько этот спектакль станет для нее судьбоносным. В дальнейшем она исполнит главные роли в лучших спектаклях «Современника». И каждая ее роль, станет событием – как сплав противоречий актрисы-женщины, соединив воедино смех и слезы, мальчишество и женственность, робость и сексуальность.
Мастер по эротике
Главного режиссера и худрука театра «Современник» Галину Волчек на протяжении длительного времени упрекали в том, что она сделала из Нееловой «бессменную премьершу». И не только. Счет поклонников Марины шел на десятки тысяч. Ее пышная копна каштановых волос, искрящийся взгляд, тонкая талия, стройные ножки сделали ее эталоном женственности и сексуальности.
Во второй половине 80-х актриса становится лицом поколения и определяет его стиль. Все ее героини – будь то продавщица из сельпо, следователь прокуратуры или просто учительница, как бы и не сыграны актрисой, а прожиты ею убедительно и точно. «По сцене она движется как беспокойная кошка… у нее голос избалованной девочки и эротическая внешность, которая электризует публику», – так писали о ней критики.
В 1986 году выходит спектакль «Звезды на утреннем небе», в котором Неелова воплотила на сцене образ обездоленной и одинокой проститутки Лолы. Не считая показных эпатажных средств: пышной прически, вульгарного макияжа, слишком смелых нарядов, актриса умело применила и свой врожденный резерв – обольстительную фигуру и эротичную привлекательность.
А практически через пятнадцать лет, в 2000 году в спектакле «Современника» «Сладкоголосая птица юности» невзирая на возраст, Марина вновь исполнила роль женщины без комплексов. Она была настолько восхитительна и хороша, что молодые актеры прозвали постановку мастер-классом Нееловой по эротике.
В погоне за счастьем
Расположения Нееловой искали многие знаменитые мужчины. Но актриса всегда принимала решение сама. Первым ее мужем стал Анатолий Васильев, артист театра на Таганке и режиссер. Они познакомились на съемках дипломного фильма, в котором Марине была предложена главная роль. Выйдя за него замуж сразу же после этого фильма, она переехала в Москву, в его коммуналку и стала работать в театре Моссовета.
Параллельно с этим Неелова ездила на съемки в Ленинград и играла в «Современнике». Однако после того, как она заснула прямо на сцене во время репетиции, Галина Волчек выставила ей ультиматум: «Ты уж как-нибудь определись...» И актриса определилась: после восьми лет совместной жизни развелась с Васильевым и выбрала театр.
Следующий роман Марины, с шахматистом Гарри Каспаровым, стал настоящей сенсацией и бурно обсуждался и в Москве, и за ее пределами. Они встретились в 1984 году, когда ему был всего лишь 21 год, а Нееловой уже 37. Доказательством того, что эти отношения не были вымыслом, стало признание самого Каспарова в его книге «Дитя перемен»:
«Вне сцены говорили, что она – та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, словно роза – шипы. Короче говоря, это была неординарная женщина», – написал шахматист пару лет спустя. Поговаривали, что их роману воспрепятствовала мать Каспарова, считавшая, эти отношения помехой в карьере сына. И Гарри, послушав мать, порвал с Нееловой. И хотя Марина уже была беременна, она смогла вычеркнуть предавшего ее мужчину из своей жизни.
Ей было почти сорок, когда она стала мамой. Для актрисы такой невероятной работоспособности и востребованности это был серьезный шаг. Родившуюся дочь Марина назвала Никой. Актриса, которая до сих пор жила одним театром и ролями, в одночасье превратилась в заботливую и нежную мамочку. Сейчас о дочери она может говорить часами. А Ника Неелова, унаследовав от деда – отца Марины – художественный дар, стала талантливым художником, скульптором, дизайнером, выставляющим свои работы на престижных европейских выставках.
Свое же женское счастье Марина нашла с дипломатом Кириллом Геворгяном, ставшим истинным папой для ее Ники. Их встреча, произошедшая на одном из приемов, быстро переросла в роман. А когда через три месяца они поженились, Неелова отправилась вслед за мужем, советником российского посольства, в Голландию. И хотя все это время ее «Современник» подстраивал график спектаклей под любимую актрису, на этот раз она выбрала семью.