top of page

Иван Яворский: Встреча с Папой Римским – большое счастье

Хирург от Бога – говорят о нем. «Аргументы недели» расспросили Ивана Яворского о том, что является главным в работе, на что благословил его Папа Римский, и о чудесах, с которыми пришлось столкнуться.

Справка. Иван Иванович Яворский – заведующий отделением малоинвазивной хирургии Киевской городской клинической больницы №1 (с января 2016 г. – КНП «Киевский городской центр «Академия здоровья человека»).

«Только к Яворскому!»

Несколько лет назад отделение переживало бум большого ремонта – ломали стены, меняли коммуникации, буквально заново на руинах старых «совковых» помещений выстраивали новые палаты европейского уровня. А больные все равно просились сюда, «только к Яворскому» – настолько сильна вера в чудодейственную силу рук необычного доктора. Тут добрый взгляд, сердечное отношение к пациентам – норма. Персонал – в белых одеждах сестер милосердия. Оказывается, так бывает…

Голос у доктора мягкий, с легким польским акцентом – он родом с Западной Украины, недалеко от Львова:

– Не представляю, кем мог бы быть кроме врача. Это та стезя, ради которой, думаю, Господь и сотворил меня на этой земле. Это Он наделил меня талантами. Причем не за какие-то мои заслуги. А как раз ради того, чтобы я развивался и помогал людям. Служить страждущим – в этом я вижу свой долг. Когда после операции вижу глаза больного, которые светятся добром и благодарностью, это придает мне силы. А выписывая выздоровевшего, понимаю, что есть ради чего жить, что я не зря занимаю это место на Земле.

– Когда вы почувствовали, что быть врачом – ваше призвание?

– Давно, еще когда учился в младших классах. Как-то попал в больницу с переломом костей нижней конечности. И там впервые столкнулся со страданиями человека. Лежал в одной палате с мужчиной, у которого, как я теперь понимаю, был рак кишечника. Его прооперировали, вывели стому, и он, вынужденный находиться в многолюдной палате, очень тяготился своим состоянием. Я видел глаза этого мужчины и понимал, что он внутри переживает серьезную драму – как ему дальше существовать со своей болезнью, как находиться в семье, в обществе. И почему-то я в тот момент вдруг подумал, что если бы я был врачом, хорошим хирургом, то смог бы помочь этому человеку. Выписавшись из больницы, уже четко знал, кем хочу стать в жизни. Знаете, бывало даже такое: встречаю человека, наблюдаю за ним, смотрю в глаза и каким-то непостижимым образом понимаю, что человек нездоров и даже чувствую, чем он болен, и уже прикидываю, как бы мог его вылечить.

«Доброта сильнее зла»

– Кто ваши родители? Как они воспитывали вас?

– Они простые люди. Но очень богатые духовно. С самого раннего детства давали мне наставления, что всегда нужно помогать слабым и страждущим. Помню, в подростковом возрасте почувствовал себя белой вороной, когда понял, что мир совсем другой, он жесткий и часто несправедливый. Решил тогда: своих детей буду воспитывать по-другому. Но родители возразили: ты всю жизнь будешь благодарить нас за то, что мы тебя воспитали «не таким». Даже самая маленькая доброта всегда сильнее зла. И привели сравнение. Добро – это день, зло – ночь. Если глубокой ночью зажечь лучинку, ты увидишь, насколько слаба темнота – она расступается от этого маленького огонька. А известны ли тебе случаи, когда днем зло и тьма отключили бы свет? Нет, так не бывает. Конечно, я всегда помню родительские советы и заветы. И свою дочь учу тому же. Рад, что она выросла добрым и чутким человеком, никогда не пройдет мимо, если видит, что кому-то нужна помощь. Юлианна, как и я, выбрала профессию медика. Пока она студентка, но мне кажется, она будет очень хорошим врачом.

– Вы говорите о важности доброты, но как это сочетается с тем, что хирург (а вы успешный хирург) должен быть жестким в своих действиях?

– Мне тяжело в моральном плане даются операции по ампутации конечностей. В этот момент я ощущаю внутреннюю борьбу между состраданием и жизненной необходимостью. Во всех остальных случаях я просто сосредоточен на том, чтобы профессионально выполнить свою работу. Например, поступает человек с ножевым ранением, с внутренним кровотечением. Тут для спасения жизни важно принять решение и сработать быстро, не теряя ни секунды. Да, хирург должен в какой-то мере быть с холодным сердцем, лишние эмоции могут навредить.

«Может, Бог наделил меня особым даром?»

– Сейчас вы известный и авторитетный хирург. А как начинался ваш путь в профессию?

– Поступить сразу после школы в мединститут не получилось. Два года отслужил в советской армии. Во время службы подал рапорт о поступлении в Ленинградскую военно-медицинскую академию. Но не прошел медкомиссию. У меня обнаружили гайморит. Вот такая несправедливость – служить срочную с гайморитом можно, а быть офицером нельзя. Но я знал, что добьюсь своего. После демобилизации поступил в Киевский медицинский. Еще во время учебы начал подрабатывать в Главном военном клиническом госпитале Министерства Обороны. Туда и пришел после института. Помню, в один из дней подходит ко мне генерал Владимир Яковлевич Белый, главный специалист, авторитетнейший хирург. Ведет меня в операционную и поручает самостоятельно провести аппендэктомию. Сам в это время стоит за моей спиной и наблюдает. Я ужасно волновался. Спина намокла, руки слега дрожат. Важно было не только все четко выполнить, но еще и во время уложиться – 15 минут. Владимир Яковлевич засекал. И вот заканчиваю я операцию, поворачиваюсь, а его уже нет. Ну, думаю, все, уволят. Переживал всю ночь. И вдруг на следующий день на совещании генерал, указывая на меня, произносит: «Этот человек еще покажет, что такое хирургия». Я был очень удивлен. И в тот момент подумал, что, может, Бог наделил меня особым даром. И если это так, то я весь свой талант отдам служению людям.

– Были ли в вашей практике случаи, которые можно было бы назвать чудом?

– Да, были. Вот один пример, который я как врач объяснить не могу. 24 августа 2011 года к нам поступи 14-летний мальчик с огромной, размером с человеческую голову опухолью в брюшной полости. С распадом, с прорастанием повсюду. Только мы коснулись ее, началось кровотечение. С трудом, но удалось его остановить. Всем было понятно, что перед нами четвертая стадия рака. Некоторые из бригады шептали: чего возиться – зашивать надо, все равно он обречен. Но я упорно соскребал и соскребал остатки вредоносных тканей с жизненно важных органов. Не могу сказать, что верил в тот момент в чудо. Но оно произошло. Мальчик выздоровел! Сейчас он студент транспортного университета, его сняли с онкологического учета. Это, кстати, не единственный случай, когда происходят такие необъяснимые вещи. Как будто кто-то свыше дает шанс больному или, может, мне.

«За что Господь послал мне такое счастье?»

– Как давно вы пришли к вере?

– Мама с детства учила меня молитвам и утверждала, что Господь всегда поможет. Сталкиваясь в жизни с трудностями, только утверждался в вере в Бога. За особую честь почитаю встречу с Папой Римским Бенедиктом XVI. Приглашение в Ватикан состоялось осенью 2012 года, в очень непростой для меня период жизни, и было поистине чудом. Мы тогда как раз задумали создание нашего отделения и столкнулись с массой препятствий. И в тот момент узнаю, что Папа приглашает меня с семьей к себе на аудиенцию. Невероятно! Я подумал, что это невозможно. Поверил, лишь когда держал официальное приглашение из Ватикана. До сих пор не понимаю, за что Господь послал мне такое счастье? Саму встречу вспоминаю с трепетом. Ты держишь эту теплую сухую руку, легкую, как пушинка, и чувствуешь ни с чем не сравнимую благодать. Смотришь в глаза этого человека и понимаешь, что он видит всю твою жизнь. Его слова тихие, но сильные. Очень добрые.

– О чем вы говорили?

– О, это интересно. Накануне я попросил архиепископа перевести на итальянский несколько фраз. Ночью пытался выучить текст, не совсем успешно. На следующий день в приемной меня спросили, что это за бумажка у меня в руке. Я говорю, текст, который я хочу сказать. Мне говорят: а это не надо, тут нет политики, вы должны быть естественны. Пристыженный, я спрятал листик в карман. А во время встречи вдруг так легко начал говорить, что Папа подумал, я знаю итальянский. И сам стал отвечать мне по-итальянски. И тут опять чудо – я вроде слов не разбираю, но все понимаю, вернее чувствую, что он говорит. Главное из этого - что он благословляет меня в моих начинаниях. Это было очень важно для меня. И именно с того момента дела пошли успешно.

– Вы каждый день сталкиваетесь с серьезными патологиями, видите поврежденные болезнью внутренние органы. Дайте читателям совет, как оставаться здоровыми.

– Прежде всего – это правильное питание. Продукты не должны содержать ничего вредного. Вредное – это консерванты, химические вещества, всевозможные добавки, которые становятся причиной серьезных заболеваний. И второе – это регулярные физические нагрузки. Хотя бы раз в неделю вы должны заставить ваш организм интенсивно поработать, чтобы избавиться от токсинов. Будьте все здоровы.

Справка.

Сегодня в отделении малоинвазивной хирургии выполняются все виды общехирургических операций. Отделение основано 1 января 2013 года. Это была задумка главного врача больницы Игоря Ивановича Чермака – создать подразделение, отвечающее современным европейским стандартам, где бы применялись новейшие медицинские технологии.

bottom of page