top of page

Хор «Крещатик»: мы ломаем стереотипы!

Этот коллектив носит звание муниципального, которое он заслужил в 2000 году. Сегодня это академический камерный хор, гордость не только города Киева, но и всей Украины. Члены этого коллектива много гастролируют, их хорошо знают в Центральной Европе, но своей главной задачей они считают творческое покорение сердец украинского зрителя. Художественный руководитель и дирижер хора – заслуженный артист Украины Павел Петрович СТРУЦЬ. Автор проектов и продюсер хора – Андрей ВОИНОВ. Мы встречаемся в концертном зале Дворца культуры «Большевик», где хор «Крещатик» недавно обрел новый дом. О музыке, сложностях выживания и огромных творческих планах хора – специально для читателей газеты «Аргументы недели».

Павел Струць, художественный руководитель и дирижер

– Павел Петрович, расскажите, когда родился хор?

– Коллектив был рожден в 1994 году. В то время мало кто исполнял современную музыку наших композиторов. И вот появилась идея создать хор, который бы пел музыку молодых украинских авторов. Объединились единомышленники – это была основа, первые шаги. Я пришел в 1995 году, когда хор представлял собой аматорский кружок. В нем пели музыканты и исполнители из других профессиональных коллективов, студенты и просто люди, которые любят это искусство.

– То время было достаточно сложным для Украины: зарплаты не платились, нужно было выживать, а не песни петь…

– А разве сегодня простое время? Речь о заработках тогда не велась, хор был любительский. Люди собирались, чтобы получить удовольствие от того, что они делают. К 2000 году, когда коллектив получил статус муниципального и стал профессиональным, была проделана огромная работа: коллектив нарабатывал свое особое звучание, которое невозможно спутать ни с одним другим хором. У нас существуют свои уникальные тембральные окраски, свои оригинальные трактовки некоторых произведений, решения. Мы – хор с собственными традициями. Было очень непросто: менялся состав, но оставались самые преданные.

– Сегодня хор сменил несколько составов. Как вам удается сохранять особенность исполнения?

– Я, став художественным руководителем, продолжаю хранить те тембральные основы, которые были заложены. Но мы сейчас столкнулись с тем, что нужно искать новые альтернативные жанры. Мы были интересны, но если не развиваться, в том числе и в симбиозе жанров, если не разворошить хор, не расшевелить его, то мы отстанем на порядок от тех стилей и направлений, которые сейчас есть. В своем роде мы пионеры. В Украине, безусловно, есть коллективы, которые работают в разных жанрах и направлениях, в том числе и в соединении несоединимого, например Национальный оркестр народных инструментов, который играет не только народные песни. Возможно, нам не хватает каких-то ресурсов, чтобы сделать себе рекламу. Понимаете, в умах обывателя устоялась мнение, что хор – это люди с папками в руках, громко поющие, с опущенными глазами. А мы пытаемся разрушить эти стереотипы. Мы хотим, чтобы на наших концертах присутствовали зрители не только с музыкальным образованием, пришедшие послушать качественную академическую музыку. Мы хотим привлечь совершенно простого человека, не связанного с профессиональной музыкой.

– Павел Петрович, ну, хор вы расшевелили прекрасно – все ваши солисты поют и танцуют. У вас это получилось. Скажите, а были минуты отчаяния, когда хотелось все бросить?

– Подготовка в режиме цейтнота – это тяжело. На все нужно время, чтобы это было качественно и интересно. Чтобы выйти на сцену без предчувствия провала и без испуга на лице, нужен длительный подготовительный период. Но если речь идет о моральном давлении или еще чем-то таком, то пока, слава богу, нет. Мы настолько увлечены тем, что мы делаем, что нас сложно остановить. Был очень тяжелый момент в 2010 году, когда у нас была сложная финансовая ситуация. Наш коллектив покинули некоторые вокалисты, но не потому, что стало неинтересно. Тогда все муниципальные коллективы находились в состоянии стагнации. Нас просто не финансировали. Сейчас, в последние три года, мы имеем полное финансирование, и за это огромная благодарность киевским властям. Сейчас мы чувствуем поддержку практически во всем. Есть отклик и обратная связь с руководством области.

– Тяжело попасть к вам в хор, чтобы стать солистом?

– Да. Нужно обладать многими умениями, талантами и человеческими качествами. Мы требуем абсолютного владения голосом и ремеслом. К нам приходили многие талантливые ребята с прекрасными голосами, мы давали им возможность в коллективе себя проявить, шли на уступки, даже если нам не все нравилось. Бывало и так, что мы не верили в кандидата, а он рос буквально на глазах. Были и такие, которые приходили с совершенно феноменальными данными, но нам приходилось с ними прощаться, так как видели – им тяжело: голос есть, а владеть им не могут, или могут, но не хватает музыкальной грамотности. Но и самый важный критерий – человеческая порядочность. У нас маленький коллектив, всего двадцать три человека, и если кто-то ведет себя не так, страдают все. Мы в этом смысле единый организм, и если один орган барахлит, трясет всех.

– А сколько мальчиков и сколько девочек?

– Мальчиков сейчас больше. Учитывая, что низкие мужские голоса – это основа, мы укрепили фундамент, чтобы выше был небоскреб.

– А как вы справляетесь с амбициозностью участников хора? Все же молодые, безумно талантливые.

– Если честно, то ведем постоянную и кропотливую работу. Это ведь естественно: человек очень характерно себя показывает, раскрывается, берет много сольных партий и заболевает звездной болезнью. Очень важно вовремя дать ему вакцину. Многих нам удается вернуть к нормальной жизни. Запущенные варианты, к сожалению, уходят. Но в любом случае артист здесь получает такую школу, что по приходу в другой коллектив его берут без прослушивания.

– Текучка кадров есть?

– Когда есть стабильность в стране, текучки нет. Несмотря на то, что у нас огромные нагрузки и относительно небольшая, по сравнению с другими национальными коллективами, оплата, мы держимся. У нас совершенно особый микроклимат: нет интриг, здесь нет семейных пар и выяснения отношений. Мы оберегаем себя от подобного. Работа есть работа, такие условия.

Андрей Воинов, продюсер

– Андрей, вы автор программ хора «Крещатик» и отвечаете за продаваемость коллектива. Тяжело продюсировать академический камерный хор?

– Неимоверно тяжело. Тяжело бороться со стереотипом восприятия хора, потому что многие находятся в плену старинных представлений о хоре как о поющих бабушках с папками. Мы же совершенно другие. Мы шоу-хор, театр-хор. Знаете, когда мы ставим себе задачу продавать билеты, то боремся за каждого зрителя, ведь мы выступаем в маленьких залах, на двести человек, не больше. Сейчас есть улучшения, на новые программы зритель идет охотней. Нам очень тяжело продавать билеты на себя. Понимаете, в Киеве ежедневно происходят тысячи событий, а публика, которая интересуется серьезной музыкой, она растянута по всем площадкам: консерватория, филармония, другие альтернативные площадки.

Сложности возникают в самой системе продажи билетов. Операторы, которые распространяют билеты, плохо воспринимают само понятие «хор». Я даже запрещаю своим сотрудникам употреблять слово «хор» в быту, просто чтобы уйти от стереотипов. Если честно, я еще сам не знаю, как назвать такое уникальное явление, как хор «Крещатик». Но мы готовим ребрендинг хорового жанра.

– Сколько у вас концертных программ?

– Духовная музыка, в основном украинских композиторов плюс некоторые мировые шедевры. Классическая музыка, причем мы готовим новую программу классического исполнения с оркестром. Народная музыка – здесь у нас несколько направлений: есть программа с национальным духовым оркестром, классическая народная музыка, и мы сделали потрясающую программу «Ожерелье красных песен» – это известные народные песни в новейших аранжировках наших авторов. В этой программе народные песни звучат как джаз и эстрада. В общем, совершенно новое звучание. Далее у нас сделаны роскошные эстрадные программы, где мы исполняем мировые хиты. Это кавер-версии известных песен, очень широкий диапазон звучания, но все в рамках классического академического исполнения. Совершенно новое направление для нас – уникальная программа, которую мы презентуем 4 апреля в Доме актера. Это известная инструментальная классика, которая будет перепета нашим хором акапельно. Плюс есть сюжет, на сцене совершится действие, а солисты будут шутить. Название «Классика в шутку» приурочено к 1 апреля.

– Как вы думаете, что зрителю больше по душе из ваших программ: духовная, классическая, народная или эстрада?

– «Хоровой» зритель в Киеве – это в пределах, боюсь ошибиться, пяти или шести тысяч человек. Каждый другой зритель – это как покоренная нами вершина. Если удается привлечь такого человека на наш концерт, заинтересовать нашим исполнением, мы считаем свою задачу выполненной. Мы же не поменяем свою природу, мы всегда будем академическим хором, но мы стараемся быть интересными разному зрителю. Мы делаем симбиозы классической, народной и духовной музыки, мы развиваемся во многих направлениях. Хотите узнать о нас больше – обязательно приходите на наши концерты! Мы выступаем в зале ДК «Большевик» на Шулявке. Приглашаем всех!

Фото Андрея ВОИНОВА

Для тех, кто хочет не только почитать, но и послушать - бонус в виде отличного видео!

bottom of page